[<10>] ====== Толкования на Пс. 33:19 ====== ===== Свт. Василий Великий ===== **Близ Господь сокрушенных сердцем, и смиренныя духом спасет** Господь ко всем приближается Своей благостью, но мы сами себя удаляем грехами. Ибо сказано: //«Се удаляющии себе от Тебе погибнут»// [[old:ps:072:27|(Пс. 72,27)]]. Почему о Моисее говорится, что он //«приступал»// к Богу (ср.: [[old:ish:24:02|Исх. 24,2]]), и если кто другой подобен Моисею, то своими доблестями и добрыми делами делается он близок к Богу. Кроме того, слова сии содержат в себе пророчество о пришествии Господа и согласны с предыдущими. Ибо там сказано: //«Лице Господне на творящия злая»//, то есть явление Его на Суде будет на погибель всякого лукавства. А здесь, сказав: **«Близ Господь сокрушенных сердцем»**, Пророк возвещает приближающееся же и недалеко отстоящее пришествие Господа во плоти. И в сем может убедить тебя сказанное в пророчестве Исаии: //«Дух Господень на Мне, егоже ради помаза Мя, благовестити нищим посла Мя, изцелити сокрушенныя сердцем, проповедати пленником отпущение и слепым прозрение»// [[old:is:61:01|(Ис. 61,1)]]. Поскольку посылаем был Врач для сокрушенных сердцем, то сказано: близ есть Господь. Вам говорю сие, смиренные и сокрушившие свое самомнение, чтобы вас обрадовать и ввести в долготерпение радостью ожидаемого! Сокрушение же сердца есть истребление человеческих помыслов. Кто презрел настоящее, предал себя слову Божию и владычественное в себе предоставил помышлениям сверхчеловеческим и божественным, тот будет иметь сокрушенное сердце и соделает его жертвою, не уничтожаемою от Господа. //«Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит»// [[old:ps:050:19|(Пс. 50,19)]]. Итак, **«близ Господь сокрушенных сердцем, и смиренныя духом спасет»**. Кто чужд всякого надмения, ничем человеческим не гордится, тот и сердцем сокрушен, и духом смирен. Правда, смирен и тот, кто ходит во грехе, потому что ничто так не смиряет, как грех. Посему растленную и потерявшую святыню девства называем смиренною. Так, сказано, что Амнон восстал на Фамарь и //«смири ю»// [[old:2ts:13:14|(2 Цар. 13,14)]]. Посему, которые утратили высокость и возвышение души, низложенные грехом на землю и как бы пригвожденные к земле, изгибаются, подобно пресмыкающемуся змию, и уже не в силах прийти совершенно в прямое положение, те смиренны, но не духом, почему смирение их и не похвально. Но которые имеют благодать Святаго Духа, те добровольно смиряют себя пред низшими, с Апостолом называя //«себе самех рабами»// всякого человека (ср.: [[new:2kor:04:05|2 Кор. 4,5]]) о Христе, //«всем попрание доселе»//, и говоря еще с ним: //«якоже отреби миру быхом»// [[new:1kor:04:13|(1 Кор. 4,13)]]. Они употребляют смирение духовно и делают себя последними из всех, чтобы стать первыми из всех в Царстве Небесном. Сих и Господь называет блаженными, говоря: //блажени нищие духом// [[new:mf:05:03|(Мф. 5,3)]]. //**Беседы на псалмы. Беседа на тридцать третий псалом.**// ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Близ Господь сокрушенных сердцем, и смиренныя духом спасет** См. Толкование на [[old:ps:033:16|Пс. 33:16]] ---- //Близость и утешение в скорбях// Усиливает святой Давид Божие благоволение к праведникам. Помышляющему о том, что Бог видит и слышит, все еще представляется, что Он вдали находится, а праведник остается один, окруженный тем, что враждебно ему, и потому не может быть свободен от страха и смущения. Святой Пророк говорит здесь: не бойся, близ есть Господь! Ты под кровом Его; десница Его покрывает тебя, и никакой враг не может приблизиться к тебе. Сие же и Сам Господь говорит у пророка Иеремии: //Бог приближаяйся Аз есмь, а не Бог издалеча// (ср.: [[old:ier:23:23|Иер. 23,23]]). То же обещает Он в 90-м псалме, говоря о праведнике: //с ним есмь в скорби его// (ср.: [[old:ps:090:15|Пс. 90,15]]). Так мать утешает страшливое дитя, говоря ему: я с тобою, не бойся! Близ Господь всюду, яко вездесущий! Но здесь особенная указывается близость Его к праведным. И сия особенность зависит от той особенности, с какою сердца праведных обращаются ко Господу. Это их сокрушенное и смиренное сердце привлекает Господа близ и от Него извлекает обилие милостей. Самоуверенный, самонадеянный и близкого Господа делает, далеким от себя; оттого все опоры его ломаются, как трость сокрушенная. «Высок Бог, говорит //блаженный Августин//, да умаляется убо христианин! Если хочешь, чтоб высокий Бог был близ тебя, уничижись и смирись. Великое здесь таинство! Бог над всем есть. Сколько ни будешь высить себя, не достигнешь Его. Смирись, и Он сам низойдет до тебя». Святой //Василий Великий// такую речь влагает при сем в уста Давида: «близ Господь! К вам говорю сие, смиренные и сокрушившие свое самомнение, чтоб вас обрадовать и ввести в долготерпение. Кто чужд всякого надмения и ничем человеческим не гордится; тот и сердцем сокрушен, и духом смирен». //Блаженный Феодорит// в сокрушенных сердцем тоже видит тех, которые скромными о себе водятся мыслями; за что особенно близким к ним являет себя Господь и с благоволением приемлет молитвы их. Сокрушенный сердцем есть и тот, у кого сердце разбито горем,— и смиренный духом тот, у кого дух уничижен тяготою бед. В совокупности же тем и другим термином означается человек, который и в себе, и вокруг себя видит все разоренным, который никакой для себя опоры не находит ни в себе, ни в чем-либо вне себя. Почему в сокрушении и смирении, все упование свое возложив на единого Господа, Ему день и ночь вопиет о помощи. Это-то совершенное возвержение всей надежды на единого Господа и привлекает к нему Господа и делает Его особенно близким к нему, скорым на помощь; ибо //сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит// ([[old:ps:050:19|Пс. 50,19]]). Близ есть Господь, и спасает. Покрыю и, говорит Сам Он, изму его и прославлю его ([[old:ps:090:14|Пс. 90,14-15]]); показывая, что праведных людей в годину утеснений и гонений, в сокрушении сердца взывающих к Нему, Бог не оставляет, но неотступно, благодатию Своею, пребывает с ними, подавая терпение и небесным утешением растворяя оное, дабы они могли мужественно сносить нашедшие страдания; а то и совсем изъемлет их от всяких утеснений и бедствий и после мрака печалей светом радости осиявает их (см.: //Ириней, архиепископ Псковский//). Поелику грехи наши становятся средостением, отделяющим нас от Бога, разоряется же сие средостение покаянным сокрушением и смиренным исповеданием грехов, то, когда говорится, что Господь близ сокрушенных сердцем, ничто не препятствует помышлять при сем о той близости, которой сподобляются кающиеся. Удаляемся от Бога, когда предаемся греху и страстям. Возвращаемся к Нему, когда каемся, смиряемся и сокрушенно оплакиваем грехи. Тогда и милостивый Господь исходит в сретение, принимает в Отеческие объятия Свои, лобызает и возвращает все потерянное. Сокрушающимся о грехах и надобно сильнее напоминать, что Господь близ их, потому что в минуты сильного сокрушения враг нередко всевает отчаянные мысли: пропал ты; отверг тебя Господь. Вот и напоминается такому: как только ты сокрушился; уж близ тебя Господь. Не отчаивайся. Начавшись в покаянии, сокрушение сердечное не оставляет потом возубоявшегося Господа и на всех путях жизни исправляющейся или исправной. Почему святой //Василий Великий// говорит: «сокрушение сердца есть истребление человеческих помыслов. Кто презрел настоящее, предал себя воле Божией и владычественное в себе (ум) посвятил помышлениям вышечеловеческим и Божественным; тот будет иметь сокрушенное сердце и соделает его жертвою, не уничижаемою от Господа». При сем не излишне привести замечание святого //Василия Великого// о странном порядке, или беспорядке, замечаемом в помышлениях человеческих: «собственно смирен (унижен) тот, кто ходит во грехе, потому что ничто так не смиряет, как грех. Те, которые утратили высокость души, низложены грехом на землю и как бы пригвождены к земле, изгибаются подобно пресмыкающемуся змию и уже не в силах прийти в прямое положение, те собственно смирены (унижены, попраны). Между тем сами они всё высятся и никак не согласны сознать своего унижения. Напротив, избавленные благодатию из плена греховного и усовершившиеся в добре, следовательно, возвратившие себе истинное свое достоинство,— те смиряют себя добровольно, со Апостолом называя себя самих рабами всякого человека о Христе (см.: [[new:2kor:04:05|2 Кор. 4,5]]), всех попранием, отребием мира (см.: [[new:1kor:04:13|1Кор. 4,13]]). Между тем как они, будучи последними по чувствам о себе, суть первые в очах Божиих. И Господь называет их блаженными, говоря: //блажени нищий духом// ([[new:mf:05:03|Мф. 5,3]])». //**Толкования на некоторые псалмы.**// ===== Прп. Антоний Великий ===== **Близ Господь сокрушенных сердцем, и смиренныя духом спасет** Возлюбленные мои, когда человек старается искоренить в себе зло, возлагает упование свое на Бога, удаляется всех грехов и слезами, сокрушением сердца, воздыханиями, постом, бдением, смирением, теплыми и частыми молитвами к Богу стремится к совершенству, то Бог по Своей благости помогает ему и очищает его от всех душевных страстей, как говорит Давид: **близ Господь сокрушенных сердцем, и смиренныя духом спасет**. //**Письма к монахам.**// ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **Близ Господь сокрушенных сердцем, и смиренныя духом спасет** Итак, старайся же иметь сердце сокрушенное и смиренное, и Господь милосердый всегда будет близ тебя. **//Дневник. Том I. 1856.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Близ Господь сокрушенных сердцем, и смиренныя духом спасет** С праведными, говорит Пророк, пребывает Сам Владыка, и с благоволением приемлет их молитвы, особенно же печется о тех, которые водятся скромными о себе мыслями. Ибо их назвал сокрушенными сердцем. Сие же говорит он и в другом псалме: //«сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит»// ([[old:ps:050:19|Пс.50:19]]). ===== Евфимий Зигабен ===== **Близ Господь сокрушенных сердцем, и смиренныя духом спасет** **Близ Господь сокрушенных сердцем** Бог по благости своей, как говорит //Великий Василий//, близок ко всем: Он и чрез Иеремию говорит: Я Бог— приближающийся, говорит Господь, а не Бог издалеча. [[old:ier:23:23|(Иep. 23,23)]]. Но мы—люди бываем далеки от Бога по причине худости нашей: тот же Давид говорит: вот удаляющие себя от Тебя погибнут [[old:ps:072:27|(Пс. 72,27)]]. А сокрушенные в сердце суть те, которые умиляются и плачут по причине грехов своих. Ибо умиление и слеза весьма сокрушают мысль и сердце. Слова //Божеств. Кирилла//: хотя должно знать, что все наполнено Богом (ибо где нет исполняющего все?) неизъяснимым однако ж способом, свойственным естеству Божий; но и будучи Присущ, Он часто кажется отсутствующим в отношении к нелюбящим Его, когда находятся в опасности. Он присущ почти только Святым и близок к тем, которые имеют сокрушенное сердце. И //Феодорита//: Преимущественно же печется Бог о тех, которые имеют смиренную мысль, ибо таковых то назвал сокрушенными по сердцу. **И смиренные духом спасет** Обыкновенно прежде бывает умиление и сокрушение сердца, о котором сказал выше; а за умилением последует смирение, о котором говорит здесь. Смиренные же духом не те, которые кажутся смиренны по телу и по внешнему виду тела, но те, которые смиренны в душе, и не те, которые говорят смиренные слова, или смиряются по какому нибудь понуждении, бедности, или по другому какому либо обстоятельству, но те, которые смиренны в сердце и мысли и смиряются по внутреннему побуждению, без всякой внешней нужды. Слова //Велик. Василия//: Те смиренны духом, для которых, как сам Спаситель говорит, доступно будет царство небесное: блаженны, говорит, нищие духом, ибо таковых есть царство небесное. Не имеющий никакой гордости и не заботящийся о чем либо человеческом,—этот и сокрушен сердцем и смирен духом. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 19–20 **Близ Господь сокрушенных сердцем, и смиренныя духом спасет. Многи скорби праведным, и от всех их избавит я Господь** Желая выразить особенное благоволение Божие к праведным, псалмопевец как бы так говорит здесь: не бойся, Господь близ тебя находится. Ты всегда под покровом Его; десница Его покрывает тебя, и никакой враг не может приблизиться к тебе. То же и Сам Господь говорит чрез пророка Иеремию: «//Бог приближаяйся Аз есмь, а не Бог издалеча//» [[old:ier:23:32|(Иер. 23:23)]]. То же обещает Он праведнику и в [[old:ps:090:start|90]]-м псалме, говоря: //с ним есмь в скорби// [[old:ps:090:15|(Пс. 90:15)]]. Такую особенную близость Господа привлекают к себе праведные тем, что имеют сердце сокрушенное и дух смирения. Они далеки от того, чтобы надмеваться своей праведностью и, претерпевая различные беды и озлобления в жизни, не ропщут на то, что Господь не вознаграждает их за благочестие земным благополучием, но смиренно сознают свое недостоинство и виновность пред Ним и усердно молят о прощении и помиловании. Таких сокрушенных сердцем и смиренных духом Господь никогда не оставляет без Своей помощи и не оставит, **но спасет**, т.е., подавая им терпение и растворяя оное небесным утешением, не допустит их до малодушия и падения, поможет им перенести все напасти и устоять в праведной жизни, и рано или поздно, если не в этом, то в будущем веке, совершенно избавит их от всех скорбей, печали и воздыхания [[new:1kor:10:13|(1 Кор. 10:13]]; [[new:2kor:04:17|2 Кор. 4:17)]]. Хотя и **много скорбей у праведных**, – и от мира, который их ненавидит и часто гонит [[new:in:15:19|(Ин. 15:19)]], и от плоти [[new:rim:07:18|(Рим. 7:18)]], и от страстей, воюющих на душу [[new:1pet:02:11|(1 Пет. 2:11)]], и от диавола, ненавистника всякого добра, употребляющего против них особенные усилия, – но от **всех их** (скорбей) **избавит их Господь**. «Люди неправедные, – говорит блж. Августин, – меньше имеют скорбей, а праведные больше терпят. Но те после небольших, или – никаких скорбей пойдут на вечное мучение, от которого уже не избавятся никогда; а праведники, после многих скорбей, внидут в вечный покой, где никогда уже не коснется их никакое зло». //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]