[<10>] ====== Толкования на Пс. 34:15 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **И на мя возвеселишася и собрашася: собрашася на мя раны, и не познах: разделишася, и не умилишася** **И на Мя возвеселишася и собрашася.** И этою-то платою, говорит, воздали Мне за болезнование о них. **Собрашася на Мя раны, и не познах.** Наносили Мне раны, а Я не знал и не находил никакой в Себе вины. **Разделишася и не умилишася.** //Разделишажеся множество,// как говорит Евангелист ([[new:act:14:04|Деян. 14,4]]), одни называли благим, а другие — лукавым. И когда происходило это, не умилились они, не уразумели, против кого все это делается. Сказал же Он это, не обвиняя, но желая помощи. Когда, говорит, явишься Ты и поможешь терпящему несправедливость? **//Толкование на псалмы.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **И на мя возвеселишася и собрашася: собрашася на мя раны, и не познах: разделишася, и не умилишася** **«И на мя возвеселишася и собрашася: собрашася на мя раны, и не познах».** Они наступали на меня со множеством людей, надеясь умертвить, и нападали внезапно, покушаясь захватить, когда и не знал я об опасности. Слова: //«собрашася на мя раны, и не познах», Симмах// перевел так: собрались на меня бойцы, а я и не знал. **«Разделишася, и не умилишася»,** то есть, и обманувшись в надежде, и будучи разсеяны, не раскаялись в том, что умыслили худаго, но опять обратились к тому же. ===== Евфимий Зигабен ===== **И на мя возвеселишася и собрашася: собрашася на мя раны, и не познах: разделишася, и не умилишася** **И на мя возвеселишася и собрашася** Хотя, говорит, я таким образом смирялся и сетовал; но Саул и сообщники его радовались, думая, что я это делаю по болезни, и потому собирались для совещании, как преследовать меня. **Собрашася на мя раны, и не познах** Вместо—раны (бичи), Симмах выразил—уязвляющие. Итак, Давид говорит, собрались на меня убийцы и злоумышляли против меня без моего ведома. О сем ясно излагает 1я Царств (в главе [[old:1ts:19:start|19]]), что Мелхола—жена Давида открыла таковую мысль врагов его, после, чего Давид спас жизнь свою бегством. Некто говорит, что бившие Господа иудеи не знали никакой вины за Ним. Или: и Я не знал за Собою никакого греха, за который сыпались на меня бичи. **Разделишася и не умилишася** Разделились, говорит, враги мои во все стороны, когда искали меня в дому моем и не нашли, как надеялись, но не были проникнуты умилением и не раскаялись во зле своем. И эти слова произносились от лица Господа об иудеях, о которых пишет Евангелист Иоанн, что между ними было разделение: одни говорили, что Он добр, а другие, что зол: и при всем том не умилились и не пришли в сознание, против кого они это говорили и делали. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **И на мя возвеселишася и собрашася: собрашася на мя раны, и не познах: разделишася, и не умилишася** Псаломник от последствия доказывает, что гонители праведных противным образом поступают, воздавая зло за добро, и притом приступает к третьему роду гонений, показывая, что нечестивые, не довольствуяся коварствами и клеветами озлоблять праведных, нападают на них еще и ранами. //И на мя//, глаголет, //возвеселишася,// – аки бы сказал: я о несчастиях их соболезновал, они же о напастях моих радовалися и, будучи недовольны таковым безчеловечием, многократно собиралися вооруженные, дабы или раны возложить, или, ежели возможно, убить меня, так что я и не знал намерений их, и потому не мог предостеречься, или так терпеливно поступал, аки бы не знал, что делали они. //** Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.**// ===== Прот. Сергий Терновский ===== **И на мя возвеселишася и собрашася: собрашася на мя раны, и не познах: разделишася, и не умилишася** **На мя возвеселишася** - с радостию услышали о том, что меня предают, и собрались, чтобы погубить меня; собрали раны, μάστιξ правильнее перевести - оружие для уязвления. Сие ясно сбылось на Иисусе Христе, когда фарисеи и воины пришли с оружием и дреколием взять Его; **и не познах**: я не знал причины, за что меня гонят; чтобы показать сию причину, они выдумывали различные преступления, но во свидетельстве оных они **разделишася**. Свидетельства их не были равны, как говорит Евангелист; один говорил то, другой - другое. Однако же и после сего **не умилишася**, не пришли в чувство раскаяния, не хотели покориться истине, не отказались от своего намерения погубить меня (κατανυσσις). **//Толкование особых изречений в церковной Псалтири, изложенное по руководству святых отцов Церкви.//** ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 15-16 **И на мя возвеселишася и собрашася: собрашася на мя раны, и не познах: разделишася, и не умилишася. Искусиша мя, подражниша мя подражнением, поскрежеташа на мя зубы своими** Совершенно обратным по отношению к Давиду были поступки его врагов: они радовались его бедствию и лицемерили пред ним. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 15–16 **И на мя возвеселишася и собрашася: собрашася на мя раны, и не познах: розделишася, и не умилишася. Искусиша мя, подражниша мя подражнением, поскрежеташа на мя зубы своими** В Учебной церковно-славянской Псалтири против слова **раны** на поле поставлено уязвляющий, а против слов **и не умилишася** поставлено и не преставаху. В изречениях этих двух стихов псалмопевец изображает новый род злокозненных отношений к нему его гонителей. Когда я, говорит он, предавался скорби, сочувствуя болезни и несчастью их, они, нечестивые гонители мои, с весельем собирались против меня и, как бы не довольствуясь тем коварством и клеветами, которыми постоянно оскорбляли меня, радовались моим бедствиям и собирались вооруженные, чтобы нанести мне раны, а если можно, то даже и убить меня. Я же не знал, за что такое озлобление. А они, хотя и разделились между собой, по действию защищающего меня Промысла Божия, и потому не могли уязвить и умертвить меня; но не раскаялись (**не умилишася**), не успокоились, не переставали, во все время царствования Саула, в своих враждебных действиях и продолжали искушать меня, стараясь хитростью и лицемерием, а иногда язвительными насмешками раздражить меня, и в то же время, как лютые звери, скрежетали зубами своими, т.е. готовы были растерзать, или прямо имели в виду погубить меня. Во всех этих враждебных и злобных отношениях к Давиду гонителей его предызображена пророчески неблагодарность к Иисусу Христу первосвященников, книжников и старейшин иудейского народа, которые собирались то на совет, как бы предать Его смерти за Его многочисленные чудотворения, то для беззаконного суда своего над Ним, осыпали Его клеветами и насмешками, скрежетали на Него зубами своими, добиваясь пред Пилатом осуждения Его на распятие, и злобно радовались, когда достигли своей цели и видели Его страдания [[new:mf:27:start|(Мф. 27]]; [[new:mk:15:start|Мк. 15)]]. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]