[<10>] ====== Толкования на Пс. 33:18 ====== ===== Свт. Василий Великий ===== **Воззваша праведнии, и Господь услыша их, и от всех скорбей их избави их** Взывание праведных есть мысленное, и оно в потаенности сердца раздается велегласно и может достигать до самого слуха Божия. Ибо кто просит великого и молится о небесном, тот взывает и воссылает к Богу молитву, которая бывает услышана. И так **«воззваша, праведнии»** взыскали не чего-нибудь маловажного, земного, низкого. Потому и Господь внял их голосу и **«от всех скорбей их избави их»**, не столько освобождая их от огорчений, сколько приготовляя к тому, чтобы они были выше всего приключающегося. //**Беседы на псалмы. Беседа на тридцать третий псалом.**// ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Воззваша праведнии, и Господь услыша их и от всех скорбей их избави их** См. Толкование на [[old:ps:033:16|Пс. 33:16]] ---- //Скороуслышание// Особенное Божие благоволение к праведным, особое к ним внимание и скороуслышание их молитв доказывает здесь святой Пророк примерами древних Отцов, до него живших, святых и праведных — Авраама, Исаака, Иакова, Иосифа, Моисея, Иисуса Навина, Гедеона и других, которых, по их воззванию, неоднократно спасала от крайних бед десница Божия. Что точно очи Господни на праведныя, и уши Его в молитву их, для удостоверения в сем смотри, говорит, на то, что было. В какой тревоге был Иаков, когда предлежало ему встретиться с Исавом? Но воззвал он к Господу— и Господь избавил его от сей крайности. В какой крайности был Моисей пред Чермным (Красным) морем? Но воззвал — и Господь избавил его и народ от великой беды сей. И после Давида история не представляет ли таких же опытов? Довольно помянуть об одном праведном царе Езекии, который дважды видел себя в горькой тесноте и дважды был спасаем Богом, к Коему взывал в молитве. То враги обложили город и готовы были разорить его; то смерть угрожала пресечь дни, которые он считал еще нужными для себя. Но в тот и другой раз воззвал он к Богу — и тотчас был услышан. Врагов всех в одну ночь истребил Ангел, по повелению Господа; и смерть отсрочена была еще на 15 лет. И много было подобных дивных избавлений, каких сподоблял Господь боящихся Его, когда они болезненно взывали к Нему о помощи. Конечно, в устроении временной судьбы всякого человека и самых праведников много непостижимого. Но это потому, что как Сам Господь в существе Своем и Своих свойствах непостижим, так непостижим Он для нашего слабого ума и в действиях промышления Своего. Истина же внимания Божия к праведникам и особенного блюдения их не перестает быть истиною оттого, что мы не постигаем: по каким законам и в каком виде совершается сие Господом. На этой мысли останавливает внимание свое //блаженный Августин//. «Праведны были, говорит он, три отрока. Почему, когда воззвали к Господу из пещи, огнь остыл от хвалебных песней их. Пламень не коснулся и не опалил хваливших Господа невинных и праведных отроков. Но скажет кто: эти — праведные, и услышаны; а я взываю, и не избавляет меня Господь. Или я не праведен и не делаю, что Он повелевает,— или, может быть, Он не видит меня. Не бойся, только делай повеленное Им. Если не подает Он тебе избавления в телесном, то всячески подает спасение душевное. Судьбы Его дивны и неисследимы. Тот же Бог, Который спас трех отроков в пламени, не спас Маккавеев от огня? Те в пламени пели хвалебные песни, а эти испустили дух. Бог трех отроков не есть ли Бог и Маккавеев? Но тех Он избавил, а этих нет. Или, вернее, Он избавил тех и других; только трех отроков избавил так, что и плотские люди вразумились, а Маккавеев не сим, а иным образом избавил, чтоб гонители их пошли в горшие муки. Избавил Он Петра, когда пришел к нему Ангел в темницу и сказал: востав, изыди. Тотчас спали оковы; он последовал за Ангелом и избавился от готовой смерти (см.: [[new:act:12:07|Деян. 12, 7]]). Ужели же святой Петр потерял праведность, что после Бог не избавил его от смерти на кресте? А я скажу, что в последнем случае Бог больше услышал его, нежели в первом. Тут он, точно, был избавлен от всех скорбей, потому что переселен туда, где нет печалей и воздыханий; а после первого избавления сколько ему приходилось потерпеть в своей жизни?!» //**Толкование на некоторые псалмы.**// ===== Блж. Феодорит Кирский ===== Ст. 18-19 **Воззваша праведнии, и Господь услыша их и от всех скорбей их избави их. Близ Господь сокрушенных сердцем, и смиренныя духом спасет** С праведными, говорит Пророк, пребывает Сам Владыка, и с благоволением приемлет их молитвы, особенно же печется о тех, которые водятся скромными о себе мыслями. Ибо их назвал сокрушенными сердцем. Сие же говорит он и в другом псалме: //сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит// ([[old:ps:050:19|Пс. 50, 19]]) ===== Евфимий Зигабен ===== **Воззваша праведнии, и Господь услыша их и от всех скорбей их избави их** Кто, по словам //Великого Василия//, ждет у Бога не земных и временных вещей, но великих и небесных, тот хотя языком и устами молчит, но умом и сердцем своим взывает громким голосом, и вопль его достигает до ушей Божиих. Почему и выслушивается молитва его Богом и он освобождается от всякой скорби. Как же освобождается от скорби? Иногда освобождается от оной совершенно, а иногда и находясь в скорби, побеждает скорбь своим терпением, так как и это свобода и избавление от скорби, как мы это показали в другом месте. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Воззваша праведнии, и Господь услыша их и от всех скорбей их избави их.** Доказывает вышереченныя слова: //очи Господни на праведныя//, примерами древних праотцев, которые в священных повестях читаются, яко то: Авраама, Исаака, Иакова, Иосифа, Моисея, Иисуса Навина, Гедеона и других, а может быть, духом предвидел и воспевал избавление Даниила в рове от львов, триех отроков от пещи огненныя, Сусанны от смерти, на которую осуждена была по ложному делу, и других премногих. Сему стиху не противоречат примеры Маккавеов, которые от мук и смерти избавлены не были, так как и примеры Апостолов, Мучеников и Самаго Христа, которые от врагов и гонителей неправедно тяжчайшия муки претерпели. Ибо Бог дал им нечто лучшее, нежели избавление от временных страданий: дал неоцененный дар терпения, а за терпение – венец присносущныя славы. //** Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.**// ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Воззваша праведнии, и Господь услыша их, и от всех скорбей их избави их** Что выше (в [[old:ps:033:05|ст. 5]] и [[old:ps:033:07|7]]) говорит псалмопевец о себе, то же самое говорит он здесь и вообще о всех праведных, т.е. верующих в Господа Бога и боящихся Его, особенно же имеет он в виду примеры древних отцов святых и праведных – Авраама, Исаака, Иакова, Иосифа, Моисея, Иисуса Навина и других, до него живших, которых, по их **воззванию**, неоднократно спасала от крайних бед и скорбей десница Божия. Если же мы видим ныне противное, т.е. что боящиеся Бога и праведные хотя и молятся Ему об избавлении от бед и скорбей, но как бы не бывают услышаны, не избавляются от скорбей, – это, конечно, потому, что как Сам Господь в существе Своем и Своих свойствах непостижим, так непостижим Он для слабого ума нашего и в делах промышления Своего: Его пути неисповедимы. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]