[<10>] ====== Толкования на Пс. 35:7 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **правда твоя яко горы Божия, судбы твоя бездна многа: человеки и скоты спасеши, Господи** См. Толкование на [[old:ps:035:06#svt_afanasij_velikij|Пс. 35:6]] ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **правда твоя яко горы Божия, судбы твоя бездна многа: человеки и скоты спасеши, Господи** См. Толкование на [[old:ps:035:06#blzh_feodorit_kirskij|Пс. 35:6]] ===== Евфимий Зигабен ===== **Правда Твоя, яко горы Божия, судьбы Твоя бездна многа. Человеки и скоты спасеши, Господи** См. Толкование на [[old:ps:035:06#evfimij_zigaben|Пс. 35:6]] ===== Экумений ===== **Правда Твоя, яко горы Божия, судьбы Твоя бездна многа. Человеки и скоты спасеши, Господи** Во многих местах божественного Писания, по обыкновению, ангелы называются именем людей. Это очевидно из тех случаев, когда архангел Гавриил представлен как //человек Божий// [[old:dan:09:21|(Дан 9:21)]]. Говорит и пророк: **человеков и скотов хранишь Ты, Господи!** под **человеками** подразумевая ангелов, а под **скотами** - людей; ибо в сравнении с разумением ангелов люди несмышлены и подобны скотам. <...> Но и Господь, согласно Луке, называл ангелов //людьми//, когда говорил: //Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи. И вы будьте подобны людям, ожидающим возвращения господина своего с брака// ([[new:lk:12:35|Лк 12:35]]-36). В самом деле, коль скоро ангелы во многих местах, как говорилось выше, называются людьми, взор их устремлен к Богу. //**Комментарий на Откровение.**// ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **правда Твоя яко горы Божия, судьбы Твоя бездна многа: человеки и скоты спасеши, Господи** См. Толкование на [[old:ps:035:06#ep_irinej_orda|Пс. 35:6]] ===== Лопухин А.П. ===== **правда твоя яко горы Божия, судбы твоя бездна многа: человеки и скоты спасеши, Господи** См. Толкование на [[old:ps:035:06#lopuxin_ap|Пс. 35:6]] ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 7–8 **Правда Твоя, яко горы Божия, судьбы Твоя бездна многа: человеки и скоты спасеши, Господи. Яко умножил еси милость Твою, Боже: сынове же человечестии в крове крилу Твоею надеятися имут** Хотя нечестивые, как бы так говорит псалмопевец, злодействуют, думая, что никто не видит их злодеяний, как будто никто не надзирает над ними; но у Тебя, Владыко Господи, пребывает неотступно правда вечная, которая воздает всем и каждому по делам его: **правда Твоя, яко горы Божия**, т.е. она так велика, как величайшие и высочайшие горы, которые иногда возвышаются над облаками. Великие предметы в мире псалмопевцы нередко именуют Божиими: «//горы Божия, река Божия//» [[old:ps:064:10|(Пс.64:10)]], «//кедры Божия//» [[old:ps:079:11|(Пс. 79:11)]], как созданные Богом и как громче всего проповедающие о творческой силе и величии Божием. Но правда Божия действует не так, как правда человеческая. Тогда как последняя находит нужным наказать и покарать, первая проявляет терпение и даже милует и долготерпит явным преступникам воли Божией, которые по суду человеческому подлежат гневу и достойны казни Божией. В этом смысле о правде Божией как проявлении Божественного правосудия в отношении к людям и вообще к тварям псалмопевец говорит: **судьбы Твоя бездна многа**, т.е. судьбы Божии неисследованы и непостижимы, как глубочайшие морские пучины, которые потому и называются **бездною**, как бы не имеющие дна и потому недостижимые для взоров человеческих и не подлежащие никакому исследованию. В этом же смысле о правде Божией и о судьбах Промысла Божия и апостол Павел говорит: «//О, глубина богатства и премудрости и разума Божия! яко неиспытани судове Его и неизследовани путие Его//» [[new:rim:11:33|(Рим. 11:33)]]. Промысл Божий проявляет одинаково милость Свою ко всем тварям, разумным и бессловесным: **человеки и скоты спасеши, Господи**. Некоторые отцы и учители Церкви (св. Афанасий Александрийский [3, с. 126]) последнее изречение объясняют как пророчество об искуплении и спасении мира чрез Иисуса Христа, разумея под именем **человеки** благочестивых людей, или вообще иудеев, получивших Закон и обетования от Бога, а под именем скотов неразумных – язычников, не ведующих Бога и не получивших письменного откровения воли Божией. Сказав о высоте и бесконечном величии свойств Божиих – милости, истины и правды, как наиболее действующих и проявляющих себя в искуплении и спасении мира, псалмопевец воздает как бы особенную похвалу и удивление спасительной для всех милости Божией, особенными благодеяниями которой воспользуются **сынове человечестии**, т.е. не скоты, или неразумные животные, и не те люди, которые уподобляются скотам бессмысленным, а те благочестивые и богобоязненные люди, которые не омрачили в себе образа Божия порочною жизнью и которые будут возрождены благодатью Божией от второго Адама – Христа: они **в крове крилу Твоею надеятися имут**, т.е. под охраною Божьей благодати сыны человеческие, как птенцы под сенью крил своей матери, могут быть спокойными, обнадеженными (**надеятися имут**), вполне уверенные в своей безопасности [[old:ps:090:01|(Пс. 90:1–4)]]. «О, сколь драгоценна милость Твоя, Боже!» (по пер. с евр.). //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]