[<10>] ====== Толкования на Пс. 34:10 ====== ===== Свт. Игнатий (Брянчанинов) ===== **Вся кости мои рекут: Господи, Господи, кто подобен Тебе? избавляющий нища из руки креплеших Его, и нища и убога от расхищающих его** Когда молитва осенится Божественной благодатью, тогда не только откроется сердечное место, но и вся душа повлечется к Богу непостижимою духовною силою, увлекая с собою и тело. Молитва преуспевших в ней произносится из всего существа. Весь человек делается как бы одними устами. Не только сердце обновленного человека, не только //душа//, но и //плоть// исполняется духовного утешения и услаждения: радости //о Бозе живе// [[old:ps:083:03|(Пс. 83:3)]], о Боге, действующем ощутительно и могущественно благодатью Своею. **Вся кости** истинного молитвенника рекут: **Господи, Господи, кто подобен Тебе? избавляяй нища из руки крепльших его, и нища и убога от расхищающих его** молитву и надежду: от помыслов и ощущений, возникающих из падшего естества и возбуждаемых демонами. //**О молитве Иисусовой. Беседа старца с учеником.**// ===== Прп. Антоний Великий ===== **Вся кости мои рекут: Господи, Господи, кто подобен Тебе? избавляющий нища из руки креплеших Его, и нища и убога от расхищающих его** Кто старается быть чистым во всех членах своего тела, кто истинно благочестив и удаляется всего, что оскверняет тело, тот может сказать с Давидом: **вся кости моя рекут: Господи, Господи, кто подобен Тебе?**. Такой человек обуздывает все чувства свои, не позволяет им господствовать над собою и возлагает на них иго Господне. Он не позволяет взорам своим обращаться ко злу, не смотрит на женщину с похотью (см.: [[new:mf:05:28|Мф. 5:28]]), не обращает слуха своего к клевете, ко внушениям диавола и ко всем его мыслям, которые он влагает в душу, — и потому на нём исполняются известные слова: «Слух его никогда не обращается к пустым словам». //**Письма к монахам.**// ===== Прп. Исаак Сирин ===== **Вся кости моя рекут: Господи, Господи, кто подобен тебе? избавляяй нища из руки крепльших его, и нища, и убога от расхищающих его** Ум, поглощенный изумлением, утихшие чувства, немощный человек, поверженный на лицо свое в молитве, ибо нет у него языка, чтобы говорить, и, опять, [ему] недостаточно сердца, чтобы молиться, но от изумления происходящим даже сама молитва упразднилась (baṭṭīlā): это то упразднение, которое лучше делания [и которое бывает,] только когда человек умиряется во всех своих чувствах и движениях и непрестанно повергается на лицо свое пред своим Господом — вплоть до того, что и кости его возносят хваление Бога в тишине своей в этом известном упразднении, как сказал пророк: «**Все кости мои скажут: Господи, кто подобен Тебе?**» //**Слово 71. О действиях, [происходящих] от благодати.**// ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Вся кости моя рекут: Господи, Господи, кто подобен тебе? избавляяй нища из руки крепльших его, и нища, и убога от расхищающих его** См. Толкование на [[old:ps:034:09#blzh_feodorit_kirskij|Пс. 34:9]] ===== Евфимий Зигабен ===== **Вся кости мои рекут: Господи, Господи, кто подобен Тебе? избавляющий нища из руки креплеших Его, и нища и убога от расхищающих его** Костями называет члены внутри тела; а выражает ими от всего сердца, из глубины души благодарение Богу. Или под костями можем разуметь приличнее в отношении к душе твердые и охраняющие ее помыслы, как мы сказали при изъяснении в псалме [[old:ps:033:21|33]]м слов: хранит Господь все кости их. Нищим Давид называет самого себя, как принужденного бегать и как нуждающегося в потребном для жизни и устраненного от всякой человеческой помощи. Крепчайшими назвал вождей Саулова войска, которые сопровождались богатством и множеством воинов. Сказал два раза — нищего и присовокупил слово — убогого, чтобы показать чрезмерную свою недостаточность, причем употребляет сии смиренные слова для убеждения Бога к милостивой снисходительности. Наконец сказал—расхитителей в отношении к намерению и надеждам их, так как они надеялись расхитить все, что он имел. //Василий Великий// говорить: Быть может, и церковь говорит это сообразно с таинством воскресения: ибо вот что сказано, говорит Господь, костям сим: се Я вложу в вас дух жизни, и дам на вас жилы и произведу на вас плоти и будете живы, и узнаете, что Я Господь. Итак, си то кости, получив жизнь, благодаря воскресившему их, скажут: Господи, Господи, кто подобен Тебе? А //Кирилл// под костями разумел Апостолов, которые, рассеявшись во время страдания (Его), по воскресении собрались вкупе. **//Толковая Псалтирь.//** ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Вся кости моя рекут: Господи, Господи, кто подобен тебе? избавляяй нища из руки крепльших его, и нища, и убога от расхищающих его** В сих двух стихах Давид дает обет Богу привести достодолжную благодарность, когда узрит себя совершенно свободившимся от всех наветующих ему, аки бы сказал: пусть иные избавление свое приписывают счастию, иные храбрости своей, иные иным случаям; но душа моя, которою я живу и умствую, когда исполнится то, о чем я молился,// возрадуется о Господе//, хваля, и величая спасение свое, которое приобрела чрез Него. И не токмо душа, но и тело, – паче же и все части тела, даже и самыя внутренния и сокровеннейшия, каковы суть кости, не имеющия чувства, – и не токмо кости, но и малейшие составы от удовольствия взыграют, и ежели бы имели глас и чувство, всеконечно воскликнули бы и рекли: //Господи, кто подобен Тебе?// Ибо нет ни на земле, ни на небеси сильнее, милостивее, премудрее и любезнее Тебя, яко Такого, Который толь сильно и милосердно исхищаеши нищаго из руки врага, несравненно крепчайшаго его, и такого, который насильственно не токмо имение его, но и самую жизнь похитить желал. Здесь заметить должно, что сими преносными словами означается совершеннейшее некоторое веселие и радость, исполняющия всего человека полным и совершенным удовольствием; ибо часто случается, что иногда дух человека радуется, но тело болезнует, и тогда не бывает полной и совершенной радости: и взаимно, когда тело радуется, тогда дух немоществует. Но когда Господь исцеляет все недуги наши, и исполняет во благих желания наши, тогда весь человек несказанным исполняется удовольствием, веселится пред Господем, и все члены его даже до внутреннейших костей глаголют: //Господи, кто подобен Тебе?// Сему подобное выражение читаем во псалме[[old:ps:062:02| Пс. 62:2]], где сказано:// возжада Тебе душа моя, коль множицею (возжада) Тебе плоть моя.// //** Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Вся кости моя рекут: Господи, Господи, кто подобен тебе? избавляяй нища из руки крепльших его, и нища, и убога от расхищающих его** //Пусть враги мои погибнут от посланного Тобою Ангела, а я всем существом моим буду восхвалять Тебя// //"Все кости мои скажут".// Кости, как самая твердая часть организма и носительница всего тела, скрытая внутри, означает глубину благодарного чувства, наполняющего все существо спасенного. **//Толковая Библия.//** ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Вся кости моя рекут: Господи, Господи, кто подобен тебе? избавляяй нища из руки крепльших его, и нища, и убога от расхищающих его** См. Толкование на [[old:ps:034:09#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 34:9]] [<10>]