[<10>] ====== Толкования на Пс. 36:14 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== Ст. 14-15 **Мечь извлекоша грешницы, напрягоша лук свой, низложити убога и нища, заклати правыя сердцем. Мечь их да внидет в сердца их, и луцы их да сокрушатся** Лукавые демоны, говорит, потерпели то самое, что замышляли сделать святым. **//Толкование на псалмы.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== Ст. 14-15 **Мечь извлекоша грешницы, напрягоша лук свой, низложити убога и нища, заклати правыя сердцем. Мечь их да внидет в сердца их, и луцы их да сокрушатся** И сие имеет один и тот же смысл с сказанным выше. Ибо показывает, что грешник, хотя всякие способы употребляет против не сделавших ему никакой обиды, однако же запутается в собственных своих сетях. Ибо мечем и луком Пророк назвал различныя казни. Это подобно сказанному в седмом псалме: //«ров изры, и ископа и, и падет в яму, юже содела»// ([[old:ps:007:16|Пс.7:16]]). ===== Евфимий Зигабен ===== **Мечь извлекоша грешницы, напрягоша лук свой, низложити убога и нища, заклати правым сердцем** Злые, говорит, грешники, совершенно не терпя и видеть праведных и незлобивых людей, исторгнули меч, чтоб поразить их, натянули лук, чтоб пронзить их; потому что правду и добродетель праведных они почитают обличением своей порочности. Псалмопевец различными оружиями загадочно изображает различные наветы со стороны грешников; а нищим и бедным безразлично назвал одного и того же для большего выражения жалости и сострадательности к нему. По словам мудрого //Оригена//: Как есть некое всеоружие Бoжиe, так есть некое всеоружие у диавола, которое воин его берет на себя—есть и шлем погибели, и щит неверия, меч злого духа, извлекаемый грешником, которого ноги текут на обиду. Безыменный говорит: извлекают грешники меч и напрягают лук, чтобы стрелами поразить нищего и бедного, а мечем заклать правых сердцем: они не уязвляют богатеющих злом друзей своих и не закалают кривых по сердцу, по дружбе с ними (в изд. Своде). ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 14–15 **Мечь извлекоша грешницы, напрягоша лук свой, низложити убога и нища, заклати правыя сердцем. Мечь их да внидет в сердца их, и луцы их да сокрушатся** Слова **мечь** и **лук** объяснены выше, первое в [[old:ps:034:03|Пс. 34:3]], а второе в [[old:ps:010:02|Пс.10:2]]. То и другое означает смертоносные орудия, употреблявшиеся у древних народов для причинения смерти или увечья врагу. В изречениях сих стихов пророк яснее и точнее выразил то же самое, что сказал выше в стихе **old:ps:036:13|13**. В ненависти своей на праведного, как бы так сказал он, грешники стоят вооруженными: извлекли меч из ножен и натянули – **напрягоша лук свой**, – для того чтобы поразить, низложити нища и убога, чтобы умертвить, **заклати правыя сердцем**. Ненавистью к праведным сердца нечестивых проникнуты потому, что правду и добродетель праведных они почитают обличением своей порочной жизни. **Меч** и **лук** грешников толковники понимают и в буквальном смысле, как орудия, сделанные из дерева и железа, или стали, и в переносном, как орудия злого языка, ложными свидетельствами и клеветами могущие причинить духовное убийство праведным или нравственные раны с глубокими скорбями сердца. Под именем **нища и убога** разумеют вообще праведника смиренного, не выставляющего на вид своей праведности, того //нищего духом//, которого Господь Иисус Христос ублажает в Евангелии и которому в награду присваивает «//Царствие Небесное//» [[new:mf:05:03|(Мф. 5:3)]]. Таковы, можно сказать, все праведники, потому что они хотя и изобилуют вещественным богатством, но не считают его своим собственным, а Божиим достоянием, в употреблении которого они должны будут дать отчет Богу. **Правыя сердцем** – то же, что праведники, ходящий правым путем заповедей Божиих. Изречение: **мечь их да внидет в сердца их** – выражает не зложелание, а пророчество, или утверждение того положения, что делающий зло другому прежде всего сам пострадает от него, или, как изрек Христос Спаситель: «//Все, взявшие меч, мечом погибнут//» [[new:mf:26:52|(Мф. 26:52)]]. В переносном смысле последнее изречение псалмопевца и будет означать то, что наветы и клеветы грешников, направленные на кротких и смиренных праведников, обратятся на них на самих, и они сами падут в тот ров, который изрыли для других. И сам псалмопевец в том же смысле употребляет иногда подобные изречения, как, например: «//Зубы их оружия и стрелы, и язык их меч остр//» [[old:ps:056:05|(Пс.56:5)]]. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]