[<10>] ====== Толкования на Пс. 35:2 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Глаголет пребеззаконный согрешати в себе: несть страха Божия пред очима его** **Глаголет пребеззаконный согрешати в себе.** Воспитанный в злобе думает, что никто не видит сокровенных замыслов души его. Сказано: **глаголет**, вместо «думает» или «предполагает». Причина же такой бесчувственности в нем — неимение страха пред всевидящим Владыкою. **Несть страха Божия пред очима его.** Решившись однажды преступить закон, удаляет он от очей своих страх Божий, потому что страхом Господним всякий удерживает себя от худого. **//Толкование на псалмы.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Глаголет пребеззаконный согрешати в себе: несть страха Божия пред очима его** **«Глаголет пребеззаконный согрешати в себе»**. Воспитанный в пороке, говорит Давид, думает в себе, что никто не видит сокровенных совещаний души его. Ибо слово: «глаголет» употребил вместо слов: думает и предполагает. **«Несть страха Божия пред очима его»**. А причиною такого в нем безчувстия то, что не боится все назирающаго Владыки. ===== Евфимий Зигабен ===== **Глаголет пребеззаконный согрешати в себе: несть страха Божия пред очима его** **Глаголет пребеззаконный согрешати в себе** Слово—говорит, принимается здесь в смысле—думает, по изъяснению святого //Кирилла// и //Феодорита//. Думает беззаконный, что он грешит в самом себе, то есть тайно в одной совести своей и что Бог не видит его худых дел, ни злой расположенности его сердца. В другом смысле: говорит беззаконный самому себе, то есть рассуждает о том, чтобы грешить. Беззаконным называет Саула, потому что возненавидел Давида, который был и друг и зять его, имевши женою дочь его Мелхолу. Таково толкование и //Бож. Кирилла//: Беззаконный думает, что никто не видит его намерений. Скажем, что беззаконный столько обессилен для Божеств, законов, что желает даже, чтоб они не существовали и ведет жизнь совершенно наглую и непотребную, и как бы безвозвратно стремящуюся в глубину ада и в сеть смерти. Каждый из таковых почти говорит Господу согласно с написанным: отступи от меня, путей Твоих знать не хочу [[old:iov:21:14|(Иов. 21,14)]]. Не просто выставляет беззаконного, но лицемера и льстеца,—имеющего в душе великую грязь беззакония и потому вводит говорящего в самом себе, что он должен грешить. Почему ж говорит в себе? потому что мыслит о том, что ясно сказать, или боится, или стыдится. **Несть страха Божия пред очима его** Пред глазами, говорит, такого беззаконника нет страха Божия, почему и упражняется в столь злых помыслах, не думая несчастный, что он не может утаиться пред Богом. ===== Еп. Ириней (Орда) ===== ** Глаголет пребеззаконный согрешати в себе: несть страха Божия пред очима его** Основную мысль этого псалма можно представить таким образом: как ни велика злоба и сила грешников, так что даже праведник может прийти в уныние; но бесконечно больше милость Божия праведникам и наказание Его нечестивцам; защищаемый Богом праведник торжествует наконец над грешниками. Никто, конечно, больше Давида не имел случаев испытать эту истину в собственной жизни; что испытал он на себе высказывает вообще в нашем псалме, в утешение и одобрение всех праведников, среди развращения мира. – Сначала псалмопевец изображает это развращение, людей греха, пред которыми трепещет праведник; это люди, не имеющие страха Божия, и на место божественной воли поставившие свои греховные желания. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Глаголет пребеззаконный согрешати в себе: несть страха Божия пред очима его** //Истинное благочестие возможно у того, в ком есть страх Божий, поэтому нечестивый, как не имеющий этого страха, всегда стремится только ко злу// Давид уясняет себе основной, психологический источник и причину нечестия беззаконного. Причина эта - отсутствие в нем //"страха Божия пред глазами его"//. Страх Божий есть благоговейное чувство пред Богом, обязывающее человека стремиться к тому, чтобы не оскорблять Последнего, никаким дурным помыслом и поступком. В основании такого страха лежит признание человеком чистоты Его заповедей и их высокого и благотворного значения для человека. Если есть в человеке такое сознание и такой страх пред Богом, то все старания его будут направляться к согласованию своих действий и внутренних стремлений с заповедями Господа. Если же подобного настроения нет в человеке, не может быть в нем и заботливости о чистоте своих поступков: руководящим принципом и началом деятельности становится его благо личное и удовлетворение своих желаний земных. Поэтому то небольшое самоограничение, какое налагает на себя нечестивый, или точнее - некоторая нравственная самооценка своих действий, которой иногда и он может отдаваться, не может быть понимаема, как забота о нравственном перерождении, это самообман, месть нечестивого пред самим собою, будто он //"отыскивает беззаконие свое, чтобы возненавидеть его".// ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Глаголет пребеззаконный согрешати в себе: несть страха Божия пред очима его** По переводу с еврейского этот стих читается так: «Нечестие беззаконного говорит в сердце моем: нет страха Божия пред глазами его». Под именем **беззаконного** псалмопевец, не называя его по имени, разумеет, очевидно, гонителя своего царя Саула, вышеописанная встреча с которым производит на пророка поражающее впечатление и вдохновляет его к составлению песни, или псалма, в котором, изображая силу нечестия и злобы человеческой, указывает и причину крайнего развращения беззаконников, насколько та и другая отразились в сердце самого псалмопевца. Он как бы так говорит: хотя беззаконный и сознавался, по-видимому, в грехе своем против меня, но это было неискреннее сознание и раскаяние его, это было не что иное как вещание нечестия и развращения сердца, раздающееся и доселе в моем сердце и приводящее меня к убеждению в том, что у **пребеззаконного** гонителя **нет страха Божия пред глазами его**. Делая грех он не только говорит (**глаголет**), но и думает про себя (**согрешати в себе**), что никто не видит его злых намерений и склонностей, в уме и сердце его нет живого представления о Боге как Верховном Владыке, Законодателе и Праведном Мздовоздаятеле и ясного сознания своей обязанности благоговеть пред Ним, исполнять Его святую волю и избегать всего, что может оскорблять Его величие и святость. Поэтому он как человек, «//Бога не боящийся и людей не стыдящийся//» [[new:lk:18:02|(Лк. 18:2)]], заглушивший в себе голос совести, не способен к искреннему раскаянию и исправлению, и от него нельзя ожидать справедливости или хоть какой-нибудь милости и пощады. Все это и раскрывается далее, в [[old:ps:035:03|3–5]]-м стихах. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]