[<10>] ====== Толкования на Пс. 35:12 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Да не приидет мне нога гордыни, и рука грешнича да не подвижит мене** **Да не приидет мне нога гордыни.** Просит быть свободным от страсти. **И рука грешнича да не подвижит мене.** Да не подвигнет меня, говорит, от предстояния Тебе какое-либо постыдное дело. **//Толкование на псалмы.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== Ст. 12-13 **Да не приидет мне нога гордыни, и рука грешнича да не подвижит мене. Тамо падоша вси делающии беззаконие, изриновени быша, и не возмогут стати** Сие: //«тамо падоша вси делающии беззаконие»//, //Симмах// перевел так: где падают делающие беззаконие, там останутся поверженными, и не возмогут востать. Пророк же просит хранить меры естества, и, по наветам беззаконных, не совращаться с праваго пути; потому что знает конец пути противоположнаго. Те, говорит он, которые напали на сей последний путь, не возмогут уже востать и вступить на другой путь. С сим сходно сказанное в псалме шестом: //«яко несть в смерти поминаяй Тебе, во аде же кто исповестся Тебе»// ([[old:ps:006:06|Пс.6:6]])? ===== Евфимий Зигабен ===== **Да не приидет мне нога гордыни, и рука грешнича да не подвижит мене** **Да не приидет мне нога гордыни** То есть, да не войдет в меня гордость; ибо частью гордости (ногою) выражает все тело гордость; и нисколько да не пристанет она ко мне. А именем гордости выразил всякое зло, потому что гордость есть верх и производительница всякого зла. Новейшие учителя любопытно толкуют это место: говорят, что гордость имеет одну только ногу: да не приидет ко мне нога гордыни во 1-х потому, что она подобна никоему чудовищу и животному об одной ноге: во 2-х потому, что гордый надеется только на одного самого себя и весь полагается на себя; в 3-х потому, что не имея хорошего основания, гордость падает легко во все беспорядки. Посему и Давид говорит далее: там упали все делающие беззаконие; и если иногда, при помощи Божественной благодати встанут, то опять скоро упадут из одного зла в другое—худшее; почему и сказано: были низринуты и не могут устоять. **И рука грешнича да не подвижит мене** Говорит—рука грешнича, то есть, грешник (часть вместо целого) пусть не поколеблет меня. Грешником Давид называет здесь диавола, или Саула, как беззаконного, или даже каждого лукавца; подвинет— означает устранит меня от твердого основания добродетели. По словам //Оригена//: рука грешника есть действие диавольское. ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Да не приидет мне нога гордыни, и рука грешнича да не подвижит мене** См. Толкование на [[old:ps:035:11#ep_irinej_orda|Пс. 35:11]] ===== Лопухин А.П. ===== **Да не приидет мне нога гордыни, и рука грешнича да не подвижит мене** //Эту милость Твою, Господи, продли ко правым сердцем и нечестивые погибнут// //"Да не наступит на меня нога гордыни".// - Источник праведности человека заключается в страхе Божием. Гордыня - свойство, противоположное ему. Она поддерживает в человеке стремление жить по своей воле и влечениям, а не в согласии с заповедями Господа. Смысл выражения тогда будет таким: сохрани меня, Господи, от своеволия, как причины отчуждения человека от Тебя, ибо тогда Ты не будешь хранить меня. Можно разуметь под гордыней вообще человека нечестивого, и весь стих представит молитву к Богу о спасении от неправедных врагов. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Да не приидет мне нога гордыни, и рука грешнича да не подвижит мене** От созерцания милости Божией, явленной праведным и имеющей явиться в будущем, обращаясь взором к действительности, к тем отношениям, какие продолжали еще существовать между ним – Давидом и его гонителем, псалмопевец просит здесь уже о себе лично, чтобы Господь избавил его, как одного из тех верующих и правых сердцем, о которых говорит в предыдущем стихе, – от насилия нечестивых гонителей, что разумеет в словах – **нога гордыни, и рука грешнича**. Он говорит как бы так не дай гордому врагу захватить меня и подвергнуть всякого рода уничижениям и казни, не попусти нечестивому продолжать свое преследование и держать меня в изгнании [[old:1ts:26:19|(1 Цар. 26:19)]]. По мнению же других толковников (св. Афанасий Александрийский и др.), пророк молится здесь, чтобы Господь даровал ему твердость и постоянство против духа гордости (**нога гордыни**), которому нередко подвергаются и великие мужи, – чтобы нечестивые не поколебали (рука грешнича да не подвижит), не совратили его с пути добродетели. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]