[<10>] ====== Толкования на Пс. 35:6 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== Ст. 6-7 **Господи, на небеси милость Твоя, и истина Твоя до облак: правда Твоя яко горы Божия, судьбы Твоя бездна многа: человеки и скоты спасеши, Господи** **Господи, на небеси милость Твоя.** Показывает, что милостью Господней созданы и существа небесные, т. е. разумные силы. **И истина Твоя до облак. Правда Твоя яко горы Божия.** Ты показал, что истинны и непреложны обетования, изреченные пророками. Ибо небеса означают пророков; а Ты показал, что они истинны, явив такое множество правды, что уподобляется она горам Божиим. **Судьбы Твоя бездна многа.** Поелику же столько у Тебя истины и правды, то не знаю, для чего долготерпишь? Судьбы Твои так же недоступны зрению, как и бездна. Как ее глубина неудобозрима людям, так недостижимо уразумение судеб Твоих. **Человеки и скоты спасении Господи.** Апостол, сказав о двух народах: //затвори Бог всех в противление, да всех помилует,// присовокупил: //яко неиспытани судове Его// ([[new:rim:11:32|Рим. 11,32-33]]). Подобное этому сказано и здесь. Поелику псалмопевец намеревался поведать о спасении двух народов, которых означают человеки и скоты, и человеки означают израильтян, как наученных Законом и разумеющих //лучшая// ([[new:rim:02:18|Рим. 2,18]]), а скоты, как неразумные, — язычников, иудеи, наученные тайне Законом и пророками, отпали, а язычники, никогда о ней не слышавшие, приняты: то по сему самому сказал он предварительно: **судьбы Твоя бездна многа.** И еще: **человеками** называет сохранивших разумное достоинство, а **скотами** — преклонившихся долу к земле и питающихся земными мудрованиями. А посему призвал ко спасению не только праведных, но и грешных. **//Толкование на псалмы.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== Ст. 6-7 **Господи, на небеси милость Твоя, и истина Твоя до облак: правда Твоя яко горы Божия, судьбы Твоя бездна многа: человеки и скоты спасеши, Господи** **«Господи, на небеси милость Твоя, и истина Твоя до облак: Правда Твоя яко горы Божия».** Они замышляют делать подобныя дела, как будто никто не надзирает над ними; а у Тебя, Владыка, и милость безмерна, и истина не изследима, и правда уподобляется высочайшим горам. Истина Твоя достигает и до человеков посредством Пророков, как бы посредством облаков, подавая им спасительный дождь. **«Судьбы Твоя бездна многа».** Но почему долготерпишь, имея столько истины и правды, сего не знаю. Суды Твои уподобляются необозримости бездны. Как ея глубина недостижима человеческому взору; так неизследимо разумение судов Твоих. **«Человеки и скоты спасеши, Господи».** Что же сему причиною? ===== Евфимий Зигабен ===== Ст. 6-7 **Господи, на небеси милость Твоя, и истина Твоя до облак: правда Твоя яко горы Божия, судьбы Твоя бездна многа: человеки и скоты спасеши, Господи** **Господи, на небеси милость Твоя, и истина Твоя до облак. Правда Твоя, яко горы Божия, судьбы Твоя бездна многа** Как выше сказанными словами Давид выразил чрезмерную злобу Саула, так сими словами выражает великость и чрезмерность долготерпения и другого рода благости Божией. Господи, говорит, милость Твоя на небе, то есть, достигает до неба и столько ж велика; а равно и истина твоя высока до облаков, иначе—опять до неба, так как и облака представляются восходящими на небо, как почти то же сказал и в стихе [[old:ps:056:11|11]]-м 56-го псалма. Даже говорит: правда Твоя как Божии горы, означая горами высоту и величие правды Божией, и называя горы Божиими по создании от Бога. Суды Твои бездна велика, то есть, строительства Твои суть беспредельная и непостижимая бездна. Другой говорит: Выражение—милость Твоя на небе—означает, что от милости сей зависит и все небесное, то есть, разумные силы. Истина Твоя до облаков—вместо— Ты явил чрез пророков истинные и верные обетования, так как облаками называются пророки. Слова //Великого Василия//: Правда, находящаяся у нас, есть соразмерное разделение; ибо если и не наблюдаем его в точности, но делая по самому справедливому разумению, мы не отступаем от цели: производимая праведным судиею свыше есть правда исправляющая и воздающая, которую трудно разсмотреть по причине высоты заключающихся в ней судеб, как говорит Давид: правда Твоя, как горы Божий. О судьбах Божиих говорит и //Григорий Богослов//. А Павел покушается, правда, наследовать судьбы Божии; но поелику не находит конца и отдохновения в восхождении, ни того, в чем любоведение ума явно достигнуло бы окончательного предала (потому что всегда остается для него нечто еще неизведанное), то чудное дело! о если бы и со мною было тоже! заключает речь изумлением, именует сие богатством Божиим и глубиною и исповедует непостижимость судов Божиих, выражаясь почти так же, как и Давид, называющей суды Божии бездною великою, в которой нельзя достать основания ни мерою, ни чувством. Смотри и сие: Полагающий в сокровища бездны ([[old:ps:032:start|32]] пс). И //Феодорит//: Ты, Господи, имеешь и милость безмерную и истину несравненную и правду уподобляемую величайшим горам. //Eвceвий// говорит: Облаками называет пророков и Ангельские силы. **Человеки и скоты спасеши, Господи** Это—спасаю—иногда принимается за непрестанное и всегдашнее спасение, находящееся на небесах; так говорим: праведники спасаются, то есть, вечным спасением; а иногда принимается за временное спасение в настоящей жизни, как говорится и здесь. А спасение в настоящей жизни означает просто оживлениe. Итак, Давид говорит: Господи! будучи столько благ, Ты не только оживляешь людей, но и бессловесные животные (а под кроткими животными он заключил и всякое дикое животное). Спасешь поставлено вместо—спасаешь—по взаимному употреблении времен, где будущее принимается вместо настоящего. Или: людьми называет живущих по здравому смыслу, а скотами—живущих безрассудно и бессмысленно. Или: под людьми разумей иyдеев, руководствовавшихся к добру законом Божиим, а под скотами — сладострастных язычников. По последнему смыслу «спасешь» должно разуметь, как есть, как в будущем времени: это будет пророчество; то есть, Ты, Господи, спасешь язычников вечным спасением, когда уверуют в Евангельскую проповедь. ===== Еп. Ириней (Орда) ===== Ст. 6-7 **Господи, на небеси милость Твоя, и истина Твоя до облак: правда Твоя яко горы Божия, судьбы Твоя бездна многа: человеки и скоты спасеши, Господи** При виде такого развращения в мире, псалмопевца и вообще праведника поддерживает только мысль о безмерной благости Божией, не оставляющей своих верующих, о бесконечной верности Господа Своим обетованиям, обещавшего праведникам награду, и неизменной (**горы**) и страшной правде Божией, по которой Он не может оставить грех не наказанным. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 6-7 **Господи, на небеси милость твоя, и истина твоя до облак: правда твоя яко горы Божия, судбы твоя бездна многа: человеки и скоты спасеши, Господи** //Но как бы ни была велика сила нечестивого, милость и правда Господа к человеку являются истинной и несокрушимой опорой последнего так как только от Него идет свет жизни// Бог управляет миром по законам милости и правды. "Милость и истина Его до облаков и неба; правда, как горы, и судьбы - бездна великая". Сравнения, употребленные автором, имеют целью показать, что в Боге - вся истина и вся правда и что только ими Он управляет всем миром, человеком и скотом. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Господи, на небеси милость Твоя, и истина Твоя до облак** После того как изобразил высшую степень злобы и развращения нечестивых людей, пророк имел в виду в следующих изречениях показать превосходящую степень благости Божией, которая состоит в милости Бога к человеку и ко всем вообще тварям, во истине Его и правде. Как ни велика злоба гонителя его Саула, как ни страшна сила господствующего в мире зла, но благость Божия, простирающаяся на человека, в особенности же на всех верующих, несравненно выше и сильнее того. **Милость Твоя, Господи**, простирается до неба, т.е. так велика милость Твоя, как неизмеримо велико пространство от земли до неба. С милостью Ты соединяешь и истину, или верность всему тому, что изречено и что милостиво обещано Тобою: «//Верен Господь во всех словесех Своих//» [[old:ps:144:13|(Пс. 144:13)]], – и **истина Твоя** даже** до облак**, то есть верность, сопутствующая милости Твоей, простирается **до облаков** и достигает неба, которое выше облаков. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]