[<10>] ====== Толкования на Пс. 36:4 ====== ===== Свт. Амвросий Медиоланский ===== **Насладися Господеви, и даст ти прошения сердца твоего** Будем услаждаться этой пищей, о которой (и) пророк сказал: **«Услаждайся Господом»**. Этою пищей услаждаются те, которые некоторым удивительным умом восприняли высшия наслаждения, те, которые могут знать, каково это чистое и умопостигаемое наслаждение разума. Итак, будем вкушать хлебы мудрости и насыщаться словом Божиим, потому что не только хлебом, но и всяким словом Божиим поддерживается (est) жизнь человека, созданнаго по образу Божию. **//Об обязанностях священнослужителей. Книга I.//** ===== Прп. Амвросий Оптинский ===== **Насладися Господеви, и даст ти прошения сердца твоего** **Насладися Господеви**, — означает: не находи ни в чем ином утешения, как в законе Господнем и благоугождении Господу. Не вотще сказано в Писании: //Мир мног любящим закон Твой, и несть им соблазна// [[old:ps:118:165|(Пс. 118:165)]]. Главные же и важнейшие заповеди закона Евангельского три: //не судите и не судят вам//; //не осуждайте, да не осуждени будете//; //отпущайте и отпустятся вам//. Если прежде всего будем держаться исполнения этих заповедей, то удобно будет исполнять нам и прочие заповеди. **//Письма.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Насладися Господеви, и даст ти прошения сердца твоего** См. Толкование на [[old:ps:036:03#blzh_feodorit_kirskij|Пс. 36:3]] ===== Евфимий Зигабен ===== **Насладися Господеви, и даст ти прошения сердца твоего** Услади, говорит, человек, сердце свое Господом, посредством ненасытимой любви к Нему, или ненасытного изучения Божественных слов Его и исполнения святых повелений; и Господь дает по сердцу твоему все спасительное, чего бы оно ни пожелало: потому что, любя Бога, ты, без сомнения, не пожелаешь у Него в своем прошении ничего недостойного Бога. А—да дает—поставлено вместо—дает—желательное наклонение, вместо будущего изъявительного, так как все желательные, по замечанию грамматиков, имеют значение будущего. //Аммоний// говорит: Наслаждается Господом имеющий очищенными чувства души, почему он может вкушать живый хлеб и животворящия плоти Его, и пить спасительную Его кровь, дабы, наслаждаясь здесь, просить и будущих благ, которых око не видело и ухо не слышало. //Кирилл// говорит: Итак, иметь в себе обитающим оживотворяющее все Божие слово,—хлеб жизни, сшедший с Неба и дающий мирy жизнь,—это есть наслаждение. Имеющие Его в себе без сомнения получат просимое ими по желанию сердца их (в изд. Своде). ===== Прот. Сергий Терновский ===== **Насладися Господеви, и даст ти прошения сердца твоего** Обыкновенно люди ищут удовольствий и мирских утешений. Наслаждение сими удовольствиями в настоящей жизни, по большей части, составляет удел тех, которые равнодушны к спасению души своей. Весьма естественно, что такое состояние нечестивых служит преткновением для людей, желающих жить благочестиво, но еще неопытных и не знающих путей, которыми Бог ведет Своих избранных. Желая устранить сие преткновение, св. пророк говорит, что есть особенное наслаждение, к которому путь открыт благочестивым. Это наслаждение Господеви. Что же значит наслаждение Господеви? Почему с ним соединено такое обетование: //и даст ти Господь прошения сердца твоего.// Как, по слову Спасителя, есть люди, богатеющие не в Бога [[old:prs:02:06|(Прем. 2:6,]] [[old:prs:02:09|9)]], так есть люди, наслаждающиеся не Господу. Их наслаждение состоит в том, чтобы угождать чреву, яко Богу, утешаться земными приобретениями, временными почестями и вообще находить вкус в земных занятиях, не подчиняя их закону Божию. Вот черты, в которых проявляется расположение духа людей, ищущих сего наслаждения: //приидите, и насладимся настоящих благих, и употребим создания, яко в юности скоро. Ни един от нас лишен будет наслаждения, везде оставим знамение веселия, яко сия часть наша и жребий сей.// Сказавши //скоро//, Премудрый хотел дать уразуметь, что они не рассуждают, сообразно ли их наслаждение с законом Божиим, что ни мысль о Боге, ни память о вечности не удерживают их стремления к земным наслаждениям. С противной стороны, тот наслаждается Господеви, кто предается занятиям духовным, занятиям, коими совершается исполнение заповедей Божиих и уравнивается человеку путь спасения. На сем основании, когда приходим в храм Божий и погружаемся в молитву, мы наслаждаемся Господеви, потому что и сами чувствуем духовное, небесное наслаждение и вместе с сим составляем предмет усладительный для Господа. В таком состоянии находился Давид, когда он говорил: Возвеселихся о рекших мне: в дом Господень пойдем. Равно, когда внимательно слушаем Слово Божие или благоговейно читаем его, в сердце нашем, как в сердцах апостолов, слушавших Самого Господа, возгорается огнь [[new:lk:24:32|(Лк. 24:32)]], который, конечно, не жжет, а проливает в нем усладительную теплоту. //Согрелся сердце мое во мне, и в поучении моем разгорится огнь,// - говорит Давид [[old:ps:038:04|(Пс. 38:4)]]. Эта сладость есть сладость Господеви, потому что она и нам дает ощущать любовь к нам Господа, и в сердце нашем воспламеняет любовь к Господу. Она почти неизъяснима. Давид вполне чувствовал ее и сказал: //Коль сладка гортани моему словеса твоея, паче меда устом моим// [[old:ps:118:103|(Пс. 118:103)]]. И посмотрите, какое это значительное выражение: мед любят младенцы, по крайней мере, люди в отроческом возрасте или вообще люди, сохранившие простоту жизни; так точно и в духовном отношении - чтобы почувствовать сладость словес Божиих, должно привести себя в младенческое состояние по духу. //Отложите//, - говорит апостол Петр, - //всяку злобу и всяку лесть, и лицемерие, и зависть, и вся клеветы, яко новорожденный младенцы, словесное и не лестное млеко возлюбите, яко да о нем возрастете во спасение// [[new:1pet:02:01|(1 Петр. 2:1,]] [[new:1pet:02:02|2)]]; то есть должно вооружиться против плотских страстей и греховных наклонностей, иначе слово Божие не сладость прольет в сердце твое, а исполнит его горестию, потому что будет сильно обличать и угрожать. Например, какая сладость блуднику и пьянице слышать, когда апостол говорит ему, что блудники и пьяницы //Царствия Божия не наследуют// [[new:1kor:06:09|(1 Кор.6:9,]] [[new:1kor:06:10|10)]]. Какое услаждение богачу немилосердному, когда он слышит страшный приговор Божий: //безумне, в сию нощь душу твою истяжут от тебе// [[new:lk:12:20|(Лк. 12:20)]], когда видит, что подобный ему страждет во пламени и просит капли воды для прохлаждения языка своего (см.: [[new:lk:16:24|Лк. 16:24]]). Наконец, когда ты налагаешь на себя пост и лишаешь себя всякого наслаждения для обуздания страстей твоих, когда посещаешь больного, помогаешь нищему, вводишь в дом странного, прощаешь, благотворишь, - не правда ли, что ты наслаждаешься. Потому что самое истинное наслаждение состоит в любви и в победе над страстями. Но ты наслаждаешься Господеви, ибо и любовь и умерщвление страстей плоти составляют самую тучную, усладительную, приятную жертву для Господа Бога. Не напрасно сказано: //насладися Господеви//, - это выражение более значит, нежели работать Господеви. Сказав //насладись//, пророк хотел показать внутреннее расположение, с которым мы должны совершать духовные и спасительные занятия. Говоря правду, очень нередко мы идем в церковь, как будто по принуждению; читаем Священное Писание, но со скукою и потому скоро оканчиваем это чтение. А равно и другие действия совершаем так, как будто идем под ярмом, несем иго, и потому они для нас не составляют наслаждения. А по учению пророка, должно в них находить наслаждение, и наслаждение обильное. Чтобы почувствовать наслаждение в сих занятиях, должно совершать их с любовью. Замечали ли вы, с каким усилием люди, любящие рассеяние и мир, стремятся на зрелища, как охотно проводят там весьма продолжительное время? Хорошо бы, если бы мы с таким же рвением стремились в Святую церковь и, не скучая, с благоговейным вниманием присутствовали при богослужении. А говоря справедливее, ежели миролюбцы так стремительно бегут к пустым и суетным удовольствиям, то с какою жаждою должны мы притекать в храм Божий, где святые Ангелы разделяют с нами свою небесную радость! Ее силу и определить невозможно. Святой пророк чувствовал духовную жажду сей радости и выразил ее в следующем изречении: //имже образом желает елвнь на источники водныя, сице желает душа моя к Тебе, Боже. Возжада душа моя к Богу крепкому живому// [[old:ps:041:01|(Пс. 41:1,]] [[old:ps:041:02|2)]]. Истинно благочестивые люди не токмо с любовью предавались богомыслию и другим христианским занятиям, но с радостью претерпевали для Христа и самые скорби. Мы //хвалимся в скорбях//, говорит апостол [[new:rim:05:03|(Рим. 5:3)]]. Сие наслаждение Господеви приносит вожделенные плоды человеку, ибо, когда человек наслаждается Господеви, тогда и Господь наслаждается человеком. Сие в известном отношении выразил Давид, когда сказал: //да усладится Ему беседа моя// [[old:ps:103:34|(Пс. 103:34)]] Так люди, которые любят друг друга, любят и слушать друг друга. В это состояние содружества с Богом приходит и благочестивый человек, и как он услаждается молитвою и исполнением заповедей Божиих, так и Господь, яко друг, снисходит к нему и услаждает Своею таинственною беседою. Отсюда весьма понятно, почему наслаждающимся Господеви Бог подает прошения сердца их. Именно потому, что Бог сделался другом их, и они друзьями Божиими. По сему союзу содружества и милосердый Бог желает утешить их исполнением их желаний, и они не допускают в сердце свое никакого желания, которое бы было оскорбительно для Господа. Сию мысль в другом месте пророк выразил следующими словами: //волю боящихся Его сотворит, и молитву их услышит// [[old:ps:144:19|(Пс. 144:19)]]. Скажете, трудно дойти до того, чтобы с услаждением предаваться духовным занятиям. А что же без труда достается человеку? Посмотрите на самое греховное услаждение: оно требует со своей стороны больших трудов и забот Итак, ежели временное и нечистое наслаждение - наслаждение, которого плод есть вечное мучение, - требует труда и заботы, то не лучше ли потрудиться для наслаждения духовного, которого плодом будет вечное успокоение в Боге. Аминь. **//Толкование особых изречений в церковной Псалтири, изложенное по руководству святых отцов Церкви.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Насладися Господеви, и даст ти прошения сердца твоего** //"Утешайся Господом"// - находи утешения в своей деятельности и жизни не во внешних успехах, а в согласии ее направления с указаниями Господа. Такое поведение заслужит награду от Бога: Он исполнит //"желания сердца твоего"//. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Насладися Господеви, и даст ти прошения сердца твоего** См. Толкование на [[old:ps:036:03#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 36:3]] [<10>]