[<10>] ====== Толкования на Пс. 35:9 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Упиются от тука дому Твоего, и потоком сладости Твоея напоиши я.** Поток сладости есть Христос, по сказанному: //уклоняю на ня, яко поток наводняемый, славу языков// ([[old:is:66:12|Ис. 66,12]]). Но Он же есть и источник жизни, и свет от света. **//Толкование на псалмы.//** ===== Прп. Серафим Саровский ===== - Что же еще чувствуете вы? - спросил меня о.Серафим. - Необыкновенную сладость! - отвечал я. И он продолжал: - Это та сладость, про которую говорится в Священном Писании: **От тука дому Твоего упиются и потоком сладости Твоея напоиши я**. Вот эта-то теперь сладость преисполняет сердца наши и разливается по всем жилам нашим неизреченным услаждением. От этой-то сладости наши сердца как будто тают и мы оба исполнены такого блаженства, какое никаким языком выражено быть не может... //**Беседа с Мотовиловым о цели христианской жизни.**// ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **«Упиются от тука дому Твоего, и потоком сладости Твоея напоиши я».** К Тебе прибегнет естество человеческое, узрев в дому Твоем возрастающее обилие благ. Подразумевает же в этом Пророк не только струи Божественнаго учения, но и вкушение таинственной Снеди. А подаяние стольких благ уподобил потоку, во первых потому, что не было дано сего людям в начале; а еще и потому, что приглашает всех человеков приидти и пить, не как из реки, непрестанно текущей, но как из потока, лиющагося временно. Ибо неприступающие в настоящей жизни, по переселении отсюда не вкусят уже священных вод. И показывая, что, хотя обилие благ по естеству вечно, однако же делается потоком, по домостроительству, кстати присовокупил: //Ибо у Тебя источник жизни; во свете Твоем мы видим свет.// [[old:ps:035:10|(Пс. 35:10)]] **//Толкование на сто пятьдесят псалмов.//** ===== Евфимий Зигабен ===== **Упиются от тука дому Твоего** Упоением здесь называет веселие, а туком изобилие. Ибо //вино//, говорит, //веселит сердце человека// [[old:ps:103:15|(Пс. 103:15)]]; а тук, то есть, жир, есть изобилие и множество масти. Посему слова сии имеют такой смысл: сохранившие произведенное в них по образу люди будут веселиться богатством дома Твоего, Господи! А дом Божий есть Церковь; богатство ее благочестивое учение, веселящее духовно тех, которые понимают оное. Или дом Бога Слова есть принятая Им воодушевленная плоть, в которой Он вселился, по словам Исихия. Тук ее есть, по словам Дидима, учение Христово, которое напаяет души и утучняет и столь много веселит их, что они могут говорить с Павлом: //кто разлучит нас от любви Христовой?// [[new:rim:08:35|(Рим. 8:35)]]. **И потоком сладости Твоем напоиши я** Ту самую мысль, которую сказал Давид выше, он говорит и здесь. Поелику же выше сказал об упоении, то посему здесь упоминает о питии. Он говорит, что Ты, Господи, напоишь уверовавших в Тебя христиан потоком веселия, истекающим из Тебя. Ибо поток сладости есть течение радостного учения Христа, поток, потому что временно истекло сие учение из уст Христа, и потому что оно было сильно и ниспровергало противоречивших и сверх того сопровождалось волнами слов ветхого закона и пророков. Такова и та река, которая течет зимою, она также временна и сильна и бурна и сливается со многими водами. Называется потоком сладости, потому что учение Христово веселит духовно и утучняет души, как было сказано. Некоторые же, как то Исихий, под туком дома разумеют пречистую кровь истекшую из ребра Бога Слова, а под потоком—воду, истекшую вместе с кровью. Обе они упоили нас—племя язычников и столько возвеселили, что мы, воодушевившись спасительным воодушевлением, вышли вон из прежнего заблуждения идолопоклонства. Слова //Исихия//: Поток сладости суть Христовы страдания. Поток; поелику производился среди зимы нашего греха, когда всякая добродетель, а особенно любовь к Богу от охладения была мертва. Почему пророк Захария о дне Креста говорит: В тот день не будет свет, будет холод и мороз и— ни день, ни ночь, а к вечеру будет свет [[old:zah:14:6|(Зах. 14:6-7)]]. Прилично сказано - сладости; ибо Христос весьма услаждался страданиями за нас. А некоторые потоком сладости называют Святаго Духа (в издан. Своде). **//Толковая Псалтирь.//** ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Упиются от тука дому Твоего, и потоком сладости Твоея напоиши я** См. Толкование на [[old:ps:035:08#ep_irinej_orda|Пс. 35:8]] ===== Лопухин А.П. ===== **Упиются от тука дому твоего, и потоком сладости твоея напоиши я** "Тук дома Твоего", "поток сладостей" - образы, указывающие на богатые дары природы, которые даны в пользование человеку. **//Толковая Библия.//** ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Упиются от тука дому Твоего, и потоком сладости Твоея напоиши я** О духовных благах, которыми воспользуются по великой милости Божией //сынове человечестии//, т.е. люди, сохранившие человеческое достоинство, люди духовной жизни, благочестивые, пророк говорит здесь сравнительно, или по сравнению их с благами вещественными. Не только, говорит он, праведные и благочестивые исполнятся благодатного дара душевного мира, //в крове крилу Твоею//, но они еще исполнятся духовной радости и наслаждения в живом ощущении близости и общения своего с Богом, на трапезе дома Божия, подобно тому как участвующие в пиршествах, устрояемых во дворе скинии, по принесении мирных жертв, приятно веселились, обильно угощаемые лучшими кусками мяса от тучных жертв и сладким вином[[ old:1ts:09:23|(1 Цар. 9:23–24]]; [[old:vtor:12:07|Втор. 12:7–12]], [[old:vtor:14:23|14:23]], [[old:vtor:14:26|26–29)]]: **они упиются от тука дому Твоего**, т.е. сердце их восчувствует живое общение с Богом в Его доме и исполнится духовного наслаждения и радости о Господе. **И потоком сладости Твоея напоиши я**, т.е. они, по милости Божией, насладятся струями Божественного учения и от вкушения Тела и Крови Христа Спасителя (блж. Феодорит) будут чувствовать всегдашнее духовное наслаждение и насыщение. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]