[<10>] ====== Толкования на Пс. 33:11 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Богатии обнищаша и взалкаша, взыскающии же Господа не лишатся всякаго блага** **Богатии обнищаша и взалкаша.** Это — народ иудейский. **Взыскающии же Господа не лишатся всякого блага,** разумеет другой народ из язычников. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Василий Великий ===== **Богатии обнищаша и взалкаша, взыскающии же Господа не лишатся всякаго блага** Слово сие научает нас и презрению вещественного богатства, показывая непрочность изобилия в имуществе. Ибо богатство не постоянно и, как волна, гонимая силою ветров, обыкновенно течет туда и сюда. И «богатыми» Давид называет, может быть, израильтян, //«ихже всыновление… и служение и обетования: ихже отцы»// (ср.: [[new:rim:09:04|Рим. 9,4-5]]). Они-то **«обнищаша»**, согрешив против Господа, а взыскавшие Господа вместо них **«не лишатся всякаго блага».** Но как же израильтяне **«обнищаша и взалкаша»**? Поскольку убили они Хлеб животный, то пришел на них голод хлеба. Поскольку злоумыслили против Источника воды живой, пришла к ним жажда и наложено на них наказание мучиться от жажды. Но этот глад не чувственного хлеба и //«не жажда воды, но глад слышания слова Господня»// [[old:am:08:11|(Ам. 8,11)]]. И так они **«обнищаша и взалкаша»**, а из язычников научившиеся взыскать Господа **«не лишатся всякаго блага»**. Всесовершенное благо есть Сам Бог, Которого «не лишатся вси взыскающие Его». Если кто невежествен, имеет неясное понятие о добре и зле, то и он да не называет благим находящего наслаждение во временном, которое преходит с разрушением тела. Ибо кто вещественное богатство и плотские преимущества возводит на степень благ, тот низким и никакого внимания не заслуживающим вещам присвояет достопоклоняемое и одному Богу приличное имя и вместе с тем впадает в самое грубое противоречие. Ибо или должен сказать, что Апостолы не получили телесных благ, потому что не взыскали Господа, или, если и взыскав, не имели таких благ, должен обвинять само Писание, которое говорит, что **«взыскающие Господа»** не будут лишены «ни единаго блага». Напротив того, святые и Господа взыскали, и не остались без разумения самого взыскуемого, и не лишились благ, уготованных в вечном упокоении. Ибо о них можно в собственном смысле сказать: **«всякаго блага»**, потому что телесные наслаждения заключают в себе более болезненного, чем приятного: супружество - бесчадие, вдовство - растление, земледелие - бесплодие, торговля - кораблекрушения, богатства - козни, роскошь - пресыщение, частые наслаждения - разного рода болезни и многовидные страсти. Взыскал Господа Павел и не был лишен ни «единаго блага»; а между тем кто исчислит телесные скорби, в которых он проводил всю свою жизнь? //«Трищи палицами биен, единою каменьми наметан, трикраты корабль опровержеся с ним, нощь и день во глубине сотвори, в путных шествиих множицею… во алчбе и жажди, в пощениих многащи, в труде и подвизе»// и многократно в нуждах (ср.: [[new:2kor:11:25|2Кор. 11,25-27]]). И что же? Человек, который до последнего часа был алчущим и жаждущим, терпел наготу и страдания, ужели не лишен был телесных благ? Посему возведи мысль твою к истинному благу, чтобы уразуметь тебе и согласие Писания, и самому себя не запутать обоюдностью понятий. //**Беседы на псалмы. Беседа на тридцать третий псалом.**// ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Богатии обнищаша и взалкаша: взыскающии же Господа не лишатся всякаго блага** Завершает святой Пророк лествицу расположений, привлекающих Божий покров взысканием Господа. Взыскание Господа есть выражение упования на Бога. В нужде тотчас ищут того, в ком имеют опору. Кто на Боге опирается упованием, тот Его и взыскивает. Сие взыскание невольно исторгается из уповающего сердца, когда не подсекает угрызение совести. Взыскание, возникающее в сердце, дошедшем до упования чрез вкушение благости Божией, воодушевляется дерзновением от богоугодной и богобоязненной жизни. Почему о нем тотчас и поминает Пророк, после того, как только что внушил — иметь совершенный страх Божий, трудами добро делания свидетельствуемый. Взыскающим Господа противополагаются богатые. Следовательно, богатые здесь — то же, что не взыскивающие Господа, не обращающиеся к Нему в нуждах, самодовольные, своими средствами без Бога чающие устроить участь свою во благо, то есть во всем полагающиеся на силу свою, на деньги, связи и свое положение. Это те, о коих в одно месте говорится: //уты, утолсте, разшире, и завы Бога// (ср.: [[old:vtor:32:15|Втор. 32,15]]). Когда говорит о них святой Давид, что они **обнищаша и взалкаша**: то хочет означить тем: нищи суть и алчны (прошедшее время Еврейское означает настоящее в совершенной форме). Потому что они никогда не бывают довольны, а все желают большего, как алчные и нищие. Напротив, взыскающие Господа исполнены бывают чувством довольства, от вкушения благости Господа, которого сподобляет Он их, когда они должным путем взыскивают Его и восходят к Нему. Они упокоиваются в Господе и чувствуют себя обладателями всякого блага. Это и есть прямая мысль стиха: успокоение в Господе взыскающих Его, в чувстве обладания всяким благом,— в противоположность не Господа взыскающим, а на богатство, силу, связи и положение в обществе опирающимся, которые томятся чувством скудости и лишения, сопровождаемым всегда болезненными страхованиями за себя и за все свое. Берется здесь во внимание не внешнее положение тех и других, а внутреннее их настроение и соответственное тому состояние духа. Святой //Василий Великий// так рассуждает при сем: «//богатии обнищаша и взалкаша// — слово сие научает нас презрению вещественного богатства, показывая непрочность изобилия в имуществе. Ибо богатство непостоянно и, как волна, гонимая силою ветров, обыкновенно течет туда и сюда. Всесовершенное благо есть Сам Бог, Которого не лишатся все взыскающие Его. Кто вещественное богатство и плотские преимущества возводит на степень благ, тот низким и никакого внимания не заслуживающим вещам присвояет достопоклоняемое и единому Богу приличное имя. Святые видимых благ и не считали благами, и не искали их. Потому, когда говорится, что они не лишены были никакого блага, надо разуметь под сим другие блага. Кто, читая сей стих, разумеет видимые блага, тот запутается в нерешимых противоречиях. Ибо как, например, будут они рассуждать об Апостолах? Или они должны сказать, что Апостолы не получили телесных благ, потому что не взыскали Господа, или, если и взыскав Его не имели таких благ, должны обвинить самое Писание, которое удостоверяет, что взыскающие Господа не будут лишены никакого блага. Нет; не о телесных благах — видимых — должно разуметь сие, но о благах невидимых — духовных. Эти только блага и суть в собственном смысле блага. Блага же телесные заключают в себе более болезненного, чем приятного; и каждое из них притом омрачается соответственным злом: супружество — бесчадием (или худочадием), вдовство — одиночеством, земледелие — бесплодием, торговля — кораблекрушениями, богатство — кознями, роскошь — пресыщением, частые наслаждения — болезнями». //Блаженный Августин// прилагает к сему: «если буквально понять слова сии; то им не соответствует дело. Много бывает богачей неправедных, которые так и умирают богатыми, не обнищавая, пока живы. От сего бывает, что иной, видя, как какой-нибудь богач состаревается богачом, и до последнего часа жизни доживает во всяком изобилии, и дух свой испускает на одре из слоновой кости, окруженный большим семейством, удостоивается пышных проводов и похорон и в могилу опускается со всем великолепием,— видя все сие, и, если знал за этим человеком какие грехи, говорит сам в себе: я знаю, сколько зла делал этот человек; а вот состарелся в богатстве, умер на одре своем, выносят его свои, и такие пышные у него похороны. Знаю я, что он делал, а между тем вот какова участь его. Стало быть, обмануло меня Писание, в котором слышу песнь: **богатый обнищаша и взалкаша.** Когда он обнищавал? Когда алкал? Слышу также: **взыскающии же Господа не лишатся всякаго блага.** А между тем вот я — каждый день хожу в церковь, каждый день преклоняю колена, каждый день взыскиваю Господа — и все ничего не имею. А тот не искал Господа, а среди такого довольства помер. Силок соблазна удушает того, кто так рассуждает. Диавол забрасывает на него петлю и влечет на грех, в подражание богачу, которого видел он умершим в таком довольстве». «Не рассуждай так и не толкуй места сего буквально. Как же его разуметь? Разумей в отношении к благам духовным. Какие эти блага и где они? Они невидимы для очей телесных, а видятся сердцем. Их видит тот, кто любит их: сердце видит их. Вот я укажу тебе их,— внимай. Положи, что ты имеешь двух рабов: одного — красивого, видного, статно сложенного, но неключимого, плута, обманщика, вора; а другого — безобразного, черного, неуклюжего, но во всем верного, трезвого, бережливого. Скажи, кого из них возлюбишь ты? Если спросишь твое плотское око, то возьмет верх красавец неключимый; а если спросишь очи сердца чистого, то преимущество возьмет безобразник верный. Вот тебе благо, невидимое для глаз, а видимое сердцу, которое сам ты ставишь выше видимого. Если теперь будет кто исполнен таких благ духовных, будет ли он беден? Конечно, нет. Ибо как ты назовешь его бедным, когда сердце его есть сокровищница драгоценных перлов всяких добродетелей: правды, любви, веры, терпения, смирения? Сравни же теперь с ним того, кто богат, но в сердце исполнен всякого зла, и скажи, кто из них нищ и алчущ и кто не лишен всякого блага? Так богачи нищи и алчущи, потому что не имеют благ духовных. А я — и еще скажу тебе, что они нищи и в телесных благах. Почему? Потому, что никогда ничем не насыщаются. Сколько ни имеют, все им мало. Вот и этот богач, о коем говоришь, нищенствовал, если он до последнего издыхания все желал большего, нежели сколько имел. Напротив того, алчущие и жаждущие правды насыщены бывают, как сказал Господь. И вот почему взыскающие Господа не лишатся всякого блага!» Неровности в участи людей — удел земной жизни. Распределитель — Господь, непостижимый в Советах Своих. Когда приходят мысли, смущающие сердце, при виде страждущих, которые, однако ж, взыскуют Господа,— проведи рассуждение по следующим вопросам: страждущий точно ли страждет? Не свое ли чувство ты навязываешь ему? Видно только, что того и другого недостает у него; но скорбит ли он о том,— тебе неведомо. Если не имеет в том нужды, верно, не чувствует лишения, а потому и не скорбит. Есть люди, которые довольствуются куском хлеба и кружкою воды. Если для тебя это есть большое лишение,— то себя и считай лишенным блага, когда нужда доведет тебя до того, о другом же не суди. Рассуди также: ты видишь лишенными благ взыскающих Господа. Но точно ли они принадлежат к сему разряду людей? Взыскуют: полно ли? Искренно ли? Прямым ли путем? Что смущаться, если, когда есть недостатки во взыскании Бога, есть и лишение благ, обещанных за взыскание? Промышление Божие, воспитывающее самое сие взыскание, нашло нужным подвергнуть его испытанию, чтоб возвесть его в совершенство, а потом удостоить и полного обетования, изреченного о взыскающих Господа. Так да рассуждают сторонние. Сами же, почувствовавшие скорби и лишения, пусть развивают в себе пошире ту, кроющуюся в сердце их в виде семени, мысль, что все, устрояемое для них Промыслом, неизбежно нужно для них самих, для их нравственного совершенства. Если б не было сей нужды, не допустил бы Господь лишений. Если допустил, стало быть, нужно. Все дело ваше теперь в том состоять должно, чтоб воспользоваться предлежащими лишениями в свое благо, благодушно и благодарно перенося их и под охраною их заботясь исправить неисправное в нраве и возвысить до возможной степени умное и сердечное обращение к Богу, которое во дни довольства в самом довольстве встречало немалые препятствия. И другое еще помышление пусть развивают — то, что какие бы ни были у них лишения, не все еще пропало. Есть другая жизнь, к которой настоящая есть только приготовление и воспитание. Потерпи час-другой: ибо и вся жизнь, как час. И вступишь туда, где точно не лишен будешь никакого блага, к принятию которого здесь употреблен труд, положено основание, образована способность. См. также Толкование на [[old:ps:033:09#svt_feofan_zatvornik|Пс. 33:9]] //**Толкование на некоторые псалмы.**// ===== Прп. Нил Синайский ===== **Богатии обнищаша и взалкаша: взыскающии же Господа не лишатся всякаго блага** Сим дает видеть, что посвящающие все время на служение Богу имеют готовое подаяние пищи как награду прежде награды высочайшей, прилично соответствующую пока делу и должную на служение телу. Ибо одна награда, соразмерная труду, сохраняется для души в будущем, а другая уделяется в пищу животной нашей части, которая содействует самой добродетели и споспешествует в богочестии, действительно уподобляясь животному подъяремному, несущему на себе тяжесть дела и имеющему нужду в попечении о нем, чтобы доставало у него сил на служение, пока под ярмом работает ту работу, на какую определено Создавшим. **//К досточтимейшей Магне, диакониссе Анкирской.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Богатии обнищаша и взалкаша: взыскающии же Господа не лишатся всякаго блага** См. Толкование на [[old:ps:033:10#blzh_feodorit_kirskij|Пс. 33:10]] ===== Евфимий Зигабен ===== **Богатии обнищаша и взалкаша, взыскающии же Господа не лишатся всякаго блага** Выше сказав, что нет скудости боящимся Господа, Давид теперь доказывает слова свои примерами, что богатые житейскими вещами мирa сего часто нищенствуют и бывают гладны, лишаясь насущного хлеба, потому что чувственное богатство неверно и удобоизменно. А те, которые ищут Бога посредством страха Божия и путем Господних заповедей, не лишатся никакого блага, то есть, из тех, которые уготованы угодившим Богу, или, что тоже, из божественных и небесных благ; поелику в чувственных и человеческих благах и они имеют большой недостаток, как идущие тесным и прискорбным путем. Загадочно, по словам великого //Василия// и //Феодорита//, сии слова указывают на иудеев, которые, быв прежде богаты и царством и городами и множеством войск и знаменитым Иерусалимским храмом и божественным законом и собеседованием и посещением Божиим, впоследствии сделались бедными во всем этом за то, что бессмысленно распяли богатого милостию и обнищавшего ради нас Владыку Христа; они и взалкали, ибо умертвили хлеб жизни; между тем как язычники, усильно искавшие Господа и уверовавшие в Него, умножились и возросли и будут возрастать более и более благодатью Христовою. Почему //Великий Василий// сказал: Главным образом слова—всякого блага—могут быть сказываемы в отношении к отложенным в вечном покое благам. Ибо телесные наслаждения более имеют прискорбного, нежели приятного... Итак, да наставит нас сие слово презирать телесное богатство, научая, что неверно изобилие имуществ: ибо удобопревратно богатство, и на подобие волны от напора ветров, обыкновенно переливается с одной стороны на другие. И //Феодорит//: Богатство имеет много превратностей и кто ныне богат, спустя немного пал в бедность. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Богатии обнищаша и взалкаша: взыскающии же Господа не лишатся всякаго блага.** То же учение объясняет сравнением, какое делает между нечестивыми и боящимися Бога, аки бы сказал: боящиися Бога ни в чем недостатка иметь не будут, напротив того, не боящиися Его во всем постраждут недостаток, хотя прежде и весьма богаты были. В Еврейском тексте вместо //богатии// читается //львичищи//, где Пророк нарицает богачей нечестивых львичищами, в преносном смысле, дабы показать, что они, аки львы, чуждая похищают, и что посему часто, Богу их наказующу, в крайнюю нищету низвергаются. //Богатии//, глаголет, //обнищаша и взалкаша//: то есть, те, которые богатством некогда изобиловали, ныне стали нищенствовать и алкать, Поелику богатство непостоянно, ложно и многоразличным опасностям подвержено. //Взыскающии же Господа,// – то есть, те, которые не на богатство, но на Бога надежду свою возлагают, – хотя бы и нищие были, //не лишатся всякаго блага//, то есть, не будут иметь недостатка во всяком благе; ибо прилепляяся к верховному оному благу, обретают в нем вся благая. Впрочем, о богатых еще и то присовокупить должно, что они, сколько бы богатством ни всеми мир иметь, то по крайней мере желать и искать его: (часто бо, по причине злобы других, мира иметь невозможно). Сего ради и Апостол, в послании к Римляном, в[[new:rim:12:18| Рим. 12:18]] глаголет: //аще возможно, еже от вас, со всеми человеки мир имейте. // //** Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.**// ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Богатии обнищаша и взалкаша: взыскающии же Господа не лишатся всякого блага** Вместо слова **богатии** в переводе с еврейского читаем здесь: «скимны», или «львичища», т.е. молодые львы, которые отличаются особенною силой, кровожадностью и ненасытностью. «Скимны бедствуют и терпят голод», – во всех же других переводах читается: богатые обнищали и взалкали. Выражение подлинника: «скимны» – очевидно представляет образ, взятый Давидом из тогдашнего пребывания его в пустыне, где в те времена водились львы. LXX толковников и все другие переводчики приняли слово «богатые» в переносном смысле, в отношении к людям самонадеянным и нечестивым, которые, забывая Бога, во всем полагаются на свое богатство, свое положение и силу [[old:ps:051:09|(Пс. 51:9)]], но нередко, захватывая чужое, они лишаются всего своего состояния, бедствуют и терпят нужду [[old:ps:077:21|(Пс. 77:21]]; [[old:pr:11:28|Притч. 11:28)]]. Если же и остаются до конца жизни своей богатыми, но довольными, по ненасытности и усилившейся страсти любостяжания, они никогда не бывают: сколько ни приобретают, им все кажется мало. Отчего они часто мучаются чувством недовольства своим состоянием и страхом потерять его или же по скупости своей сами себя заставляют терпеть лишения и бывают жалче всякого нищего [[old:prsir:31:01|(Сир. 31:1–2)]]. Вместе с тем, они готовят себе бедственную участь и в будущей жизни [[new:lk:16:22|(Лк. 16:22–24)]]. Таковым псалмопевец противопоставляет людей богобоязненных и **взыскающих Господа**, которые не на богатство, но на Бога возлагают надежду свою и, хотя бы находились в бедности и нищете, не лишаются всякого блага, т.е. не будут иметь недостатка ни в каком благе, потому что всесовершенное их благо – Сам Бог, как говорит св. Василий Великий [4, с. 150], а в Нем находят утешение, довольство и радость среди скорбей и бедствий земной жизни и «//в день смерти своей обретают благодать//» [[old:prsir:01:12|(Сир. 1:13)]], оставляя здешнюю жизнь не только без сожаления и страха, но спокойно (с миром), с радостною надеждой ближайшего общения с Господом и вечного блаженства [[new:fil:01:23|(Флп. 1:23)]]. Таким образом, заканчивая первую половину псалма сопоставлением людей нечестивых, самонадеянно богатых с богобоязненными и благочестивыми, псалмопевец имел в виду не внешнее положение тех и других, а внутреннее их настроение и соответственное тому состояние духа. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]