[<10>] ====== Толкования на Пс. 32:8 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Да убоится Господа вся земля, от Негоже да подвижутся вси живущии по вселенней** **Да убоится Господа вся земля.** Земля да не воздает более чествования демонам. **От Него же подвижутся вcu живущии по вселенней.** Живущие по вселенной люди, слыша о Нем, подвигнутся из прежнего своего состояния, в котором служили они идолам, и покорятся Создателю своему. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Василий Великий ===== **Да убоится Господа вся земля, от Негоже да подвижутся вси живущии по вселенней** Поскольку //«страх Господень начало»// чувства (ср.: [[old:pr:01:07|Притч. 1,7]]), то мудрствующих земное должен вразумлять страх. И страх, как предуготовитель к благочестию, допускается по необходимости, последующая же за ним любовь усовершает тех, которые образовались в училище страха. Поэтому псалом всей земле предписывает страх. Сказано: **«Да подвижутся же от Него вси живущии по вселенней»**, то есть всякое движение, совершаемое или мысленно, или телесным действием, да происходит в них согласно с Божией волею. Так разумею слова: **«да подвижутся от Него»**, то есть ни глаз да не подвижется без Бога, ни рука да не движется без Бога, ни сердце да не помышляет чего-либо не благоугодного Богу. И вообще ничем другим да не подвижутся, ничто, кроме страха Божия, да не приводит их в движение. //**Беседы на псалмы. Беседа на тридцать второй псалом.**// ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **Да убоится Господа вся земля, от негоже да подвижутся вси живущии по вселенней** Господу с трепетом предстоят Силы небесные, духовные Светы, высокие Умы; да трепещет же и земля пред Ним, ничтожная пылинка в создании Божием; да подвижутся от Него все, живущие по вселенной, как брение и пепел. Ничтожны, неизъяснимо ничтожны пред Ним и земля, и твари, на ней живущие: от одного слова Его они и получили свое бытие и держатся в своем бытии: //ибо Он сказал, – и сделалось; Он повелел, – и явилось//. **//Дневник. Том I. 1856.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== Ст. 8-9 **Да убоится Господа вся земля, от Негоже да подвижутся вси живущии по вселенней: яко Той рече, и Быша: Той повеле, и создашася** Упомянув о небесах, и о невидимых Силах, а потом о водной сущности, Пророк изводит на среду и землю, и населяющих ее, научая, что они – Божии создания, и повелевая им бояться и трепетать Творца, и повиноваться Его мановениям. Слово: //«да подвижутся» Симмах// заменил словом: да благоговеют, а //Акила//: отступят в страхе, благоговение вселенной относя к будущему времени; потому что люди возымели этот страх не тогда, как Пророк произносил слова сии, но по вочеловечении, страдании и воскресении Владыки Христа. ===== Евфимий Зигабен ===== **Да убоится Господа вся земля, от Негоже да подвижутся вси живущии по вселенней** **Да убоится Господа вся земля** Землею Давид часто называет людей, как и теперь, или потому что они созданы из земли, или потому что обитают на земле. Итак, показав выше силу Творца из великого дела творений, царе-пророк побуждает происшедших из земли людей бояться и чтить такового Создателя, как единственного Бога. Или: землею называет мудрствующих о земном, как говорит //Великий Василий//. Во многих местах священного Писания можно находить, что земля имеет такое значение. Итак, сим то землемудрым людям повелевает бояться Бога и хранить заповеди Его. //Блаженный Августин//, изъясняя сие, говорит: Никто не бойся чего либо другого кроме Его (Бога). Звери ли свирепствуют? Бога бойся. Человек ли ненавидит тебя? Бога бойся. Диавол ли воюет? Бога бойся. Вся тварь под властию Того, кого повелевает (Давид) бояться. Почему и Соломон сказал: Кроме Его никого не бойся. **От Негоже да подвижутся вcи живущие по вселенней** От страха, говорит, пред сим Господом и зиждителем всего пусть трепещут и приходят в удивление все люди; поелику Бог велик и страшен. //Великий Василий// иначе понимал сие: от Него—он принял в значении как Ему угодно, а да поколебаются (в греческом) в значении да подвинутся, то есть, пусть будут движения всех людей, как душевные, так и телесные согласны с Богом и соединены с страхом Божиим. А я принимаю сие и в отношении ко Христу. Ибо словами и делами Христа потряслись ВСЕ люди; и одни из них обратились к вере и богопознанию, а другие смутились при слухе о Евангелии Его. //Симмах// вместо—да подвижутся, сказал: да почтет; а //Акила//—убоятся, относя к наступающему (будущему) времени страх всей земли, как изъясняет //Феодорит//. Ибо, когда сии слова написал, благоговения и страха такового люди еще не имели, но возымели оный уже по вочеловечении, страдании и воскресении Владыки Христа. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Да убоится Господа вся земля, от негоже да подвижутся вси живущии по вселенней:** Из всего вышереченнаго о всемогуществе и силе Бога взявши случай, Пророк увещавает людей, дабы боялися Бога, и заповедей Его не преступали. //** Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.**// ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 8–9 **Да убоится Господа вся земля, от Негоже да подвижутся вси живущии по вселенней: яко Той рече, и Быша: Той повеле, и создашася** Изобразив величие и всемогущество Бога в творении небес и в устроении и утверждении вод морских, псалмопевец призывает всех людей к благоговению и страху Божию: **вся земля**, т.е. все люди; или, как выражено во второй половине стиха, **вcи живущий по вселенней**, да убоятся Господа, пусть все проникнутся трепетным опасением оскорбить Его величие. Пусть все знают, что все, что ни есть в мире, создано Богом, по Его всемогущему слову и повелению, и все зависит от мановения Того, от Кого получило бытие свое. **Той рече** – и сбылось; Он повелел – и настало. А потому ничто как повредить нам не может, если Бог не попустит, так и защитить от гнева Его не в силах, если мы лишаемся Его благоволения и милости. Помня все сие, все народы земные должны иметь страх Божий и, под опасением оскорбить святое величие и всемогущество Творца и Промыслителя вселенной, должны прославлять Его усердным исполнением Его заповедей. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]