[<10>] ====== Толкования на Пс. 32:15 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **создавый на едине сердца их, разумеваяй на вся дела их** **Создавый на едине сердца их.** Один Бог знает сердца человеческие. Потому и Спаситель сказал иудеям: //вскую вы мыслите лукавая в сердцах своих// ([[new:mf:09:04|Мф. 9,4]])? **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Василий Великий ===== **создавый на едине сердца их, разумеваяй на вся дела их** См. Толкование на [[old:ps:032:13#svt_vasilij_velikij|Пс. 32:13]] ===== Свт. Григорий Нисский===== **создавый на едине сердца их, разумеваяй на вся дела их** См. Толкование на [[old:ps:032:13#svt_grigorij_nisskij|Пс. 32:13]] ===== Прп. Петр Дамаскин ===== **создавый на едине сердца их, разумеваяй на вся дела их** **Создавый наедине сердца человеческая**, как сказал Псалмопевец. И из этого ясно, что **наедине** создается сердце, то есть ум, — терпением того, что нас постигает. //**Творения. Книга вторая.**// ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **создавый на едине сердца их, разумеваяй на вся дела их** **«Создавый наедине сердца их, разумеваяй на вся дела их»**, то есть, сказал я о Боге всяческих, что Он //«призре»//, но //«призре»//, не как незнающий и желаюший дознать, а как судия изрекаюший приговор; потому что Сотворившему душу возможно ли не знать движений ея? Пророк употребил слово: //«сердца»// вместо: //«разум»//. ===== Евфимий Зигабен ===== **создавый на едине сердца их, разумеваяй на вся дела их** **Создавши на едине, **(отдельно)** сердца их** Не только, говорит, Бог смотрит на людей и на дела их, но что еще страшнее, Он смотрит и вникает в сердца людей, как пишет //Феодорит//. Потому что если Бог создал сердца людей, то, без сомнения, Он знает и движение сердец их. Посему мы должны бояться не только по причине невозможности скрыться от Бога, когда сделаем зло, но и когда мыслим об оном. Сказав—отдельно, вместо того, чтобы сказать—создал сердца наши отделенными от зла и от примеси страстей. Или отдельно вместо того, чтобы сказать, как говорит великий //Василий//,—отделенными от прочих животных, как свойственно разумным. **Разумеваяй на вся дела их** И это должно быть великим побуждением к страху и удивлении в отношении к Богу, что Он, говорит, не имеет нужды в глазах и ушах и других чувствах для узнания чрез них дел, или слов, или помышлений человеческих; нет, Он просто знает и понимает все. //Великий Василий// говорит: А под делами мы понимаем и размышления, и мысли, и вообще всякое движение человеческое. Божеств. //Кирилл// из сего выводит такое заключение: Итак, по истине Бог был сей Сын, тот кто знал и сердца наши, как создавший их отдельно и разумеющий все дела живущих на земле не потому, что кто либо свидетельствует, или возвещает ему, но потому что Он сам наблюдает помышления и смотрит в сердца и знает сокрытое. Ибо свет пред ним, как написано [[old:dan:02:22|(Дан. 2,22)]], или лучше— он Сам свет. И Иов: Знающий ум человечий [[old:iov:07:19|(Иов. 7,19]]—у //Никиты//). И //Евсевий//: Сказано—на едине— вместо—отлученно и отдельно от прочих животных, каждый человек имеет в себе разум на подобие заключенного сокровища, почему никто не может понимать помышления другого (в издан. Своде). ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **создавый на едине сердца их, разумеваяй на вся дела их.** Пророк объясняет, что Бог не так зрит с небеси на сынов человеческих, как зрим мы на вещи в далеком разстоянии от нас находящияся, то есть, безпорядочно и грубым образом: но зрит ясно и весьма тонко все дела их, то есть, кто что делает, или делать намеревает, как телом, так и мыслию. Таким образом видит все помышления, все желания, все слова, все дела, прошедшия, настоящия, и будущия всех и каждаго человека. Притом доказывает, что Бог может все сие видеть потому, что Сам создал сердца всех и каждаго человека особенно, то есть, создал души всех людей порознь, а потому создал и мысли и воли, от которых все дела человеческия происходят. Следовательно, кто мог создать сердца, тот без сомнения может и испытывать их. Оное слово – //наедине//, не то означает, что души человеческия все были созданы в одно и то же время, как мнил Ориген и другие заблуждшие, но относятся к одному и тому же Творцу, аки бы сказал Пророк: Бог создал все сердца, не исключая ни единаго, однако не так, аки бы одно Сам создал, а другия иным создать оставил, но Сам един создал все и притом раздельно или порознь. Ибо Церковь наша верует, что души прежде тел не созидаются: //** Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.**// ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **создавый на едине сердца их, разумеваяй на вся дела их** См. Толкование на [[old:ps:032:13#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 32:13]] [<10>]