[<10>] ====== Толкования на Пс. 33:23 ====== ===== Свт. Василий Великий ===== **Избавит Господь души раб Своих, и не прегрешат вси уповающии на Него** Поскольку созданные на служение Господу содержались в пленении у врага, то их души и избавит Господь Честною Своею Кровью. Посему никто из уповающих на Него не будет истязан во грехах. //**Беседы на псалмы. Беседа на тридцать третий псалом.**// ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Избавит Господь душы раб своих, и не прегрешат вси уповающии на него** //Общее заключение псалма// Предвозвещается рабам Божиим участь, противная той, какая предсказана грешникам. **Избавит Господь души раб своих.** То есть: изведши их из темницы тела, не допустит до какого-либо неприязненного на них действия со стороны врагов и, освободив от всех скорбей, теснивших их во времени, чрез сень смертную, прямо переведет в места светлые и прохладные, где нет печалей и воздыханий. Почему, тогда как грешников смерть люта, //смерть преподобных честна пред Господем// (ср.: [[old:ps:115:06|Пс. 115, 6]]). И прилично некто молился: //да умрет душа моя в душах праведных// [[old:chis:23:10|(Чис. 23,10)]]. Это есть заключение избавлений, которые обещал Пророк в продолжение всего псалма (стихи [[old:ps:033:05|5]], [[old:ps:033:08|8]], [[old:ps:033:18|18]], [[old:ps:033:20|20]]). Как птица, из тенет исторгшись, освобожденная от всех уз плоти и мира, душа праведника воспарит в обители Отца своего Небесного и там начнет благодарную и хвалебную песнь избавления. Озревшись (оглянувшись) на пройденное поприще, среди теснот, скорбей и бед при непрестанной, ясно видимой помощи Божией, отрадно воздохнет она и с удостоверением, все существо проникающим, изречет: избавил Господь, – как удостоверительно говорит это гонимый врагом, когда вступает на безопасную родную землю, в круг своих ополчений. Все временные избавления, внутренние ли то или внешние, суть только предвестия и предвкушения того окончательного, которое будет сознано и вкушено по исходе из тела и введении в райское блаженство, хотя еще предначинательно. Тогда-то осязательно окажется, что не прегрешают уповающие на Господа. На земле, где ходим, как в сумраке, и видим все, как сквозь тусклое зеркало, еще может иногда быть навеваемо сомнительное помышление – не погрешить бы в уповании своем. По крайней мере, враг спасаемых гласно твердит иным: забыл вас Бог; или как часто ныне слышится от потерявших веру: суетна надежда наша; дух, как пар, разольется в воздухе, и – всему конец. Там непогрешимость упования перейдет в видение и осязание, или там спасительное действие упования прекратится, поглощено будучи вкушением уповаемого. Ныне же, когда много есть обстоятельств, сильных колебать его, нужда належит (крайне необходимо) часто повторять, что не погрешат уповающие на Господа, особенно когда иному приходится во упование паче упования веровать. **Не прегрешат уповающие! Избавит Господь!** Это – истина, которую во всем псалме разнообразно развивает Пророк, то выставляя свои уповательные к Богу обращения, привлекавшие избавление, то указывая на не-посрамленные надежды других праведников, взывавших ко Господу, то изображая законы милостивого о нас попечения Господа Промыслителя. В конец же, переведши мысль нашу за пределы жизни и введши в созерцание обетованного наследия, в которое вводятся рабы Божий, возглавляет все воззванием: так-то избавит Господь души раб Своих. И так-то непогрешительным окажется упование их! Вот программа жизни! Живи в преданности в волю Божию и, страхом воодушевляясь, ревнуй об исполнении заповедей Господних. Покров Всевышнего всегда будет над тобою, и утешения Божии не престанут обильно изливаться в сердце твое. Среди скорбей, нужд, теснот нить силы Божией будет безопасно влечь тебя по избранному пути, пока, проведши сквозь все испытания дверью смерти, введет тебя в вечный покой, идеже всех веселящихся жилище. Созерцание сего богоучрежденного и богохранимого пути, и особенно созерцание сего блаженного конца его, воодушевляло и воодушевляет всех тружеников благочестия христианского. И цель, чего ради так часто слышится в церкви псалом сей, не другая, как то же воодушевление к трудам доброделания и подвигам благочестия, под действием несомненных надежд христианских. Каждый выходящий из церкви после Литургии, сердцем прослушав псалом сей, должен выходить с внушением, повторяющимся в сердце: трудись, терпи, не погрешишь в уповании. Та же была цель и составления сих заметок: у кого возродить, у кого оживить то же воодушевление на терпеливое хождение в заповедях Божиих, в чаянии вечного упокоения. Что и да дарует Господь всем читающим и послушающим. //**Толкование на некоторые псалмы.**// ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Избавит Господь душы раб своих, и не прегрешат вси уповающии на него** См. Толкование на [[old:ps:033:22#blzh_feodorit_kirskij|Пс. 33:22]] ===== Евфимий Зигабен ===== **Избавит Господь душы раб своих, и не прегрешат вси уповающии на Него** **Избавит Господь души раб своих** Бог, говорит, избавит души рабов своих от злоумышлений людей и демонов, которые будут побеждены терпением их. **И не прегрешат вcи уповающии на Него** Все, говорит, надеющиеся на Бога, не будут грешить, как руководствующиеся к добродетели упованием на Бога. Они не подвергнутся душевному бедствию, ибо сохраняются помощью Божиею. Слово—не согрешат, так изъясняет //Божеств. Кирилл//: Совершенная безгрешность вовсе не свойственна на земле никому, ибо много согрешаем все [[new:iak:03:02|(Иак. 3,2)]]. И от скверны никто не свободен, хотя бы жизнь его на земле продолжалась один день [[old:iov:14:05|(Иов. 14,5)]]. Но это предоставлено Спасителю всех Христу... И мы будем вне греха, если отречемся от тяжких, несносных и ведущих к смерти грехов. Ибо не всякий грех к смерти, по гласу Святаго [[new:1in:05:17|(1 Иоан. 5,17)]]. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Избавит Господь душы раб своих, и не прегрешат вси уповающии на него.** Заключает псалом, предвозвещая праведным противную участь той, каковая предсказана нечестивым. То есть, свободит от порабощения, и от всякаго зла, когда изведет души рабов Своих из темницы тела, и потому смерть праведных честна пред Господем; почему прилично некто сказал: //да умрет душа моя в душах праведных, и буди семя мое якоже семя их//[[old:chis:23:10| (Чис. 23:10)]]. //И не прегрешат вси уповающии на Него:// то есть, все те, которые не на свои надеются силы, но на Бога уповают, не обманутся в надежде своей, и не изнемогут в течении, но всеконечно достигнут почестей и венцов вечныя славы. Здесь заметить должно, что к приобретению вечныя жизни не довольно простаго упования, так как ни мертвыя веры: но в сем месте получение блаженства происвояется упованию живому, как нарицает оное апостол Петр в первом послании, главе 1. А сие упование раждается от терпения, от дел благих, от веры живыя, от свидетельства благия совести, по оному изречению святаго апостола Павла: //терпение искусство соделовает, искусство же упование, упование же не посрамит// [[new:rim:05:04|(Рим. 5:4)]]. И по оному: //служащии добре, степень себе добр снискивают, и многое дерзновение в вере, яже о Христе Иисусе// [[new:1tim:03:13|(1Тим. 3:13)]]. И по оному: //аще сердце наше не зазрит нам, дерзновение имамы к Богу//[[new:1in:03:21| (1Ин. 3:21)]]. Сие, глаголю, живое и совершенное упование прямо ведет нас к концу, то есть, к вечной славе, дабы чего надеялися, то самым делом получили. //** Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Избавит Господь душы раб своих, и не прегрешат вси уповающии на него** //"Душу рабов своих"// - жизнь слуг своих, т. е. праведных. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Избавит Господь души раб Своих, и не прегрешат вси уповающий на Него** В сих заключительных изречениях псалма рабам Божиим предвозвещается участь, противоположная той, какая предсказана грешникам. **Избавит Господь души раб Своих**, т.е., изведши их из темницы тела [[old:ps:141:08|(Пс. 141:8)]], Он не допустит до какого-либо неприязненного действия на них со стороны врагов и, освободив от всех скорбей, теснивших их во времени, чрез сень смертную, прямо переведет в места светлые и прохладные, где нет ни печалей, ни воздыханий. Вот почему «//смерть преподобных честна пред Господом//» [[old:ps:115:06|(Пс. 115:6)]], тогда как **смерть грешников люта**. Все временные избавления суть только предвестия и предвкушения того окончательного избавления, которое будет испытано и вполне сознано по исходе из тела и введении в райское блаженство, хотя еще предначинательное. Тогда-то осязательно окажется, что **не прегрешают вси уповающие на Господа**. На земле, где ходим как в сумраке и видим все как сквозь тусклое зеркало, может иногда быть навеваемо сомнительное помышление – не погрешить бы в уповании своем. По крайней мере, враг спасаемых гласно внушает иным: «забыл вас Бог», или, как часто ныне можно услышать от потерявших веру: «суетна надежда наша; дух, как пар, разольется в воздухе, и – всему конец». Там же, за гробом – непогрешимость упования перейдет в видение и осязание, или – там спасительное действие упования прекратится, будучи поглощено действительным вкушением того, на что здесь с верою уповали. Поэтому, чтобы никакими обстоятельствами не колебалось нынешнее спасительное упование, нужно часто повторять: **нe прегрешат вси уповающии на Господа**. Истину сего изречения пророк разнообразно развивает во всем псалме, то выставляя свои уповательные к Богу обращения, привлекавшие избавление, то указывая на непосрамленные надежды других праведников, взывавших к Господу, то излагая законы милостивого о нас попечения Господа Промыслителя. И наконец, переведя мысль нашу за пределы жизни, в созерцание обетованного наследия, в которое вводятся рабы Божии, возглавляет все воззванием: **Избавит Господь души раб Своих! Не прегрешат вси уповающии на Него!** //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]