[<10>] ====== Толкования на Пс. 34:1 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Псалом Давиду** //Содержание:// Предлагаемое в псалме говорится от лица возложившего упование на Бога и боримого невидимыми силами, или от сонма Апостолов. Вводится также лице самого Христа, описывающего, как поступили с Ним иудеи во время страдания, чтобы научить терпению и твердости терпящих нападения врагов ради Бога. **Суди Господи обидящия мя, побори борющия мя.** Такая речь прилична лику Апостолов. Разумеет же иудеев, которые, не имея в себе мира, воздвигают брани и восстают на Христа, Который есть мир наш. **//Толкование на псалмы.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Псалом Давиду** И сей также псалом изрек блаженный Давид гонимый Саулом. В нем упоминается о лукавстве Доика; потому что донес он Саулу о поступке иерея Авимелеха, и стал причиною избиения многих; упоминается также о Зифеях и о других, извещавших Саула о Давиде, как показывают это выражения, встречаемыя в псалме. **«Суди, Господи, обидящия мя, побори борющия мя».** В сказанном у Пророка прекрасный порядок, приличный и молитве праведника; потому что просит он Бога всяческих сперва разсудить, а потом дать приговор и о наказании. ===== Евфимий Зигабен ===== **Суди, Господи, обидящыя мя; побори борющая мя** Во первых говорит—суди, Господи, обижающих меня—то есть, Саула и сообщников его. Потом—побори, или накажи их, потому что они неправедно поступают со мною. ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Суди, Господи, обидящыя мя, побори борющыя мя** Происхождение этого псалма относится к раннему времени гонения Саулова (ср. [[old:ps:034:01|ст. 1]] с [[old:1ts:24:16|1 Цар. 24:16]], [[old:ps:034:11|ст. 11]] с [[old:1ts:24:10|1 Цар. 24:10)]]; не трудно указать определенное положение, в котором находился тогда псалмопевец. Давид тяжело страдает от врагов, которым он оказывал только любовь и дружбу, и которые теперь на него клевещут и поставляют величайшую радость в том, чтобы коварно ввергнуть его в несчастие. В таком положении невинно преследуемый молится о помощи к Богу и обещает Ему за это хвалу и благодарение. Эти основные мысли псалма выражены в трех строфах, из которых каждая оканчивается обещанием благодарности [[old:ps:034:09|(ст. 9,]] [[old:ps:034:10|10,]] [[old:ps:034:18|18,]] [[old:ps:034:28|28)]], с повторением в каждой жалобы на настоящие страдания, а также и молитвы об освобождении из них. I Строфа (ст. 1-10). Господи, противоборствуй за меня, сделай так, чтобы враги мои были неисцельно поражены и обратились в бегство, да обратится на них самих погибель, которую они мне замышляли; за это я буду прославлять Тебя. II Строфа [[old:ps:034:11|(ст. 11-18)]]. Меня неправедно обвиняют, за мою дружбу и сердечное участие воздают неблагодарностию, злорадованием, клеветою и насмешкою; спаси меня из такого положения, я за это буду прославлять Тебя. III Строфа [[old:ps:034:19|(ст. 19-28)]]. Да не порадуются враги мои, без всякого основания и коварно ненавидящие меня и считающие погибель мою несомненною; помоги мне и посрами их, а мне и моим друзьям доставь радость, чтобы прославлять Тебя за полученное спасение. Так как Давид в своих страданиях был прообразом Мессии, неблагодарно отвергнутого своим народом, то этот псалом с историческим характером соединяет и мессианский, т.е. он – преобразовательно-мессианский; поэтому и Спаситель у [[new:in:15:start|Ин. 15]] мог иметь в виду этот псалом (ср. еще [[old:ps:068:05|Пс. 68:5)]]. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Псалом Давиду. Суди, Господи, обидящыя мя, побори борющыя мя.** **НАДПИСАНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ** //Пророк просит помощи у Бога как против Саула и его силы, так и противу лжесвидетелей, оклеветавших его пред Саулом.// ТОЛКОВАНИЕ В сих словах содержится главное предложение, которым испрашивается помощь противу гонителей, аки бы сказал Пророк: правосудный Боже! к тебе в невинности моей прибегаю, и молю, произведи праведный суд между мною, и между врагами моими, которые меня неправедно гонят, и тем чувствительно обижают. //Побори борющия мя.// Возьми на себя мое дело, и буди мне поборник на врагов борющихся со мною, дабы мог я избежать их рук, и победу над ними одержать. //** Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.**// ===== Лопухин А.П. ===== Псалом принадлежит Давиду и написан во время гонений от Саула. Так, напр., Давид говорит здесь о своей полной невинности пред Богом (ст. [[old:ps:034:01|7]], [[old:ps:034:12|12-15]], [[old:ps:034:19|19]], [[old:ps:034:20|20]]) и незаслуженности преследований; враги искали лишить его жизни (ст. [[old:ps:034:04|4]]), строили против него козни (ст. [[old:ps:034:07|7]], [[old:ps:034:20|20]]). Подобным положение Давида было при Сауле. **Суди, Господи, обидящыя мя, побори борющыя мя** //Господи! Выступи на мою защиту от врагов, замышляющих против меня зло// //"Вступись, Господи, в тяжбу с тяжущимися со мною"// - образ заимствован из человеческого суда, где каждой стороне предоставлялось право доказывать свою невинность фактами своей деятельности. Давид исповедует, что самый строгий суд не найдет в нем такой вины и не оправдает его врагов. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Суди, Господи, обидящыя мя, побори борющыя мя** Псалом сей имеет обычное надписание: **Псалом Давиду**. Каковое надписание свидетельствует о том, что составление этого псалма принадлежит Давиду. В этом, конечно, нет и никакого не было сомнения, судя по характеру и по сходству всего вообще псалма с другими псалмами Давидовыми, написанными во время Саулова гонения; что подтверждается и всем содержанием псалма, который есть не что иное, как молитва псалмопевца к Богу о помощи против злобных и неблагодарных врагов его. Кроткий Давид, безвинно гонимый, тяжело страдает от врагов, которым он оказывал только любовь и дружбу, и которые теперь на него клевещут и поставляют величайшую радость в том, чтобы коварно ввергнуть его в несчастье. В таком положении невинно преследуемый псалмопевец усердно молит Господа восстать во всеоружии Своей правды и могущества на его защиту и покарать его жестоких гонителей, которые за его дружбу и расположение воздают ему неблагодарностью, клеветою, злорадством и насмешкою, и обещает за это всенародно принести Господу Богу благодарность и прославлять Его во все дни жизни своей. Эти основные мысли в разных выражениях повторяются три раза в псалме, который таким образом разделяется на три части, из которых каждая оканчивается обетом благодарного прославления Господа. Так как Давид в своих злостраданиях был прообразом Мессии, Господа Иисуса Христа, неблагодарно отвергнутого Своим народом, то этот псалом с историческим характером соединяет и мессианский, т.е. он прообразовательно-мессианский. Поэтому и Спаситель, говоря ученикам Своим о ненависти к Нему врагов Его, употребляет выражения, сходные с выражениями сего псалма [[old:ps:034:19|(ст. 19)]], и ссылается при этом на писания ветхозаветные [[new:in:15:25|(Ин. 15:25]]; [[old:ps:068:05|Пс. 68:5)]], называя их в общем смысле законом. Ближайшим поводом к составлению сего молитвенного псалма не без основания считают встречу Давида с преследующим его Саулом в пустыне Ен-Гадди. В ту пещеру, в которой скрывался Давид со своими людьми от преследования врагов, зашел Саул для нужды, и Давид имел полную возможность отомстить здесь своему врагу, но он не только не сделал этого сам, а запретил и бывшим с ним людям касаться царя, как помазанника Божия, и только тихонько отрезал край от верхней одежды Саула. Когда Саул встал и вышел из пещеры, встал и вышел потом и Давид и закричал вслед Саула: господин мой царь! Саул оглянулся назад, а Давид пал лицом на землю и поклонился ему. И сказал Давид Саулу: зачем ты слушаешь речи людей, которые говорят: «вот Давид умышляет зло на тебя и ищет души твоея. Вот, сегодня видят глаза твои, что Господь предавал тебя ныне в руки мои в пещере; и мне говорили, чтобы убить тебя, но я пощадил тебя и сказал: не подниму руки моей на господина моего, ибо он помазанник Господа. Отец мой! посмотри на край одежды твоей в руке моей, я отрезал край одежды твоей, а тебя не убил. Узнай и убедись, что нет в руке моей зла, ни коварства, и я не согрешил против тебя, а ты ищешь души моей, чтоб отнять ее. «Да судит Господь между мною и тобою, и да защитит мя Господь от Тебе... да будет Господь Судия и отмститель между мною и тобою, да видит Господь и судит суд мой» [[old:1ts:24:01|(1 Цар. 24:1–13]], [[old:1ts:24:16|16)]]. С этого же обращения к суду Божию Давид начинает и настоящий псалом. **Суди, Господи, обидящыя мя, побори борющыя мя** Завидуя славе военных успехов Давида, Саул обвинял его в измене, в злоумышлении на его жизнь и домогательстве царского престола и искал случая убить его. Давид, с своей стороны, имел право, по Закону Моисееву, воздавать врагу своему тем же, т.е. ненавистью и смертью [[old:ish:21:24|(Исх .21:24]]; [[new:mf:05:43|Мф. 5:43)]]. Но он как пророк, прообразовавший собою кроткого Христа Спасителя, возвышаясь над буквою ветхозаветного Закона и одушевленный духом евангельского учения, не хотел пользоваться теми правами, кои предоставлены были людям Ветхого Завета по их жестокосердию [[new:mk:10:05|(Мк.10:5]];[[ new:mf:06:28|Лк. 6:27–28)]], и потому единому Праведному Судии всех Богу предоставлял разобрать его распрю с Саулом прося защитить его, невинно гонимого, и воздать должное гонителям которые оказывали явную обиду пророку: **Суди, Господи, обидящыя мя**, т.е. вступись за меня против обидчиков моих и отрази их нападения на меня **побори борющыя мя**. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]