[<10>] ====== Толкования на Пс. 36:16 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Лучше малое праведнику, паче богатства грешных многа** **Лучше малое праведнику,** то есть, малая милость Господня выше всякого богатства в мире. **//Толкование на псалмы.//** ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **Лучше малое праведнику, паче богатства грешных многа** Знаешь, как наслаждаться Господом? Размышляй об Нем, об Его совершенствах беспредельных – и ты получишь для себя величайшее наслаждение, ни с чем не сравнимое. Наслаждайся Им, любя Его, и Он исполнит желания, сердца твоего; Он будет слушать тебя как друга и ни в чем не откажет тебе. Нечестивцы быстро преходят и забываются. Праведники, напротив, оставляют после себя вечную память в своих делах и в своем потомстве. Они наслаждаются миром Божиим в своей душе. Праведник и немногим доволен, притом больше, чем богатый грешник множеством богатства своего. **//Дневник. Том I. 1856.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Лучше малое праведнику, паче богатства грешных многа** Иметь у себя одно необходимое и быть правдивым, говорит Пророк, лучше беззаконнаго богатства и неправеднаго изобилия. Потом, показывая плоды того и другаго, говорит: ===== Евфимий Зигабен ===== **Лучше малое праведнику, паче богатства грешных многа** Праведнику, говорит, лучшим кажется имущество, состоящее из немногих движимых и недвижимых вещей с правдою, нежели великое богатство, с неправдою и похищением, как приобретают его грешники—любостяжатели. Посему мы не должны ревновать, т. е. побуждаться к подражании грешникам в приобретении великого и неправедного богатства, но—к подражанию праведных в стяжании немногого и праведного богатства. Слово //Божеств. Кирилла//: Грешник, говорит, иногда богатеет, и расширяется здешними удовольствиями, не имея более ничего, кроме земных наслаждений: а нищий сердцем и любитель правды от всего подобного удаляется, любя кроткую и целомудренную нищету. Но для него лучше сие, нежели великое богатство грешников. И //Феодорита//: лучше, говорит, довольство с правдою, нежели беззаконное богатство и неправедное имущество. ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 16-17 **Лучше малое праведнику, паче богатства грешных многа. Зане мышцы грешных сокрушатся, утверждает же праведныя Господь** Выражение 16 ст. объясняется содержанием 17. Так как нечестивые гибнут, их сила (//"мышцы"//) сокрушается Богом, то и приобретенное ими не может быть прочно, в каком бы количестве оно ни было собрано. Наоборот, то малое, что ость у праведных, не только не утрачивается, но постепенно увеличивается, так как Господь "их подкрепляет". ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 16–17 **Лучше малое праведнику, паче богатства грешных многа. Зане мышцы грешных сокрушатся, утверждает же праведныя Господь** В 17-м стихе слово **мышца** значит «сила». Подробное объяснение этого слова смотри в [[old:ps:009:36|Пс. 9:36]]. Богатство, которым обладают грешники, многих прельщает и возбуждает зависть во многих: многие сами желали бы сделаться богами. Но так как с обладанием богатством соединяются многие порочные наклонности и страсти, как, например: гордость, расточительность или же скупость и жадность, привычка к широкой, роскошной жизни, самонадеянность и многие другие, то пророк, желая оградить убогого праведника от зависти к богатству, которое угрожает человеку отпадением от добродетельной жизни и уклонением на путь неправды и беззакония, говорит, что гораздо полезнее человеку довольствоваться малым при праведной жизни, нежели обладать **многим богатством** с неправдою, предаваясь порочной и беззаконной жизни. Опаснее же всего надеяться на силу богатства, в чем повинны бывают все богатые грешники. Потому что сила эта опирается на мышце плотяной, которая изнемогает: **мышцы грешных сокрушатся**, а потому сила богатства не помогает. А крепость и сила праведных утверждает праведных, и они хотя и колеблются демонами и людьми, но, поддерживаемые Божественною благодатью, стоят и превозмогают встречающиеся с ними напасти (блж. Феодорит [6, с. 169]). Грешник, при всем своем богатстве, не избежит вечной погибели, потому что, умирая, ничего с собою из тленных благ не возьмет, и слава его не сойдет с ним в могилу. Праведный же, во всю свою жизнь надеявшийся не на богатство тленное, но на Бога, спасающего и оживотворяющего всех, жив будет во век. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]