[<10>] ====== Толкования на Пс. 34:8 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Да приидет ему сеть, юже не весть, и ловитва, юже скры, да объимет и, и в сеть да впадет в ню** Ибо сети обратились на главы лукавым; уловлявшие на смерть сами уловлены и предаются смерти. **//Толкование на псалмы.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Да приидет ему сеть, юже не весть, и ловитва, юже скры, да обымет и, и в сеть да впадет в ню** То есть, пусть подвергнутся сами тому, что другим уготовляют, пусть запутаются в собственных сетях, потерпят неожиданное уловление. Сие-то выразил Пророк словами: //«сеть, юже не весть»//. ===== Евфимий Зигабен ===== **Да приидет ему сеть, юже не весть, и ловитва, юже скры, да обымет и, и в сеть да впадет в ню** **Да приидет ему сеть, юже не весть** Пусть, говорит, приидет на него неожиданное стечение, как сеть, за то, что он скрыл для меня погибель и за то, что ложно поносил меня—Саул, или кто другой, понудивши Саула к преследованию Давида. **И ловитва, юже скры, да обымет и** Сеть, говорит, ловли, тайно распростертая им для уловления меня, пусть поймает того, который ее поставил: или ухищрение, которое употреблено против меня, да обратится на него! **И в сеть да впадет в ню** Ту самую мысль, которую сказал выше, говорит и здесь. Да падет, говорит, в ту сеть, которую поставил мне. И это, по словам Исихия говорится о бедствиях, полученных иудеями за распятие Владыки Христа и об Иуде и диаволе. Он говорит: Иуда пал в сеть виселицы, а народ иудейский, думавши, что строит сети, сам падает в сеть, уловляясь своею ловлею. Равным образом и диавол, придумавший сеть креста, чрез Крест потерял свое царство (в издан. Своде). ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Да приидет ему сеть, юже не весть, и ловитва, юже скры, да обымет и, и в сеть да впадет в ню** Пророк паки предвозвещает, что Бог обратит на главы врагов те ковы, которые они устрояли человеку праведному и невинному. Перемена числ и лиц сколь употребительна у Евреев, всякому довольно известно. Итак, что говорится здесь, яко об одном человеке, то относится вообще ко всем: разве, может быть, кому угодно под именем слова ему разуметь или Саула, или кого-нибудь другаго из вельмож. Но как пророчество сие от главы распространяется на все тело, то лучше разуметь о всех вообще. Аки бы сказал Пророк: да впадут сами в те сети, которыя мне устрояют, и да постраждут нечаянную и непредвиденную гибель. Сие бо назнаменуя, сказал:// сеть, юже не весть, и ловитва, юже скры.// //** Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.**// ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Да приидет ему сеть, юже не весть, и ловитва, юже скры, да обымет и, и в сеть да впадет в ню** До сего стиха Давид о врагах своих говорит во множественном числе, а здесь выражается о них же в единственном, как бы относя речь свою к одному лицу. Такая перемена речи, по мнению толковников, не имеет особого значения, потому что перемена чисел и лиц в древней священной поэзии евреев была в большом употреблении. В предыдущем стихе, выразив свою невинность по отношению к врагам своим, псалмопевец молит здесь, чтобы злые замыслы (**сеть, юже не весть, и ловитва, юже скры**) главного виновника его гонения – Саула, обратились на него самого, пусть он сам подвергнется неожиданно (**не весть**) той гибели, какую готовил гонимому. По предоставленному в Законе Моисея праву [[old:vtor:19:18|(Втор. 19:18–19)]], Давид мог бы мстить врагам своим тем же злом, какое они замышляли причинить ему, но он предоставляет это право Господу, моля Его об отмщении. Давид поступает так, как сын и последователь учения ветхозаветной Церкви. Он, как пророк, хотя и созерцал издалека, в прообразах и видениях обетованного Христа Спасителя, но естественно не мог подняться до высот евангельского учения о всепрощении и любви ко врагам. А потому мы, чада и последователи евангельского учения новозаветной Церкви, обязанные великодушно прощать врагам все обиды от них и молиться о вразумлении и прощении их, как и Сам Христос Спаситель молился Небесному Отцу за Своих распинателей [[new:lk:23:34|(Лк. 23:34)]], – на молитву Давида об отмщении врагам должны смотреть не как на образец моления, а только как на учение и предсказание о праведном Божием за несправедливые притеснения и обиды (Толкование блж. Феодорита [6, с. 161–162]). Как предсказание слова эти исполнились на судьбе Саула, погибшего в войне с филистимлянами, и многократно исполнялись в гибельной судьбе нераскаянных врагов и гонителей Христа Спасителя и Его Церкви. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]