[<10>] ====== Толкования на Пс. 36:1 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Псалом Давиду** Содержание: Псалом этот заключает в себе учение новому народу, внушая ему, удерживаться от дел лукавых и упражняться в делах добрых, и убеждая к тому и другому надеждою уготованною для добрых и наказанием ожидающим лукавых. **Не ревнуй лукавнующым, ниже завиди творящым беззаконие.** Советует убегать лукавства, давая знать, что конец лукавства — утрата всего доброго. **//Толкование на псалмы.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== Ст. 1-2 **Псалом Давиду. Не ревнуй лукавнующым, ниже завиди творящым беззаконие. Зане яко трава скоро изсшут, и яко зелие злака скоро отпадут** Божественный Давид, дознав опытом, что много благ доставляет кротость, конец же живущих неправдою и предающихся кичливости печален и сообразен с их жизнию (дознал же сие из жизни Саула, Авессалома и других поступавших подобно им), предлагает увещание всем людям, убеждая, встречающияся скорби переносить благодушно, благоденствие же и благоуспешность людей лукавых не признавать достойными ублажения, а паче называть бедственными. А потому в самом начале псалма говорит: «**не ревнуй лукавнующим, ниже завиди творящим беззаконие**». Слово: «**не ревнуй**», Симмах перевел: не входи в состязание, а Феодотион: не раздражайся, в смысле: не поощряй себя к подражанию живущим беззаконно, видя доставшийся им благий жребий. И, показав кратковременность сего благополучия, Пророк немедленно присовокупил: **«Зане яко трава скоро изсшут, и яко зелие злака скоро отпадут»**. Это сказал и блаженный Исаия: //«всяка плоть сено и всяка слава человеча яко цвет травный. Изсше трава, и цвет ея отпаде, глагол же»// Господень //«пребывает во веки»// [[old:is:40:06|(Ис.40:6–8)]]. Тоже изрек и блаженный Давид. ===== Евфимий Зигабен ===== **Не ревнуй лукавнующым, ниже завиди творящым беззаконие** **Не ревнуй лукавнующым** Ревность можно перевести словом подражание, и словом побуждение, или раздражение, как перевел и Феодорит: не раздражайся. Итак, Давид советует здесь каждому христианину следующее: не подражай, человек, злым человекам, и не раздражайся до того, чтоб огорчаться, видя счастье, которым обладают злые. Сочинение слова παραζηλου употребляется безразлично, в дательном ли оно поставлено, или в винительном, по свойству еврейского языка. **ниже завиди творящым беззаконие** Многие, видя злых людей в счастии, побуждаются своим малодушием и маловерием к подражании им во зле. Посему царе-пророк здесь запрещает таковым малодушным подражать беззаконным и злым, так как подражание им весьма пагубно и душевредно. Зависть есть желание приобрести те блага, которыми, по-видимому, обладает другой, как говорит Ориген. — Слово (ревность и зависть) берется преимущественно в добрую сторону, но часто—и в худую, как и здесь. Или это — не завидуй означает тоже, что не хвали и не желай уподобиться беззаконным людям. По словам Оригена το ζηλουν возбуждать зависть и το παραζηλουν (возбуждать ревность) имеют между собою различие. Последнее (παραζηλουν) значит раздражать и побуждать к ревности, как здесь: παραζηλοσαν μη επ, ου Θεω то есть, возбудили во мне ревность и как бы раздражили меня на гнев идолопоклонники; а первое (ζηλουν) означает желание иметь у себя то видимое благо, которое есть у ближнего. Итак, он говорит следующее: и другого злого не раздражай, чтобы возбудить его против себя, то есть, не делай того, за что бы злой получил к тебе зависть, ибо он злоумышляет вместе с тобою против тебя... И опять: не подражай, или не хвали таковых. А св. Кирилл это изъяснил так: Не завидуй, говорит, таковым, и не побуждай их к подражании любящим грехи, хотя и кажется, что они в настоящей жизни наслаждаются. Когда, говорит, увидишь, что нечестивый благополучен, бегай единонравия, взирая на будущее. Ибо он не пребудет в таком состоянии навсегда. ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Не ревнуй лукавнующым, ниже завиди творящым беззаконие** Псалом этот составляет учительную песнь и потому в еврейском тексте имеет форму алфавитного изложения, с некоторыми, впрочем, отступлениями. Основная мысль этого псалма, развиваемая с разных сторон, следующая: если ты видишь, что иногда в этом мире нечестивцы благоденствуют, а праведники бедствуют, то не завидуй счастию грешников; не ропщи на управляющий миром Промысл, не теряй веры и надежды; скоро дело примет другой вид; после кратковременного счастия нечестивцев постигнет погибель, а праведник за свою добродетель и упование на Бога получит богатую награду. – Известно, что представления евреев древнейшего времени о земном назначении человека были довольно неясны, и потому понятно, если взоры их преимущественно обращены были на земное воздаяние человеку, и если они от правды Божией здесь уже ожидали награды за добродетель и наказания за порок. Так и в нашем псалме; страдающий праведник утешает себя не ожидающею его наградою в будущем, но уверенностью в торжестве своего дела уже здесь на земле; и действительно, Бог в Ветхом Завете для утешения своих праведников и к устрашению грешников уравнивал уже на земле разности нравственного мироправления, как это мы видим в судьбе Иова. Спокойное пребывание в земле обетования, мирное пользование сокровищами и богатствами ее, помощь против притеснения грешников, долгая жизнь и богатое потомство – вот предстоящая праведнику награда; между тем как грешник после кратковременного счастия подвергается Суду Божию и тому несчастию, какое он замышлял праведнику; обеднение, изгнание из своей земли и совершенная погибель – награда нечестивца. – Псалом этот, несомненно, написан Давидом, добродетель коего осталась торжествующею, между тем как временное счастие Саула, Навала, Ахитофела, Авессалома скоро погибло. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== По надписанию еврейской, греческой и латинской (Вульгаты) Библии псалом принадлежит Давиду. Из указания [[old:ps:036:25|25]] ст. видно, что псалом написан Давидом уже в старости и представляет научение, предлагаемое им всякому человеку, для руководства в жизни. Это научение основано им на опыте и наблюдениях. В указании псалма на быструю гибель нечестивца, временно восторжествовавшего (ст. [[old:ps:036:35|35-36]]), но неожиданно скоро погибшего, можно видеть изображение судьбы Авессалома. Да и все содержание псалма не противоречит данному времени бегства Давида из Иерусалима, когда ему приходилось видеть быстрое усиление своих врагов и удрученное состояние окружавших его лиц. В воспоминание этого времени и написан псалом. Псалом алфавитный. Ст. 1-2 **Не ревнуй лукавнующым, ниже завиди творящым беззаконие. Зане яко трава скоро изсшут, и яко зелие злака скоро отпадут** //Не гневайся, когда видишь благоденствие нечестивого, так как оно не прочно, как трава// "**Не ревнуй**" - не гневайся, не волнуйся при виде благоденствия нечестивого. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Псалом этот составляет поучительную песнь о том, что счастье нечестивого быстро проходит, а невинность и правда, хотя и подвергаются угнетению, в конце концов пребывают торжествующими. Эта основная мысль псалма, с некоторыми, впрочем, отступлениями, развиваемая с разных сторон, может быть выражена в таком виде: если ты видишь, что иногда в этом мире нечестивые благоденствуют, а праведники бедствуют, то не завидуй счастью грешников, не ропщи на управляющий миром Промысл Божественный, не теряй веры и надежды: скоро дело примет другой вид: после кратковременного счастья нечестивцев постигнет погибель, а праведник за свою добродетель и упование на Бога получит богатую награду. Известно, что представления евреев древнейшего времени о земном назначении человека и о будущем воздаянии были довольно неясны, а потому и понятно, если взоры их преимущественно обращены были на земное воздаяние и если они от правды Божией здесь уже ожидали награды за добродетель и наказания за порок. Так и в настоящем псалме: страдающий праведник утешает себя уверенностью в торжестве своей правды уже здесь, на земле, а не теми наградами, какие обещаны и ожидают его в будущем. И Сам Бог в Ветхом Завете для утешения Своих праведников и для устрашения грешников нередко уравнивал уже на земле разности нравственного мироправления и воздаяния, как это мы видим в судьбе праведного Иова. Псалом сей, как показывают и надписание и содержание его, написан Давидом, добродетель коего восторжествовала, между тем как временное счастье Саула, Навала, Ахитофела, Авессалома и других скоро погибло. При ясности общей мысли псалма в нем есть немало таких изречений, которые требуют объяснения. Ст. 1–2 **Не ревнуй лукавнующым, ниже завиди творящым беззаконие. Зане яко трава скоро изсшут, и яко зелие злака скоро отпадут** Слово **лукавнующий** значит: «коварный, хитрый, злой». **Зелие злака** – значит: «зелень травная, мелкая зеленая трава». Пророк Давид, как духовный врач, наученный горьким опытом, преподает верующему наставление, как он должен смотреть на благоденствие нечестивых и злобных людей и как относиться к ним. Видя нечестивых благоденствующими, когда сам находишься в беде и несчастии, не старайся подражать им в беззаконной жизни и не думай роптать на Бога, как бы несправедливо распределяющего земные блага. Потому что кажущееся счастье коварных людей и беззаконников кратковременно и скоропреходяще. Бдящий над судьбами людей и всего мира Промысл Божий не попускает нечестивым надолго благоденствовать и веселиться: они, как трава, скоро будут подкошены, и как зеленеющий злак, скоро завянут и упадут. Не сказал пророк, что благополучие нечестивых скоро погибнет, но что сами нечестивые скоро погибнут, а вместе с ними и все благоденствие и вся слава их уничтожатся. Если же и видим иногда, что нечестивые чрез продолжительное время пользуются счастьем и все коварные и злодейские намерения и планы их исполняются благополучно, то и такое кажущееся продолжительным и прочным благоденствие не должно смущать верующих: благополучие нечестивых, как бы ни было продолжительно, все таки оно временно и потому имеет конец, а благоденствие и благополучие праведных вечно: «//В память вечную будет праведник//» [[old:ps:111:06|(Пс. 111:6)]], ибо «//праведники во веки живут//» [[old:prs:05:15|(Прем. 5:15)]]. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]