[<10>] ====== Толкования на Пс. 34:13 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Аз же, внегда они стужаху ми, облачахся во вретище и смирях постом душу мою, и молитва моя в недро мое возвратится** **Аз же, внегда они стужаху Ми, облачался во вретище.** Столько печалился о погибели их, что и скорбел, и тужил, и плакал, и молился о грехе их. **И смирях постом душу Мою.** В доказательство Своего человечества не удерживался от поста. **И молитва Моя в недро Мое возвратится.** Этим, может быть, выражается упорство иудеев во грехе. Им, говорит, ни малой не было пользы, потому что, по крайнему невежеству своему, как бы отвратили от себя молитву. **//Толкование на псалмы.//** ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **Аз же, внегда они стужаху ми, облачахся во вретище и смирях постом душу мою, и молитва моя в недро мое возвратится** Научись у богоотца переносить обиды: смиряйся и молись, когда будут обижать тебя, считай обиды себе других возмездием праведным за твои грехи. **//Дневник. Том I. 1856.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Аз же, внегда они стужаху ми, облачахся во вретище и смирях постом душу мою, и молитва моя в недро мое возвратится** Из сего научаемся, как должно преодолевать несчастия. Облекаясь во вретище, и изнуряя себя постом, говорит Пророк, приносил я Богу моления и приобрел плоды моего прошения. Сие и значат слова: //«молитва моя в недро мое возвратится»//, то есть, помолившись, получал я от Бога просимое, и наполнялось недро мое. ===== Евфимий Зигабен ===== **Аз же, внегда они стужаху ми, облачахся во вретище и смирях постом душу мою, и молитва моя в недро мое возвратится** **Аз же, внегда стужаху ми, облачахся во вретище и смирях постом душу мою** Сими словами научает нас псалмопевец, каким способом разрешаться от приключающихся нам несчастий: когда, говорит, на меня клеветали, я иссушал и изнурял душу мою—иначе себя самого, власяным вретищем и постом, при чем молился Богу об освобождении меня от навета врагов моих. **И молитва моя в недро мое возвратится** Таким, говорит, способом производимая мною молитва будет услышана. Ибо это выражение — возвращение молитвы в недро—иногда принимается за услышание молитвы, как теперь здесь: поелику услышанная Богом молитва возвращается в недро молящегося с плодом или действием, как некий многоценный дар, или для наполнения недра его просимыми им у Господа желанными благами; а иногда возвращение молитвы в недро принимается за неуслышание Богом прошения. Ибо неуслышанная Богом молитва возвращается в недро молившегося без плода и действия. //Великий Афанасий// говорит: Что это сказывается от лица Господа, молитве Которого, произнесенной за распинателей, злоба их не позволила взойти к Отцу и быть услышанной, но отвлекла ее, и она возвратилась в недро Господа бездейственною. «Ибо, если б они имели спастись и измениться в нечестиях своих, молитва Спасителя, прямо потекши невозбранно и беспрепятственно, достигла бы до ушей Отеческих». ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Аз же, внегда они стужаху ми, облачахся во вретище и смирях постом душу мою, и молитва моя в недро мое возвратится** Пророк, прежде нежели начнет говорить о третьем роде гонителей, показывает, что делал он против гонителей втораго рода; и глаголет, что он не воздавал зла за зло, и об отмщении не помышлял, но к Богу с молитвою и с великим смирением обращался. Когда, глаголет, противники мои стужали мне, я не нападал на них кичливо, но, облекшися во вретище, поститься начинал, дабы молитва моя удобнее Бога умилостивила: ибо вретище и пост суть криле молитвы. Тако царь оный Ниневийский, со вретищем и постом молящийся, услышан бывает [[old:ion:03:start|(Ион. 3)]]. То же самое читаем и о царе Ахааве, в третьей книге Царств [[old:3ts:21:start|(3Цар. 21)]], откуду и премудрый глаголет:// молитва смиреннаго пройдет облаки// [[old:prsir:35:17|(Сир. 35:17)]]. В сем разуме и Давид присовокупляет: молитва моя в недро мое возвратится, дабы показать, что он без сомнения ожидает плода от молитвы, аки бы сказал: молитва моя, с толиким смирением возносимая, не возвратится ко мне тща, но сердце мое небесным утешением исполнит. //** Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 13-14 **Аз же, внегда они стужаху ми, облачахся во вретище и смирях постом душу мою, и молитва моя в недро мое возвратится. Яко ближнему, яко брату нашему, тако угождах: яко плачя и сетуя, тако смиряхся** Изображение Давидом того сочувствия, которое ранее находили в нем теперешние его враги и, конечно, Саул. Он всегда болел их бедствиями. - //"Молитва моя возвращалась в недро мое"// - выражение не ясное. Можно понимать, как внешний прием молитвы с наклоненной на грудь (//"недро"//) головою, или в смысле - моя молитва выходила из недр и возвращалась в недра, т. е. была хотя и молчаливой, но глубокой и внутренней. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Аз же, внегда они стужаху ми, облачахся во вретище и смирях постом душу мою, и молитва моя в недро мое возвратится** Выражение: **внегда они стужаху ми** – в переводе с греческого еп. Порфирия читается так: «когда обременили меня,» – и таким чтением дает прежде всего мысль об известных наветах и скорбях, причиненных Давиду врагами. В переводе же с древнееврейского оно читается так: «во время болезни их,» – и здесь уже дается как бы другая мысль. Но в сущности, согласно с повествованием библейской истории [[old:1ts:16:23|(1 Цар.16:23]]; [[old:2ts:01:27|2 Цар.1:11–27)]], эти, по-видимому различные мысли примиряются в той общей мысли, что Давид, как человек близко и всегда сочувственно относившийся к Саулу и его семейству, сам испьпывал скорбь при виде скорби и болезни и при всяком вообще несчастье в доме царя Саула, а потому и говорит здесь: **Аз же, внегда они стужаху ми**, т.е. а я во время болезни их (удрученный скорбью по случаю болезни их) **одевался во вретище**, изнурял **постом душу мою, и молитва моя** возвращалась **в недро мое**. **Вретищем** называется грубая волосяная темного цвета одежда, которую надевали для выражения печали при оплакивании умерших, при раскаянии во грехах (Лк.10:13; см. объяснение Пс.29:12) и проч. Выражение **и молитва моя в недро мое возвратится** (по пер. с евр. и греч. «возвращалась») объясняется так: так как я в скорби от болезни моих теперешних врагов, при молитве о их выздоровлении, не мог поднять головы, но склонял ее к груди, то выходящая из уст моих молитва возвращалась вновь к груди, откуда и выходила. Это образное выражение заимствовано от весьма обычного на востоке положения молящегося, как упоминается, например, и о молитве пророка Илии на горе Кармил: «//Илия взошел на верх Кармила, и наклонился к земле, и положил лице свое между коленами своими//» [[old:3ts:18:42|(3 Цар. 18:42)]]. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]