[<10>] ====== Толкования на Пс. 33:2 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== Ст. 2-3 **Благословлю Господа на всякое время, выну хвала Его во устех моих. О Господе похвалится душа моя: да услышат кротцыи и возвеселятся** Если и оказываюсь достойным похвалы, потому что обрелось нечто доброе в делах моих; то восписать это должно не мне, но Богу. Он соделал меня известным, Он соделает меня и достославным. **Да услышат кротцыи, и возвеселятся.** Да возвеселится всякий праведник, услышав о спасении, какое соделано мне Господом; потому что спасает Он уповающих на Него. Псалмопевец не довольствуется тем, чтобы песнословить одному, но причастников кротости делает причастниками и песнопения. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Василий Великий ===== **Благословлю Господа на всякое время, выну хвала его во устех моих** См. Толкование на [[old:ps:033:01#svt_vasilij_velikij|Пс. 33:1]] ===== Свт. Феофан Затворник ===== Ст. 2-4 **Благословлю Господа на всякое время, выну хвала его во устех моих. О Господе похвалится душа моя: да услышат кротцыи и возвеселятся. Возвеличите Господа со мною, и вознесем имя его вкупе** //Содержание:// Вспоминая об избавлении от беды самой крайней, святой Пророк изливает свои благодарные и хвалебные Богу чувства, говоря: буду во всякое время благословлять Господа, хвала Ему не престанет исходить из уст моих; и Господом единым будет хвалиться душа моя,— тем, что я — Божий, силен Богом, состою под кровом Его (полтора стиха). Чувство безопасности под кровом Божиим исполняет отрадою сердце богопреданное. Исполненный им, святой Пророк ищет сделать участниками его и всех кротких,— тех, кои, подобно ему, смирены обстоятельствами жизни и стеснены нуждами и крайностями. Да услышат, говорит, сие кроткие и возвеселятся, потому, конечно, что и им всем открыт тот же путь спасения от бед. Почему и их всех, как бы уже получивших те же милости,— ибо они готовы им и над ними как бы простерты,— приглашает: приидите, вместе возвеличим Господа и вознесем имя Его (другие полтора стиха). См. также Толкование на [[old:ps:033:01#soderzhanie_psalma|Пс. 33:1]] ---- В этих трех первых стихах святой Пророк выражает свои, полные силы и движения, чувства к Богу и, не довольствуясь своим единоличным к Богу обращением, в полноте чувств, возбуждает к тому всех, всем порываясь передать свое духовное благонастроение и соделать их участниками благодарного и хвалебного к Богу возношения. И при небольшом внимании, не трудно заметить следующие истины, печатлеемые в уме при чтении стихов сих: 1) что должно благословлять Господа во всякое время, во всех обстоятельствах жизни, как радостных, так и скорбных. Это — долг покорности Промыслу Божию (первое полустишие 2-го стиха); 2) что надобно воспитать в себе выну хваление Бога, довесть себя до того, чтоб сердце непрестанно возносилось к Богу в молитве, как бы это было естественное его отправление. Это — долг ревнования о совершенстве в духе и святое занятие всех святых и ищущих освящения (вторая половина 2-го стиха); 3) что все должно относить к Богу, и всякий тем только должен хвалиться, что он — Божий, Им вспомоществуется и состоит под кровом Его (первое полустишие 3-го стиха). Это — долг богопреданности и плод смиренного сознания вседействия Божия; 4) что истинный дух благочестия не может довольствоваться единоличным к Богу обращением и вкушением духовных благ, от Бога исходящих: но общниками того стремится соделать и всех единомысленных, чтоб все единодушно и едиными устами славили единого всех Бога. Это — долг братской любви (второе полустишие 3-го стиха и 4-й стих). Вот как сии мысли изводятся из означенных стихов святыми Отцами! ---- **Благословлю Господа на всякое время.** Благословлять Господа — значит благое о Нем изрекать слово. В сем смысле это то же, что и хвалить Господа. Но обычно благословлять есть благодарить. Богоблагодарение есть вид молитвы, отличный от богохваления. Сие последнее возбуждается созерцанием Божественных совершенств и великих дел Божиих, а первое — сознанием и чувством Божиих благодеяний нам и всем. Святой Давид благодарит только и хвалит, а не просит, что есть третий вид молитвы. Не просит потому, что достиг богопреданности, такого совершенства в духе, в котором не докучают Богу прошениями, а только, возносясь к Нему сердцем, говорят: Господи! Тебе все ведомо. Устрой о мне, как угодно святой воле Твоей! При словах: **благословлю Господа на всякое время** — святой //Василий Великий// говорит: «избежав смерти, святой Пророк как бы полагает для себя уставы жизни, настраивая душу свою так, чтоб ни одной минуты не проходило без благословения Бога. В благоденствии ли, говорит, буду или в нуждах и скорбях, во всякое время не престану благословлять Господа, веруя, что всё от Него и ничего не бывает по случайному стечению обстоятельств». «Не престану песнословить Владыку моего — и в благополучии, и в злополучии, и преследуя врагов, и бегством от них спасаясь» (//Феодорит//). Святой Пророк здесь делом показал, что после внушал и Апостол, говоря: //всегда радуйтеся, непрестанно молитеся, о всем благодарите// (ср.: [[new:1sol:05:16|1 Сол.5,16-18]]). «Видишь (святой //Василий Великий//), какова душа святого Пророка! Непрерывные несчастия не ослабили его благодушия и теплого к Богу обращения. Изгнан из отечества, разлучен с женою, родными и домашними, лишен имущества и принужден скитаться, даже против воли попал в руки врагов и едва не растерзан ими. Терпя все сие, не сказал он: где есть Бог? И доколе будут продолжаться горести? А напротив, тем самым еще более разжигался любовию к Богу и упованием на Него. Поистине, на нем совершилось то, что потом писал Апостол: //скорбь терпение соделовает, терпение же искусство, искусство же упование// ([[new:rim:05:03|Рим. 5,3-4]])». И в самом деле, скорби для людей благонастроенных суть как бы крепительная пища. Чем больше они терпят, тем становятся сильнее и непреодолимее в борьбе с неприятными случайностями в жизни. Это есть для них также и школа обучения. Сим путем восходят они от силы в силу и достойными соделываются славы, которою увенчает их наконец Подвигоположник и Раздаятель венцов. Почему они //укаряеми благословляют: гоними, терпят: хулими, утешаются// (ср.: [[new:1kor:04:12|1Кор. 4,12-13]]). Стыдно им в счастии благословлять, а в печальных и тесных обстоятельствах хранить молчание, когда тут-то и следует более благодарить, зная, что //егоже любит Господь, наказует, биет же всякого сына, егоже приемлет// (ср.: [[new:evr:12:06|Евр. 12,6]]). А что сказать о тех, кои в счастии Бога забывают, а в несчастии изрыгают ропотные речи! (сокращенно оттуда же). «Поешь ты с Давидом, говорит блаженный //Августин//: //благословлю Господа на всякое время.// Но когда это, по слову сему, будешь ты благословлять Господа? Когда Он благопоспешает тебе во всем? Когда ты изобилуешь временными благами? Когда много у тебя всякого добра, хлеба, елея, вина, скота, золота, серебра? Когда все у тебя здоровы и никто не умирал прежде времени, когда счастие обильно изливается на дом твой,— тогда ли только благословишь ты Господа? Нет,— не тогда только, но во всякое время благословляй Господа. Благословляй и тогда, когда посылаются такие блага, и тогда, когда они, по намерениям Божиим, отъемлются. Ибо бывает и это. И тогда настает бедность, нужда, скорбь и труд. Но ты, воспевавший: //благословлю Господа на всякое время//,— и когда дает Он те блага, благословляй, и когда отъемлет, благословляй. Он дает, Он и отъемлет. Но Себя Самого Он не отымет от тебя, если будешь благословлять Его. Так, Иов не только благословлял Господа, когда изобиловал всем, чем был богат: скотом, слугами, детьми и всеми вещами; но и тогда, как взято было все у него вдруг, он исполнил написанное в псалме сем, говоря: Господь даде, Господь отъят. Якоже Господеви изволися, тако и бысть. //Буди имя Господне благословенно// (ср.: [[old:iov:01:21|Иов. 1,21]]). Вот у кого учись во всякое время благословлять Господа!» Легко благословлять Господа в счастии. Обрадованное сердце подвигает и язык на благодарение. Но как возбудить в себе благословение сие в горестях и скорби? Святой Апостол, давая заповедь о всем благодарить, впереди ее поставил другую: //всегда радуйтеся// ([[new:1sol:05:16|1Сол. 5,16]]). Вот и руководство нам, чем расположить сердце к благословению Бога во времена скорбные. Надо узреть и ощутить в бедах и скорбях нечто, обрадовать могущее, то, например, что прискорбность жизни есть знак особого попечения Божия, подобное тому, какое оказывает отец сыну, наказывая его,— что скорби и беды суть у Бога способы врачевания нашего, как резания и прижигания у врачей,— что тем очищаемся и, очищаясь, становимся способными и достойными блаженствовать вместе с чистыми, в такой славе, чаяние которой располагать должно ни во что вменять все страсти нынешнего времени. Когда увидишь благо в скорбях такое же или и большее, чем в самом счастии, как было это с мучениками,— то вселишь обрадование в сердце, а от него тотчас перейдешь и к благодарению. Чувствами нельзя властно распоряжаться, как распоряжаемся движениями тела. Их надо подвигать исподволь и возбуждением одного подготовлять порождение другого. И чувства в отношении к Богу не все вдруг рождаются и не все вдруг восходят до своего совершенства, а воспитываются постепенно трудами и подвигами в благочестной жизни. Главное здесь — крепкое и глубокое удостоверение сердцем в Божием о нас промышлении,— в том, что Бог печется о нас, как отец о чадах, и что потому все, что Он ни допускает и ни устрояет для нас, все то есть существенно необходимое для спасения каждого из нас. Всему, впрочем, учит жизнь, со вниманием к себе и молитвенным к Богу обращением проводимая. Почему у Апостола после:// всегда радуйтеся// — стоит: //непрестанно молитеся//, на переходе к: //о всем благодарите//. Дается сим знать, что посредница всему здесь молитва. Она, укрепляясь, дает силу и зреть радостное в скорбном, и из теснимого скорбию сердца изводить благодарные песни Богу. Молитвенная в Боге жизнь вводит в планы Божии и учит радостно все принимать от руки Господни. **Выну хвала Его во устех моих.** Есть или будет выну хвала сия во устах? Поелику он хвалит — то она есть. Но, начатая, она уже не прекратится. Возродилась песнь хвалебная в сердце — и будет исходить из него непрестанно, подвигая к тому и язык. Такова сладость и такова сила богохваления! «Пророк (святой //Василий Великий//) по-видимому обещает здесь нечто невозможное. Как может хвала Божия быть непрестанно в устах человека? Когда разговаривает он в обыкновенной житейской беседе, в устах его нет Божией хвалы. Когда спит, хранит совершенное молчание. Когда ест и пьет, как уста его произнесут хвалу? Но, кроме внешнего человека, есть у нас человек внутренний, и, кроме внешних уст,— внутренние уста,— уста сердца, кои могут свою вести речь, независимо от уст внешних». Сим устам ничто не может помешать воспоминать о Боге и восхвалять Его всегда — у тех, кои проводят трезвенную жизнь и внимают своему сердцу. Говорил ли что Моисей внешними устами, стоя пред морем? Не говорил. А между тем Бог ответствует ему: что вопиеши ко Мне? Уста молчали, а сердце износило вопль, который взошел на небо и вошел в уши Божий. То же и всякий может делать, не стесняясь и не развлекаясь внешним положением, как там Моисей не развлечен был шумом и ропотом окружавшего народа. Телесными устами должны мы славить Бога в свое время: вечером, утром, в полдень. Устами же сердечными,— умным словом, изрекаемым в сердце, должно воспоминать Бога чаще, нежели дышим, как говорит святой //Григорий Богослов// (см.:// Евфимий Зигабен//). «Мысль о Боге (святой //Василий Великий//), однажды напечатленная и как бы печатию утвержденная во владычественной силе души, в уме, может быть названа хвалою Богу, //выну// пребывающею в душе». Мысль о Боге истинная не может не быть хвалебна Ему, ибо Бог всегда есть достославен и препрославлен. Утверди в себе сию мысль, и будешь непрестанный хвалитель Бога. И в этом Пророк дает тебе пример, когда говорит: //предзрех Господа предо мною, яко одесную мене есть, да не подвижуся// (ср.: [[old:ps:015:08|Пс. 15,8]]). Сие предзрение Бога пред собою есть непрестанное о Нем помышление, или, иначе, хождение в присутствии Божием, норма умного настроения всех ревнителей благочестия и вместе самое действительное средство к преспеянию в нем. Кто утвердится в сем, у того и во время сна сердце бодрствует, как сказано: //аз сплю, а сердце мое бдит// ([[old:pp:05:02|Песн. 5,2]]); ибо «мечтания сна (святой //Василий Великий//) очень часто бывают отголоском мыслей, занимавших днем». «Ревнитель (святой //Василий Великий//) благочестия, по уверению Апостола, может делать все во славу Божию, так что всякое действие, всякое слово, всякое умственное упражнение получают у него силу хвалы; ибо //аще яст, аще ли пиет, таковый вся во славу Божию творит// (ср.: [[new:1kor:10:31|1 Кор. 10,31]])». И дела издают глас, как кровь Авелева. Глас сей есть мысль и намерение, с которыми творятся они. Как всякая вещь издает свой запах и по запаху узнается: так и дела наши издают то, что влагает в них творящая их душа. Почему, если кто все творит во славу Божию, того дела издают славу Богу, Богом слышимую, и тот действительно //выну// хвалит Бога, ибо дела его не престают существовать. Богу благодарение о всем и //выну// хваление Бога,— если это не частные действия, а постоянные расположения и настроения сердца,— суть самые высшие степени совершенства духовной жизни, в ее отношениях к Богу. Поставлены они у святого Давида в начале, во главе благоговейных чувств к Богу, то как цель стремления для душ, жаждущих совершенства, то как обрадовательное удостоверение, что подъятые труды принесли уже чаемый плод. Для последних святой Пророк в себе самом представляет пример и образец: не сказал бы он: //выну// буду благословлять и хвалить Господа, если б задаток силы, потребной для того, не носим был душою его. Расположения к тому двигались в сердце его, как созрелый плод, и дали понуждение изречь такое великое слово, как взыгравшийся во чреве Елисаветы Иоанн подвиг язык ее изречь соответственное слово (см.: [[new:lk:01:41-45|Лк. 1, 41-45]]). Так видишь плод; но, как положено его семя, как семя сие прозябло, развилось, принесло цвет и потом плод, не изъясняет Пророк. //Выну// хваление есть ангельская жизнь. Семя ее — в духе, носящем образ Божий. Благодать, нисшедши, пробуждает сие семя и дух устремляет к Богу. Начинаются затем труды и поты к устранению препятствий к неотходному в Боге пребыванию. Приходит срок; труды увенчиваются успехом, и дух — очищенный — начинает зреть Бога. Зрящие Бога — чистые сердцем блаженны. Ублаженное же сердце, от избытка своего блаженства, начинает хвалебную песнь Богу, которой никогда уже не прекращает. В этом — предначатие жизни, которая во всей силе будет явлена в Царствии Небесном. **//Толкование на некоторые псалмы.//** ===== Прп. Нил Синайский ===== **Благословлю Господа на всякое время, выну хвала Его во устех моих** Сказано: **«благословлю Господа на всякое время, выну хвала Его во устех моих»** [[old:ps:033:02|(Пс. 33:2)]]. Ибо стыдно для нас благословлять Бога при добром и молчать при горестном положении дел. Напротив того, тогда более должно благодарить, когда злострадаем, зная что, //«его же любит Господь, наказует; биет же всякого сына, его же приемлет»// [[new:evr:12:06|(Евр. 12:6)]]. **//Письма на разные темы. Диакону Феодоту.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Благословлю Господа на всякое время, выну хвала Его во устех моих** И бегством спасаясь, говорит Пророк, и преследуя врагов, и в благополучии, и в злосчастии, песнословлю Владыку моего. ===== Евфимий Зигабен ===== **Благословлю Господа на всякое время, выну хвала Его во устех моих** **Благословлю Господа на всякое время** За избавление, говорит, от опасности смерти, стану благодарить Бога —избавителя моего всегдашними благодарениями: всегда помогающего мне всегда я должен воспевать. Наученный сими словами Павел, как говорил божественный //Кирилл//, внушал всем христианам: непрестанно молитесь, за все благодарите ([[new:1sol:05:17|1Сол. 5,17]]). **Выну хвала Его во устех моих** И как возможно, спросим с //великим Василием//, иметь хвалу Божию в устах тому, кто имеет надобность говорить с другим, или есть, или спать? На сие с ним же и ответствуем, что есть умственные уста у внутреннего человека, то есть, душевные, или сердечные, посредством которых умственно можно вкушать божественные мысли. О сих то устах тот же Давид говорит: //я открыл уста и привлек дух// [[old:ps:118:131|(Пс. 118,131)]], и: //разшири уста твои и я наполню их// [[old:ps:080:11|(Пс. 80,11)]]. Сим умным устам никогда не бывает препятствия в памятовании Бога и всегдашнем прославлении Его у желающих бодрствовать и внимать сердцу своему. В другом отношении— во всякое время—говорит вместо —в надлежащее время и всегда, как только того требует необходимость: ибо чувственными устами мы должны прославлять Бога, когда никакая крайняя нужда не препятствует нам в этом; а умными устами сердца и внутренним словом, изрекаемым в сердце, мы должны называть и воспоминать Бога чаще, нежели дышать, как говорит //Григорий Богослов//: должно воспоминать Бога более, нежели дышать; также написано в Песни песней: //я сплю, а сердце мое бодрствует// ([[old:pp:05:03|5,3]]). Почему и божеств. //Кирилл// сказал: Должно бесконечными и сколько возможно непрерывными песнословиями как бы некоторым образом отплачивать Богу за то, что мы от него получили. Ибо тельцов и козлов Он не требует от нас, а может принять как жертву хваления благодарные песни. И //Велик. Василий//: Тщательный может и по Апостольскому завещанию делать все во славу Божию, чтобы всякое дело и всякое слово и всякое умственное действие заключало в себе значение хвалы: ибо, ест ли праведник, пьет ли, все делает во славу Божию. У такового, и когда он спит, сердце бодрствует... ибо нередко сонные мечтания суть отголоски дневного размышления. **//Толковая Библия.//** ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Благословлю Господа на всякое время, выну хвала его во устех моих.** Краестишие псалма сего в Еврейском тексте читается по алфавиту: ибо первый стих начинается от первыя буквы, вторый от вторыя, и так далее, что, по-видимому, для того сделано, дабы верные удобнее могли его помнить и чаще петь. Давид начинает его с великим чувствием духа, и глаголет: //благословлю Господа на всякое время,// аки бы сказал: никогда и ни в какое время не забуду я нынешняго благодеяния, но во всю мою жизнь буду памятовать, и за то благодарить Господа. И то же самое повторяя, присовокупляет:// выну хвала Его// пребудет //во устех моих//. Можно сие место и в духовном смысле разуметь – о праведных людях, которые всегда хвалят Бога, то есть, когда и благодеяния приемлют, и когда напасти претерпевают, по оному праведнаго Иова изречению: //Господь даде, Господь отъят: буди имя Господне благословенно во веки// [[old:iov:01:21|(Иов. 1:21)]]. //** Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.**// ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Благословлю Господа на всякое время, выну хвала Его во устех моих** **Благословлять** – значит изрекать доброе, благое слово. В этом смысле благословлять значит то же, что и хвалить Господа. Но есть и различие между словами **благословляти** и** хвалити** – по употреблению их в псалмах и вообще в Священном Писании. **Благословлю** употребляется чаще всего в смысле: «благодарю за благодеяния, с благодарными чувствами буду воспоминать о милостях». А словами хвалю, восхвалю – выражаются намерения и стремления прославить Господа Бога при созерцании Божественных совершенств и великих дел Божиих. В благоденствии ли буду, говорит Давид, или в нуждах и скорбях, – **во всякое время** не престану **благословлять Господа**, веруя, что все от Него и ничего не бывает по случайному стечению обстоятельств (Толкование св. Василия Великого [4, с. 134–135]). **Хвала Ему** непрестанно (**выну**), денно-нощно будет в устах моих, что бы ни делал, что бы ни говорил я, все буду обращать //во славу// Господа [[new:1kor:10:31|(1 Кор. 10:31)]]. **Выну хваление** Бога есть ангельская жизнь. Блажен, кто достигнет такой высокой степени совершенства в жизни духовной. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]