[<10>] ====== Толкования на Пс. 32:20 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Душа же наша чает Господа, яко Помощник и Защититель наш есть** **Душа же наша чает Господа.** Представляются в пример, как показавшие уже упование на Господа. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Василий Великий ===== **Душа же наша чает Господа, яко Помощник и Защититель наш есть** Слово сие поощряет к терпению, чтобы мы, когда нападает на нас какой-либо оскорбитель, не разлучались //«от любве Божия, яже о Христе Иисусе»// [[new:rim:08:39|(Рим. 8,39)]], но от всей души несли труды, ожидая помощи от Бога. //**Беседы на псалмы. Беседа на тридцать второй псалом.**// ===== Прп. Нил Синайский ===== **Душа же наша чает Господа, яко Помощник и Защититель наш есть** В слове сем заключается увещание к терпению, а именно, к тому чтобы мы, если и бываем когда-либо оставлены кем-либо из оскорбляющих нас, сами не отлучали себя от //«любви Божия, яже о Христе Иисусе Господе нашем»// [[new:rim:08:39|(Рим. 8:39)]], но всею душою претерпевали все трудное, ожидая помощи от Бога. **//Письма на разные темы. Сенатору Птолемею.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== Ст. 20-21 **Душа же наша чает Господа, яко помощник и защититель наш есть: Яко о Нем возвеселится сердце наше, и во имя Святое Его уповахом** Поэтому, насладившись столькими благами, имеем твердую надежду на Бога, и всегда от Него ожидать будем помоши; потому что Он даровал нам и настояшую радость. Потом, сказал:// «яко во имя святое Его уповахом»//, испрашивает и милости равномерной надежде. Ибо говорит: ===== Евфимий Зигабен ===== **Душа же наша чает Господа, яко Помощник и Защититель наш есть** **Душа же наша чает Господа** Здесь Давид возбуждает и ободряет нас к тому, чтобы мы во время искушений надеялись на Господа, ожидая Его помощи; потому что по причине любви нашей к Нему ненавидят нас неверные иноверцы. Далее высказывает самую причину ожидания. **Яко помощник и защитник наш есть** Потому, говорит, мы должны ожидать Господа и искушений ради Господа, что мы из многого удостоверились, что Он не оставляет до конца беспомощными, но подает нам защиту и помощь. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Душа же наша чает Господа, яко помощник и защититель наш есть:** Доселе Пророк беседовал ко избранным Божиим, и призывал их к духовной радости о Господе и к хвалению Бога, Отца чадолюбиваго и премилосердаго; а здесь вводит самих праведных ответствующих на призывание, и глаголющих: //душа наша чает Господа//. Разумеют праведные, чего Дух Святый хощет от них, когда призывает их к радости и хвалению Бога: ведают, что намерение Его в том состоит, дабы чрез сие воодушевить их к дальнейшему пребыванию в правде и к теснейшему союзу с Богом, чтоб ни в каких гонениях, коль бы они тяжки ни были, не отступали от Него, и чтоб хвалили Бога делами паче, нежели словами. Ответствуют убо, что они, толико будучи облагодетельствованы, пребудут постоянны в страхе и любви Его. //Душа наша чает Господа:// то есть, все, что бы ни приключилося нам, не разлучит нас от любви Божией, и мы не будем взирать к иному утешителю, но с терпением пождем утешения свыше; писано бо есть: //аще умедлит, потерпи Ему, яко приидый приидет, и не закоснит//[[old:avm:02:03| (Авв. 2:3).]] Впрочем слова сии: //душа наша чает Господа//, сказаны Еврейским слогом, по свойству коего душе присвояется то, что приличествует всему человеку, наипаче, когда говорится о вещи духовной. Так сказал Исаия в гл. [[old:is:26:08|Ис. 26:8:]] //память, еяже желает душа наша.// И паки: //от нощи утренюет дух мой к Тебе, Боже//. И Иеремия в Плаче, гл.[[old:pier:03:26| Плач. 3:26]]: //душе ищущей от Бога благо//. В сем смысле рекла и Пресвятая Дева Богородица:// величит душа моя Господа// [[new:lk:01:46|(Лк. 1:46)]]. В следующих словах: //яко помощник и защититель наш есть//, дают праведные причину, чего ради решились постоянно ожидать Господа: понеже ведают, из самаго опыта познали, что Господь в благополучных обстоятельствах помогает им, а в несчастных защищает. //** Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.**// ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 20–22 **Душа же наша чает Господа, яко Помощник и Защититель наш есть: яко о Нем возвеселится сердце наше, и во имя святое Его уповахом. Буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя** В сих заключительных изречениях псалма Давид сам как бы становится на сторону тех праведников, уповающих на милость Божию, к которым обращена была речь его в начале псалма, и от лица их выражает сердечное исповедание пред Богом, в котором высказывает, что они душою своею преданы Господу как своему Помощнику и Заступнику. **Душа наша чает Господа, яко Помощник и Защититель наш есть**. То есть: мы понимаем, говорят праведники, и чувствуем, что ничто не разлучит нас от любви Божией, и что бы ни случилось с нами, мы не будем взирать на иного утешителя, но с терпением будем ожидать утешения свыше, в той глубокой уверенности, что Господь никогда не оставляет боящихся Его и в благополучных обстоятельствах помогает им, а в несчастных защищает. А вместе с этим терпеливым ожиданием помощи Божией праведники сознают свой долг радоваться о Господе и прославлять Его [[old:ps:032:01|(ст. 1)]] и самым делом исполняют этот долг, так как в уповании **на святое имя Его** **сердце их веселится о Нем**. Наконец, они молят Господа, чтобы Он всегда ниспосылал им Свою милость, в которой они всегда имеют нужду и которая обещана всем **уповающим на Господа**, а они никогда не переставали и не перестанут уповать на Него. **Буди, Господи, милость Твоя на нас, яко же уповахом на Тя**. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]