[<10>] ====== Толкования на Пс. 33:5 ====== ===== Свт. Василий Великий ===== **Взысках Господа, и услыша мя и от всех скорбей моих избави мя** **«Взысках Господа, и услыша мя».** Пророк говорит: сие //«да услышат кротцыи»//! И в это тяжкое время, когда подвигся на меня весь гнев памятозлобных и руки всех на меня вооружились, а я, ничем не защищенный, готов был принять на себя все удары врагов, и в это время не смутился я помыслами от страха, не оставил мысли о Боге, не отчаялся в своем спасении, но «взысках Господа». Не искал только, с каким-нибудь простым и временным упованием на Господа, но **«взысках»**, ибо речение **«взысках»** выражает более нежели "искал", подобно как "испытывание" - более нежели "пытание". Ибо //«исчезоша испытающии испытания»// [[old:ps:063:07|(Пс. 63,7)]]. Посему словом «взыскание» псалом изобразил какой-то глубокий покой и безмятежность. **«И от всех скорбей моих избави мя».** Вся жизнь праведника исполнена скорбей, это путь тесный и скорбный. //«Многи скорби праведным»// [[old:ps:033:20|(Пс. 33,20)]]. Потому и Апостол говорит: //«Во всем скорбящее»// [[new:2kor:04:08|(2 Кор. 4,8)]], и – //«яко многими скорбьми подобает нам внити во Царствие Божие»// [[new:act:14:22|(Деян. 14,22)]]. Избавляет же Бог святых Своих от скорби, не без испытания их оставляя, но подавая им терпение. Ибо если //«скорбь терпение соделовает, терпение же искусство»// [[new:rim:05:03|(Рим. 5,3-4)]], то избегающий скорби лишает себя опытности. И как никто не получает венца, не имея у себя противника, так и опытным можно оказаться не иначе, как чрез скорби. Посему слова: **«от всех скорбей моих избави мя»**, не значат: не попустил мне скорбеть, но даровал //«со искушением и избытие, яко возмощи понести»// (ср.: [[new:1kor:10:13|1 Кор. 10,13]]). //**Беседы на псалмы. Беседа на тридцать третий псалом.**// ===== Свт. Феофан Затворник ===== Ст. 5-11 **Взысках Господа, и услыша мя и от всех скорбей моих избави мя. Приступите к нему и просветитеся, и лица ваша не постыдятся. Сей нищий воззва, и Господь услыша и, и от всех скорбей его спасе и. Ополчится ангел Господень окрест боящихся его и избавит их. Вкусите и видите, яко благ Господь: блажен муж, иже уповает нань. Бойтеся Господа, вси святии его, яко несть лишения боящымся его. Богатии обнищаша и взалкаша: взыскающии же Господа не лишатся всякаго блага** //Содержание:// Пригласив, таким образом, сих смиренных жизнию и уничиженных к богохвалению, святой Пророк возводит их далее к благонадежию, говоря как бы им: не тщетно будет и ваше возвеличение Господа: получите и вы то же, чего я сподобился. Взыскал я Господа, и Он услышал меня и от всех скорбей избавил меня. Приступите к Нему и вы благонадежно, и помраченные печалью очи ваши прояснятся, и лица ваши не останутся постыжденными в надежде. И я стал было нищим, ничего не оставалось — ни жены, ни друзей, ни крова; и самая жизнь была в опасности. Но воззвал я с упованием, и Господь услышал меня и от всех скорбей моих избавил меня (стихи 5-7). Не мне, однако ж, одному, как бы по какому исключению, принадлежит такая милость. Нет. Таков закон у милостивого Бога, что окрест каждого, боящегося Его, всегда ополчается Ангел, чтоб оградить его такою сильною защитою, как бы вокруг его стоял целый полк защитников (стих [[old:ps:033:08|8]]). Таков закон милости у Бога; однако ж, он не безусловен. Бог к нам таков, каковы мы к Нему. Посему далее Пророк говорит как бы: получите милость, только явите в сердце чувства и расположения, коими условливается сие получение: возгрейте в сердце упование на Бога (стих [[old:ps:033:09|9]]); проникнуты будьте страхом Божиим (стих [[old:ps:033:10|10]]) и взыскивайте Бога болезненным (усердным, покаянным) припадением к Нему в молитвах своих (стих [[old:ps:033:11|11]]). **Вкусите и видите, яко благ Господь.** Окрыленным верою размышлением восстановите в чувстве и сознании убеждение в благости Божией и так углубите его в сердце, чтоб оно вкусило, и так ясно представьте сие уму, чтоб он видел, сколь благ Господь. Тогда действием сего вкушения и видения возгреется в сердце упование на Бога; упование же ублажит: ибо **блажен муж, иже уповает нань** (стих [[old:ps:033:09|9]]). Но упование не может держаться в сердце, если ему не положен в основание страх Божий, выражающийся в строгом исполнении заповедей. Страх Божий, подкрепляя упование и сам приосеняясь им, устранит все нужды, изгонит из сердца и погасит в нем всякое чувство лишения, в каких бы стеснительных обстоятельствах ни находился кто. **Бойтеся Господа, еси святии Его, яко несть лишения боящимся Его** (стих [[old:ps:033:10|10]]). И вот, в таких-то чувствах взыскающие Господа и к Нему единому прибегающие, минуя все опоры человеческие, не лишатся всякого блага. Порука в том — многократный опыт. Смотри: богатии,— по-еврейски: львичищи,— те, кои, чувствуя себя сильными, не считают нужным прибегать к Богу,— **обнищаша и взалкаша: взыскающии же Господа не лишатся всякаго блага** (стих [[old:ps:033:11|11]]). См. также Толкование на [[old:ps:033:01#soderzhanie_psalma|Пс. 33:1]] ---- Пригласил святой Давид кротких к сорадованию и совокупному возвеличению Господа,— и пригласил не ради одного того, что он сам сподобился великой милости — спасения жизни, бывшей в такой крайней опасности; но ради того, что и им всегда готова всякая потребная милость и помощь, если приступят к Богу должным образом. Почему, вслед за означенным приглашением, спешит воодушевить их к тому, чтоб, все минуя, они искали спасения себе в едином Боге, удостоверяя, что не тщетно будет такое искание, во-первых, примером своим, во-вторых, указанием закона милостей Божиих. Он как бы так говорит им: вот я взыскал Бога и получил милость; получите и вы, если приступите к Нему, стихи 5-7; ибо таков закон у Бога всеблагого, что Он всегда спасает приступающих к Нему богобоязненников, стих [[old:ps:033:08|8]],— коль скоро они приступают с должными расположениями, стихи [[old:ps:033:09|9-11]]. ---- **Взысках Господа, и услыша мя и от всех скорбей моих избави мя** Святой Давид как бы так говорит: находился я в самых тесных обстоятельствах; но прибег к Богу с крепким упованием, и Он избавил меня от беды. Прибегайте и вы к Богу: и вам будет даровано то же, что и мне. «Вот что (//Василий Великий//), говорит, услышьте, кроткие,— что я взыскал Господа и был услышан. В это тяжелое время, когда на меня подвигся весь гнев памятозлобных и руки всех на меня вооружились, а я, ничем не защищенный, готов был принять на себя все удары врагов, и в это время не смутился я помыслами от страха, не оставил мысли о Боге, не отчаялся в своем спасении, но взыскал Господа — и, потому что взыскал, избавлен был от беды. Научитесь из сего, где безопасное в бедах прибежище, и возблагодушествуйте». Отчего иные ищут Господа и не находят помощи у Него? Оттого, что не от всей души взыскивают, взывают как бы только концом языка. Пророк же говорит о себе, что он не просто только искал, но взысках. «Речение: //взысках// — выражает более, нежели искал, подобно как испытание — более, нежели пытание» (//Василий Великий//). Как дитя, почувствовав беду, с плачем и воплем ищет отца или мать, минуя все другие лица: так я, говорит, в крайности, минуя все человеческие средства спасения, взыскал единого Господа, взыскал из глубины души, с болезненным сердцем (см.: //Евфимий Зигабен//), ничем не развлекаясь, а единого Господа имея в мысли. Почему — и //услыша мя//. Ибо Бог есть Бог сердца, или сущий близ всякого сердца и уразумевающий все помышления его и устремления. Взыскание сердечное, без всякого посредства и промежутка, прямо приемлется Господом и привлекает милость. Где услышал Господь Пророка? Так же, где он взыскал Его. А где он взыскал Его? В сердце. «Наружно (//Августин//) никто не слышал гласа Давидова и его воззваний к Богу. И некогда было, и не место было взывать языком. Взыскание и воззвание происходило в сердце: внешность представляла совсем другое. Но где было взыскание, там и услышание, и дарование. Внутренно слышит Господь, внутренно, в сердце, и дает. Итак, там молись, там будешь и услышан и облаженствован. Внутренно, в сердце, и помолишься, и услышан будешь, и облаженствован, а сторонний, даже подле тебя стоящий, и знать не будет о том. Все совершено будет сокровенно, как Господь говорит в Евангелии: войдя в клеть твою, затвори двери твои и помолися втайне, и //Отец твой, видяй в тайне, воздаст тебе яве// ([[new:mf:06:06|Мф. 6,6]]). Ибо войти в клеть — значит войти в сердце. Блажен, кто, вошедши в свое сердце, обрадован бывает, не встречая там ничего худого. Да вонмет святыня ваша! Бывает, что иному не хочется войти в дом свой, потому что там у него злая жена. Когда выходит такой из дома, радуется, а когда приходит час возвратиться домой, печалится, потому что не радость ожидает его там, а досаждение, огорчение, брань и свара. Несчастны такие; но гораздо более несчастны те, коим не хочется войти внутрь сердца, по причине ожидающих его там угрызений совести за со деланные грехи. Итак, чтоб тебе охотно было входить в свое сердце, очисть его: //блажени чистии сердцем// ([[new:mf:05:08|Мф. 5,8]]). Выбрось оттуда нечистоты похотений, корысти и скупости, терние гордыни, зелие зависти, ненависти и всякого злого помышления. Выбрось все это: и тогда, входя в сердце свое, будешь там радоваться. Когда начнешь там радоваться, самая чистота сердца усладит тебя и расположит молиться. Пришедши, например, в какое-либо место, чистое, тихое, безмолвное, говоришь ты себе: помолюсь здесь. Привлекает тебя приятность места, и ты чаешь, что там усерднее помолишься и скорее услышан будешь Господом. Если так привлекает тебя внешняя чистота; то не тем ли паче привлекательна будет чистота внутренняя? Войди же внутрь и очисти все. Тогда, возведешь только очи сердца твоего к Богу,— и Он тотчас придет к тебе и поможет тебе». Не все ищущие Господа находят Его. Ибо говорится: //взыщут Мене злии и не обрящут// (ср.: [[old:pr:01:28|Притч. 1,28]]). Обретают Господа Помощником себе, Покровителем и Избавителем от бед только те, кои имеют доброе настроение сердца и искренние к Богу чувства (см.: //Анфим, Патриарх Иерусалимский//). Ищет иной Бога, как орудие, а сердце обращает на другое, оттого и не получает ничего. «Святой Пророк не другое что, а Самого Господа взыскал, и услышан был (//Августин//). Итак, кто не бывает услышан, тот, верно, не Господа искал. Смотрите! Не сказал Пророк: взыскал я золота от Господа, и Он услышал меня. Взыскал я долголетия, и Он услышал меня; взыскал я того или другого,— и Он услышал меня. Иное дело — искать чего-либо от Господа, а иное — искать Самого Господа. Итак, не ищи от Господа чего-либо, что вне Его есть, а Самого Господа взыщи,— и Он услышит тебя и// еще глаголющу та, ренет: се, Аз// (ср.: [[old:is:65:24|Ис. 65,24]]). Что значит: се, Аз - Вот, Я Сам здесь: чего еще хотеть, чего еще просить у Меня? Что бы Я ни дал тебе, все то ниже Меня. Вот Я Сам: Меня восприими и Мною овладей. Не можешь ты еще принять Меня всего и весь быть во Мне. Но верою прикоснись ко Мне, и приобщишься Меня. А там Я сброшу с тебя все бремена твои, чтоб мог ты и Меня всего принять, и сам весь быть во Мне. Тогда соделаешься ты равноангельным (см.: [[new:mf:22:30|Мф. 22,30]]). Будешь //выну// видеть лицо Мое и лицом к лицу открывать Мне желания и нужды свои. И я буду скоро слышать тебя и от всех скорбей твоих избавлять тебя». Какие скорби разумел Пророк, когда сказал: //от всех скорбей моих избави мя.// Те, которые испытал он в том случае, о коем помянул в надписи. Тут не одна была скорбь, как и беда была многосложная. Пророк как бы говорит: сколько раз Саул-царь покушался лишить меня жизни своею рукою, и я покрываем был десницею Вышнего! Наконец, снарядил оруженосцев убить меня, и тут помог мне Господь избежать от руки их. В Номве первосвященник мог задержать меня; но не было дано ему догадаться о моем бегстве, и он не только не задержал, но снабдил меня хлебом и мечом. Перебежав к соседнему народу, по неосторожности, попал я в руки царя, не могшего быть ко мне снисходительным; но, по мановению Того же Помощника моего и Покровителя Бога, ничтожным средством дивно избежал я готовой смерти. Что могло бы быть, если б здесь был я задержан? Каким наруганиям предали б меня они и, наругавшись, или замучили, или предали Саулу! От всех этих скорбей и бед премилосердый и человеколюбивый Бог и Отец наш избавил меня потому только, что я искренно, с болезнию сердца взыскал Его (см.: //Ириней, архиепископ Псковский//). Святой Давид — муж по сердцу Божию: и, однако ж, дано ему испытать крайние скорби. «И всякого праведника (Василий Великий) жизнь исполнена бывает скорбей; путь всякого из них — путь тесный и прискорбный. Многие скорби праведным, потому что //многими скорбьми подобает внити в Царствие Божие// (ср.: [[new:act:14:22|Деян. 14,22]]). Избавляет Бог святых от скорбей, не без испытания их оставляя, а подавая им терпение. Совершенное отстранение скорбей было бы не полезно. Ибо если //скорбь терпение соделовает, терпение же — искусство// (ср.: [[new:rim:05:03|Рим. 5,3]]), то непричастный скорби лишается опытности. И как никто не получает венца, не имея противника себе и не борясь с ним: так и опытным нельзя оказаться, не имея скорбей и не перенося их мужественно. Посему слова: о//т всех скорбей моих избави мя// — не значат: не попустил мне скорбеть, но даровал //со искушением и избытие, яко возмощи понести// (ср.: [[new:1kor:10:13|1Кор.10,13]])». **//Толкование на некоторые псалмы.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Взысках Господа, и услыша мя и от всех скорбей моих избави мя** Помолился я Господу, говорит Пророк; и превозмог все бедствия. ===== Евфимий Зигабен ===== **Взысках Господа, и услыша мя и от всех скорбей моих избави мя** **Взысках Господа и услыша мя** Здесь рассказывает Давид о своем избавлении от бедствия. Находясь, говорит, среди опасностей и не находя ни в ком помощи, я пламенно с томлением сердца искал в помощь себе Господа и Он скоро услышал меня. **От всех скорбей моих избави мя** Различные скорби постигали Давида до написания сего псалма: и по той причине, что он мог быть предан царем Анхусом Саулу, и по той, что мог быть поруган и обесчещен; что мог быть наказан и наконец по той, что мог быть предан горькой смерти. Потому то он и говорит здесь, что от всех сих скорбей избавил его Господь. //Великий Василий// говорит: Вся жизнь праведника прискорбна, но Бог избавляет святых от скорби, не оставляя их без искушения, но подавая им терпение. Ибо если скорбь производит терпение, а терпение опытность, то отнимающий у себя скорбь лишает себя опытности. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Взысках Господа, и услыша мя и от всех скорбей моих избави мя.** Пророк показывает здесь причину, чего ради хощет благословлять Господа на всякое время, а именно того ради, понеже обрел в Нем всеблагаго и всесильнаго избавителя. Аки бы сказал: когда находился я в самых тесных обстоятельствах, то прибегал к Богу с твердым упованием на помощь Его, и Он, по обыкновенной милости Своей, услышал меня; следствие же услышания чрез то открылось, что Он от всех скорбей избавил меня. Царь Саул покушался убить меня то своею рукою, то чрез оружников своих, но, Богу покрывающу, избежал я от рук его; ускоряя же бегством, не мог взять ни оружия, ни пищи, но и здесь не оставила меня милость Господня, которая чрез иерея Авимелеха промыслила мне и оружие и хлебы; за сим вскоре, по неосторожности моей, впал я в руки Анхуса царя Филистимскаго, но по вдохновению Того же помощника и покровителя Бога, чудным и необыкновенным образом избавился от смерти. Тако премилосердый Господь Бог, и чадолюбивейший Отец, от всех скорбей, приключившихся мне, избавил меня. //** Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.**// ===== Еп. Ириней (Орда) ===== Ст. 5-6 **Взысках Господа, и услыша мя и от всех скорбей моих избави мя. Приступите к Нему и просветитеся, и лица ваша не постыдятся** Затем он представляет основание (ст. 5-11) своей решимости и своего приглашения к прославлению Господа; Господь а) услышал его, когда он молился, чтобы хитрость его удалась ему, и избавил его от всех скорбей его. Как Бог сделал ему, так Он поступает б) и со всеми благочестивыми, которые поэтому и призываются во всех своих нуждах также обращаться к Богу, от Него ожидать спасения и помощи. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 5–6 **Взысках Господа, и услыша мя, и от всех скорбей моих избави мя. Приступите к Нему и просветитеся, и лица ваша не постыдятся** **Взысках** – значит не просто искал, но с особенным усердием, с усилием искал. Как дитя, почувствовав беду, с плачем и воплем ищет отца или мать, минуя все другие лица, так я, говорит Давид, в крайности, минуя все человеческие средства спасения, взыскал единого Господа, взыскал из глубины души, с болезненным сердцем, ничем не развлекаясь, а единого Господа имея в мысли. Почему – **и услыши мя**? Где услышал Господь пророка? Там же, где он взыскал Его, т.е. в сердце своем. Наружно никто не слышал гласа Давидова и его воззваний к Богу. И некогда было, и не место было взывать языком. Внутренно слышит Господь, внутренно в сердце и дает ответ. «//Егда молишися, //говорит Господь//, вниди в клеть твою, и помолися Отцу твоему втайне, и Отец твой, видяй в тайне, воздаст тебе яве//» [[new:mf:06:06|(Мф. 6:6)]]. Какие скорби разумел пророк, когда сказал: **от всех скорбей моих избави мя**? Немало скорбей ему послал Господь. Сколько раз, как бы так говорит он, Саул царь покушался лишить меня жизни своею рукою, и я покрываем был десницею Вышнего! Наконец снарядил оруженосцев убить меня, и тут помог мне Господь избежать от руки их. В Номве первосвященник мог задержать меня, но не дано было ему догадаться о моем бегстве, и он не только не задержал, но снабдил меня хлебом и мечем. Прибежав к соседнему народу, по неосторожности попал я в руки царя, не могшего быть ко мне снисходительным, но по мановению Того же Помощника моего и Покровителя Бога, ничтожным средством дивно избежал я готовой смерти. От всех этих скорбей и бед Премилосердый Бог избавил меня потому только, что я искренно, с болезнью сердца взыскал Его. Высказав это, пророк опять приглашает кротких приступить к Господу. **Приступите к Нему**, и вы то же получите, что и я получил. Как я взыскал Господа, так и вы приступите к Нему, как я услышан, так и вы просветитесь, как меня избавил Он от всех скорбей, так и вы не постыдитеся. Скорбь и печаль обыкновенно омрачают лицо и ум. А когда человек чувствует, что он услышан в молитве, – скорбь отходит от него и мрачное дотоле лицо его светлеет. Омраченные скорбями и печалями, как бы так взывает святой пророк, приступите к Богу теплым и усердным взысканием Его, и вы несомненно просветитесь от Него радостью и утешением, которые отгонят мрачный облик печали от сердца вашего, и таким образом **лица ваша не постыдятся** в вашем уповании на Него. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]