[<10>] ====== Толкования на Пс. 35:5 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Беззаконие помысли на ложи своем: предста всякому пути неблагу, о злобе же не негодова** **Беззаконие помысли на ложи своем: предста всякому пути неблагу.** Изображает неусыпность иудеев в злоумышлении на Христа. **О злобе же не негодова,** то есть, не возненавидел злобы. **//Толкование на псалмы.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Беззаконие помысли на ложи своем: предста всякому пути неблагу, о злобе же не негодова** См. Толкование на [[old:ps:035:04#blzh_feodorit_kirskij|Пс. 34:4]] ===== Прп. Исидор Пелусиот ===== Ст. 5, 48:19 **Беззаконие помысли на ложи своем: предста всякому пути неблагу, о злобе же не негодова. Яко душа его в животе его благословится, исповестся тебе, егда благосотвориши ему** На слова: **предста всякому пути неблагу** [[old:ps:035:05|(Пс.35:5)]], и: **душа его в животе его благословится** [[old:ps:048:19|(Пс.48:19)]]. Сие: **предста всякому пути неблагу**, - сказано о человеке грешном; помог ли он кому, защитил ли или оправдал кого. Как непреоборимый вития, став пред судиями, употребляет свое искусство в помощь людям, имеющим в нем нужду, так и сей человек не отказывается всеми силами защищать порок. Сие: **душа его в животе его прославится**, - сказанное опять о человеке самом порочном, значит следующее: будут о нем говорить доброе, то есть хвалить, прославлять, ублажать его; потому что слово: "благословение", происходя от слов "говорить доброе", указывает на добрую молву. Многие по причине превратности своего суждения о делах людей, которых справедливо было бы жалеть и оплакивать, хвалят и ублажают за то, что они изобилуют богатством и наслаждаются, живя роскошно, хотя бы и учинили тысячи худых дел, и не помышляют, что в скором времени понесут за то наказание, но имеют в виду настоящее наслаждение. Их-то осмеивая превратное суждение и порицая их за то, что не только не укоряют согрешающих, не только льстят им, но даже, если нужно, в угождение им притесняют самую добродетель и делают ей зло, Песнопевец сказал: **душа его в животе его благословится.** Если же сказано: **в животе**, то сим дается знать, что по смерти подвергнется он наказанию; ибо на сие указывают последующие слова: //внидет даже до рода отец своих// [[old:ps:048:20|(Пс.48:20)]]. Входящий же не в ничтожество войдет, как думают некоторые, но будет заключен в такое место, в котором именно даже до века не узрит света, потому что вместе с хвалившими его будет содержим в вечной тьме, терпя наказание за все им сделанное. ===== Евфимий Зигабен ===== **Беззаконие помысли на ложи своем: предста всякому пути неблагу, о злобе же не негодова** **Беззаконие помысли на ложе, своем** Не только, говорит, днем, но и ночью, находясь на одре, Саул умышлял против меня зло; и во время покоя и тишины он не имел покоя, каковыми словами Давид представляет чрезмерность злобы его. Согласно с сим говорит и Михей: в помышлениях своих делали зло на ложах своих и при наступлении дня они начали исполнять оное [[old:mih:02:01|(Мих. 2,1)]]. **Предста всякому пути неблагу, о злобе же не негодова** Готов, говорит, был (Саул) на всякий грех и не обременялся и не гнушался злом. Божественный Исидор так изъясняет сие. He негодовал на зло вместо—но возненавидел, не возгнушался, тогда как Божественное писание именует идолов иногда мерзостями, а иногда враждами. Слово предстал—означает или то, что он представил себя в служение всякому пути недоброму, или что он содействуете злу и защищает его. Ибо предстояние иногда означает защищение, так что стоит тот, кто делает на пути грешников, а предстоять, кто вместе с делающим подвизается, дошедши до такой испорченности, что никогда не возненавидел зла; иначе он не делал бы, если бы возненавидел. Он напротив еще предстал на нем, то есть, помогал, защищал, оправдывал. Ибо как непреодолимый оратор, представ пред судей, за просивших у него помощи, употребляет все свое искусство, так и он не отрекся всею силою защищать зло. ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Беззаконие помысли на ложи своем: предста всякому пути неблагу, о злобе же не негодова** См. Толкование на [[old:ps:035:04#ep_irinej_orda|Пс. 35:4]] ===== Лопухин А.П. ===== **Беззаконие помысли на ложи своем: предста всякому пути неблагу, о злобе же не негодова** См. Толкование на [[old:ps:035:04#lopuxin_ap|Пс. 35:4]] ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Беззаконие помысли на ложи своем: предста всякому пути неблагу, о злобе же не негодова** В этом стихе псалмопевец продолжает речь о том же беззаконном гонителе своем, который, не имея в совести своей страха Божия, не только творит всякое беззаконие, не только обманывает себя и других притворным раскаянием в беззаконных делах своих и не принимает никакого убеждения и вразумления со стороны других благоразумных людей, но по-прежнему постоянно занят одною злобною мыслью, как бы захватить и умертвить воображаемого им в лице Давида своего соперника, так что даже и отходя ко сну, **на ложи своем** измышляет беззаконие, обдумывает свои беззаконные планы и, пробуждаясь потом от сна, спешит привести в исполнение задуманные злые намерения (**предста всякому пути неблагу**), не гнушаясь при этом никаким злодеянием, а принимая его как выгодное средство для выполнения злобных своих замыслов (**о злобе же не негодова**). Вторую половину [[old:ps:035:02|2]]-го стиха сего псалма, вместе с несколькими стихами из [[old:ps:013:01|Пс. 13:1–3]] и других мест Священного Писания [[old:ps:005:10|(Пс. 5:10]], [[old:ps:139:03|139:3]], [[old:ps:009:28|9:28]]; [[old:pr:01:16|Притч. 1:16]]; [[old:is:59:07|Ис. 59:7–8)]], св. апостол Павел приводит в доказательство глубокого повреждения грехом иудейского народа и вообще человечества и необходимости для спасения людей в искуплении их Иисусом Христом [[new:rim:03:10|(Рим. 3:10–18]], [[new:rim:03:25|25)]]. В этом учении апостола св. Афанасий Великий и другие отцы и учители Церкви видят основание и подтверждение того мнения, что пророк Давид в образе глубоко падшего и сделавшегося неспособным к исправлению Саула созерцал и предызобразил в сем псалме (ст. 2–5) глубокое развращение иудейского народа и вообще человечества пред пришествием на землю Христа Спасителя [3, с. 126], что и показали на себе развращенные иудейские книжники и фарисеи, современные Иисусу Христу, а за ними и весь народ иудейский, которые, забыв страх Божий, только лицемерно почитали Бога и исполняли закон Его [[new:mf:15:08|(Мф.15:8–9)]], имели только вид благочестия, а силу его отвергли [[new:2tim:03:05|(2 Тим. 3:5)]]. В еще большей степени проявлялось развращение и нечестие в жизни других народов. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]