[<10>] ====== Толкования на Пс. 33:3 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **О Господе похвалится душа моя: да услышат кротцыи и возвеселятся** См. Толкование на [[old:ps:033:02#svt_afanasij_velikij|Пс. 33:2]] ===== Свт. Василий Великий ===== **О Господе похвалится душа моя: да услышат кротцыи и возвеселятся** **«О Господе похвалится душа моя».** Пророк говорит: никто не хвали моей изобретательности, которою спасся я от опасностей, ибо не в силе, не в мудрости человеческой, но в благодати Божией - спасение. Ибо сказано: //«Да не хвалится богатый богатством своим, мудрый мудростию своею, крепкий крепостию своею: но о сем да хвалится хваляйся, еже разумети и знати»// Господа Бога своего (ср.: [[old:ier:09:23|Иер. 9,23,]][[old:ier:09:24|24]]). Смотри, как Апостол хвалит сотрудников своих в деле благочестия. Он говорит: это наш //«служитель и соработник о Господе»// [[new:kol:04:07|(Кол. 4, 7)]]. **«Да услышат кротцыи, и возвеселятся».** Поскольку Пророк говорит: чрез одно изменение лица, при содействии Божием, враги введены в обман и совершено мое спасение, то **«да услышат кротцыи»**, что можно и в мире живущим воздвигать победные знамения и не сражавшимся оказаться победителями; **«и да возвеселятся»**, утвердившись в кротости моим примером, ибо такую благость от Бога получил я за то, что имел кротость. //«Помяни, Господи, Давида, и всю кротость его»// [[old:ps:131:01|(Пс. 131, 1)]]. Кротость есть величайшая из добродетелей, потому причислена и к блаженствам. Ибо сказано: //«Блажени кротцыи: яко тии наследят землю»// [[new:mf:05:05|(Мф. 5,5)]]. Земля сия, небесный Иерусалим, не бывает добычею состязующихся, но предоставлена в наследие долготерпеливым и кротким. И слова: **«да услышат кротцыи»**, значат то же, что и слова "да услышат Христовы ученики". А может быть, пророчественно желает Давид, чтобы и до нас дошло чудо благодеяния Божия, над ним явленное. Да услышат и те, которые после многих поколений соделаются учениками Христовыми! Ибо тех назвал кроткими, которым Господь говорил: //«Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем»// [[new:mf:11:29|(Мф. 11,29)]]. Укротившие свои нравы, освободившиеся от всякой страсти, в чьих душах не поселено никакого мятежа - они называются кроткими. Почему и о Моисее засвидетельствовано, что он был //«кроток зело паче всех человек сущих на земли»// [[old:chis:12:03|(Числ. 12,3)]]. //**Беседы на псалмы. Беседа на тридцать третий псалом.**// ===== Свт. Феофан Затворник ===== **О Господе похвалится душа моя: да услышат кротцыи и возвеселятся** См. Толкование на [[old:ps:033:02#svt_feofan_zatvornik|Пс. 33:2]] ---- **О Господе похвалится душа моя** Святой //Василий Великий// такую при сем речь влагает в уста Пророка: «не хвалюсь, говорит, моею изобретательностию, которою спасся я от беды, а Господом, спасшим меня: ибо не в силе, не в мудрости человеческой, но в благодати Божией — спасение». Святой //Афанасий Великий// прибавляет к тому: «если, говорит, и показываюсь я достойным похвалы, потому что обрелось нечто доброе в делах моих; то восписать сие должно не мне, но Богу: Он соделал меня известным; Он соделал меня и достославным». Таким образом, хвалиться о Господе значит — все относить к Господу и ни на чем своем не опираться, а на одной силе Божией и Божием покрове и промышлении. Всегда человек видит что-либо ценное в себе или в чем-либо своем — и то выставляет на вид, на том опирается и почивает своею надеждою и тем хвалится. В сем — основа чувства безопасности и уверенность в возможности благобытия. Отымите сию опору, человек падает в духе, убит бывает, отчаевается. Но все, чем бы ни хвалился человек и на чем бы ни опирался, кроме Бога, все то не дает ему хвалы истинной и опоры прочной. Хвались тем, что ты Божий и Бог имеет тебя Своим, помогает тебе и покровительствует. Ибо сказано: //да не хвалится богатый богатством своим, мудрый мудростию своею, крепкий крепостию своею: но о сем да хвалится хваляйся, еже разумети и знати Господа Бога своего// — и знаемым быть от Него (см.: [[old:ier:09:23|Иер. 9, 23-24]]). «Взамен (святой //Василий Великий//) всякой иной чести, для нас довольно именоваться рабами Небесного Владыки всех, Бога. Не хвалится ли слуга царев тем, что он поставлен в том или другом чине служения? Ужели же удостоившийся служить Богу истинному будет измышлять себе похвалы откуда-нибудь еще, как будто для полноты славы и именитости недостаточно ему именоваться Господним! Если кто хвалится красотою своею, или знаменитостью рода, или связями и на том почивает, суетна хвала его и непрочна опора: ибо не о Господе хвалится душа его. Также, если кто хвалится своим умом, искусством и изобретательностью своею, каковы: ученые, витии (ораторы), правители, врачи, созидатели домов и городов и прочие — и на том опираются надеждою своею,— суетна похвала их и не крепка опора: ибо не в Господе полагают они душу свою». Хвалиться о Господе, к Нему все относить и на Нем едином успокоительно опираться — есть состояние духа, а не частное действие. Пока не возродится и не внедрится в сердце крепкая уверенность, что человека держит и хранит Господь и все спасительное для него устрояет: до тех пор не может он искренно хвалиться о Господе, хотя будет делать то языком. Без уверенности сей человек обыкновенно себя и ум свой почитает хранителем и сберегателем своим и все, что ни успевает хорошего сделать, себе то приписывает и хвалится тем. **Да услышат кротцыи и возвеселятся** Кроткие не имеют энергии противостоять напору неблагоприятных обстоятельств и своим противодействием отстранять их. Скорбеть — скорбят, а избыть от беды недоумевают как — и не предпринимают даже того. К таким-то, в утешение им и в одушевление их, обращает теперь речь свою Пророк. «Поелику (святой //Василий Великий//), говорит, чрез одно изменение лица, при содействии Божием, совершено мое спасение, то да услышат сие кроткие и возвеселятся, видя, как и без борьбы можно воздвигать победные знамения и, не сражаясь, оказываться победителями». На Господа возвергните печаль, и Он за вас устроит все, к чему нет у вас ни сил, ни способов. Пророк ставит себя в ряд всех угнетенных и гонимых и со всеми хочет поделиться способом избавления, которого сам сподобился. Как кто из заблудившихся, нашедши дорогу, кричит другим блуждающим, чтоб шли вслед его: так делает и Пророк. Он как бы говорит: Господом я спасен; о Господе хвалится душа моя. Это самый надежный путь избавления от бед. Радуйтесь сему открытию, и поспешите вступить на тот же путь, на котором и мне так хорошо. В сем смысле //Евфимий Зигабен// говорит: «кроткими называет святой Давид незлобивых, не воздающих злом за зло; и — да радуются, говорит, такие; ибо Бог никогда не оставляет кротких, но всегда спасает их в крайностях, как спас меня; во мне пусть видят пример спасения от Господа и возникают к дерзновенному упованию на Него». «Да возвеселится (//Афанасий Великий//) всякий праведник, услышав о спасении, какое соделал мне Господь, и видя, как спасает Он всех, уповающих на Него». Или кроткие суть «укротившие (//Василий Великий//) свои нравы, освободившиеся от всякой страсти, в чьих душах нет уже никакого мятежа: каков был Моисей, кроткий //паче всех человек сущих на земли// ([[old:chis:12:03|Чис. 12,3]]), и каковы истинные последователи Христовы, научившиеся от Него быть кроткими и смиренными, как и Он //кроток и смирен сердцем// (ср.: [[new:mf:11:29|Мф. 11,29]]). Это общество ублажаемых, коим обетовано наследовать землю (см.: [[new:mf:05:05|Мф. 5,5]])». В таком случае обращение святого Пророка к кротким будет иметь такой смысл: и я в среду вашу причислен. Обстоятельствами жизни смирен и научен в Боге едином полагать спасение. Услышите сие, и порадуйтесь, как приобретшие нового единомысленного члена. Или так: круг кротких людей есть общество тесно связанных между собою лиц. Что касается одного, то всех касается, тому все сочувствуют и все то ощущают: беда одного — общая беда. Вот исчез со сцены святой Давид! Где, куда, что с ним? Погряз он, как в волнах моря. Но,— силою Божиею,— избавляется он от беды и, в благодарных к Богу чувствах, взывает ко всем: цел я! Богом избавлен! Крайность была большая; но я не пал духом, и все в том же пребываю Боге, и о Нем хвалюсь. Услышите сие, и порадуйтесь. Подобные чувства часто приходилось являть и испытывать христианам во времена гонений. Сию же мысль выражая, и святой //Афанасий// говорит: «Песнопевец не довольствуется тем, чтоб песнословить одному, но причастников кротости делает причастниками и песнопения». **//Толкование на некоторые псалмы.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== Ст. 3-4 **О Господе похвалится душа моя: да услышат кротцыи и возвеселятся. Возвеличите Господа со мною, и вознесем имя Его вкупе** **«О Господе похвалится душа моя».** Он соделал уже меня именитым, и еще соделает славным. **«Да услышат кротции и возвеселятся». «Возвеличите Господа со мною, и вознесем имя Его вкупе».** Не довольствуется тем, чтобы одному слагать песнь, но сообщников в кротости делает сообщниками и в песнопении. Потом показывает причину благодарения. ===== Евфимий Зигабен ===== **О Господе похвалится душа моя** Не желаю, говорит, чтобы люди хвалили меня за мою добродетель, но за Бога, то есть, что имею Бога, вспомоществующего мне. А сказал—душа моя— описательно вместо—я. //Божеств. Кирилл// говорит: Никто из душевных или живущих по плоти не может по справедливости и истине сказать сих слов, но только духовный и отлично любящий удивительную для всех жизнь. //Василий//: Когда кто похваляется за красоту тела, или знатность родителей, то душа такового не похвалится за Господа: каждый из таковых находится в суете. Довольно для нас вместо всякого достоинства того, что мы именуемся рабами такого Владыки. **Да услышат кротцыи и возвеселятся** Да услышат, говорит, кроткие, что я чудным образом освободился от опасности (где кроткими называет непамятозлобных и невоздающих злом за зло, каков был и сам Давид , и да возвеселятся о том, что Бог не презирает таковых кротких, но спасает их во время бедствия. Он как бы так говорит: пусть кроткие берут в пример меня и пусть надеются на Бога. //Великий Василий// так определяет кротких: Кроткими называются те, которые скромны в играх и свободны от всякой страсти, так что они не имеют в душах своих никакого смущения. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **О Господе похвалится душа моя: да услышат кротцыи и возвеселятся.** В первой части стиха сего показывает Пророк, что хвала, которую обещал он иметь всегда во устах своих, будет происходить от внутренняго движения сердца, дабы чрез сие разлучить оную от суетныя похвалы языка, каковою тщеславятся многие лицемеры. Ибо душа не жизненный дух означает в сем месте, но жилище внутренних чувствований; аки бы сказал Пророк, что он от чистаго сердца в едином Боге находить будет материю хвалы, дабы толикое благодеяние никогда из памяти его не выходило. Во втором члене обращает слово к людям кротким и смиренным, то есть к таким, которые в подобных находятся злоключениях, и которые часто от сильных угнетаемы бывают и потому имеют особливую нужду в Божией помощи. Сих делает участниками радости своея, дабы примером его будучи одобряемы, не унывали в печалях, но духом возносились выше, и равным образом хвалили Бога как в радостных, так и печальных обстоятельствах. Следующия за сим слова: //да услышат кротцыи, и возвеселятся,// означают, что сообщение хвалы относится собственно к тем, кои в подобных находятся злоключениях, каковы суть люди бедные, смиренные, и часто от сильных угнетаемые. //Да услышат//, глаголет,// кротцыи,// – то есть смиренные, Бога боящиеся, и мне подобные, что со мною случилося, –// и да возвеселятся//. //** Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.**// ===== Лопухин А.П. ===== **О Господе похвалится душа моя: да услышат кротцыи и возвеселятся** //Я воспеваю Господа и к хвале Ему приглашаю всех праведных, так как Он всегдашний защитник их во время бедствий. Он посылает для охраны людей своих ангелов// //"Господом будет хвалиться душа моя"// - гебраизм, можно передать я "буду хвалиться", т. е. всегда буду воспевать те милости, которые Он оказал мне. "Все кроткие" - праведные, находящиеся в тяжелом положении. В покровительстве Бога Давиду они почерпнут силу и бодрость к перенесению бедствий, так как у них создастся уверенность, что Господь поможет и им. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **О Господе похвалится душа моя: да услышат кротцыи и возвеселятся** Всякий человек, по сродному ему самолюбию, всегда отыскивает или усматривает в себе самом или в принадлежащих ему предметах какое-либо преимущество пред другими и его выставляет на вид, на него надеется, им хвалится. Так, мудрый хвалится умом или мудростью своею, богатый надеется на богатство свое, сильный думает опереться на силу свою. В этих преимуществах человек видит основу своей безопасности, и на них держится его самоуверенность. Отымите эту основу, или опору, – человек тотчас же падает духом, отчаивается. Значит, все, чем бы ни хвалился человек и на чем бы ни опирался, кроме Бога, – все это не дает ему хвалы истинной и опоры прочной. Почему и сказано: «//Да не хвалится мудрый мудростию своею, и да не хвалится крепкий крепостию своею, и да не хвалится богатый богатством своим: но о сем да хвалится хваляйся еже разумети и знати (Господа Бога своего) – о Господе да хвалится//» [[old:ier:09:23|(Иер. 9:23–24]]; [[new:1kor:01:31|1 Кор. 1:31)]]. «В замене всякой иной чести, для нас довольно именоваться рабами Небесного Владыки всех, Бога», – говорит св. Василий Великий, который при сем такую речь влагает в уста пророка: «не хвалюсь, говорит, моею изобретательностью, которою спасся я от беды, а Господом, спасшим меня: ибо не в силе, не в мудрости человеческой, но в благодати Божией – спасение» [4, с. 137]. Во второй половине стиха Давид приглашает кротких возвеселиться вместе с ним по случаю его спасения. **Послушайте**, говорит, **кроткие, и возвеселитесь**: вы не имеете привычки противоборствовать напору неблагоприятных обстоятельств, у вас нет обычая воздавать злом за зло; поэтому смотрите, как, при помощи Божией, совершено мое спасение, и возвеселитесь, видя, как и без борьбы можно воздвигать победные знамения, и не сражаясь, оказываться победителями. На Господа возвергните печаль, и Он за вас устроит все, к чему нет у вас ни сил, ни способов (еп. Феофан Затворник 33-й псалом). //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]