[<10>] ====== Толкования на Пс. 36:29 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Праведницы же наследят землю и вселятся в век века на ней** **Праведницы же наследят землю.** Нередко упоминал, что кротким дается земля, убеждая тем вожделевать ее. **//Толкование на псалмы.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Праведницы же наследят землю и вселятся в век века на ней** См. Толкование на [[old:ps:036:28#blzh_feodorit_kirskij|Пс. 36:28]] ===== Евфимий Зигабен ===== **Праведницы же наследят землю, и вселятся во век века на ней** И об этом сказано в [[old:ps:036:09#evfimij_zigaben|9]]-м ст. сего псалма, при изъяснении слов: терпящие ради Господа наследуют землю; и в словах [[old:ps:036:18|18]] ст. и достояние их будет во век, Псалмопевец повторяет то же самое, чтобы частым повторением тверже напечатлеть напоминание их в душах слушателей. ===== Свт. Игнатий (Брянчанинов) ===== **Праведницы наследят землю и вселятся в век века на ней** Праведниками Писание называет тех, которые стараются тщательнейшим образом исполнять истинно и единственно праведную волю Божию, отнюдь не свою, мнимо и ложно праведную. Только исполнители правды Божией могут **наследовать землю**, то есть возобладать своим сердцем, своею плотию, своею кровию. ===== Лопухин А.П. ===== **Праведницы же наследят землю и вселятся в век века на ней** Здесь Давид опять переходит к изображению ранее высказанного в [[old:ps:036:10|10-12]] ст. и [[old:ps:036:18|18]]. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 29–31 **Праведницы же наследят землю и вселятся в век века на ней. Уста праведнаго поучатся премудрости, и язык его возглаголет суд. Закон Бога его в сердце его, и не запнутся стопы его** В словах 29-го стиха псалмопевец повторяет то, что уже раньше сказал в стихах [[old:ps:036:09|9]], [[old:ps:036:11|11]] и [[old:ps:036:18|18]], именно, что все **праведники**, с терпением ожидающие милости Божией, не только будут пользоваться благами **земли**, обетованной и дарованной им от Бога, но и **вселятся** на новой **земле вечного** Царства Божия, будут наслаждаться вечным блаженством в той земле. В последующих изречениях (ст. 30 и 31) изложена характеристика праведника: в них говорится о том, чем заняты уста праведного, о чем он любит больше всего говорить, что главным образом служит предметом его помышлений, чувств и желаний сердечных и какова его деятельность. Премудрость Божия, проявляющаяся в творении мира и промышлении о нем, настолько высочайшая и всеобъемлющая [[old:dan:02:21|(Дан. 2:21–22]]; [[new:1kor:02:16|1 Кор.2:16)]], настолько беспредельная и неизмеримая [[old:ps:146:05|(Пс. 146:5]]; [[new:rim:11:33|Рим. 11:33)]], что превышает всякое понятие человеческое [[old:is:55:09|(Ис. 55:9)]], – эта премудрость Божественная служит любимым предметом поучений для праведника, уста **его поучатся премудрости**, так что благотворное влияние этой премудрости обнаруживается и вовне: «//Уста праведнаго каплют премудрость//» [[old:pr:10:31|(Притч. 10:31)]]. Поучаясь в премудрости Божией, праведник и языком своим **говорит о Суде Божием**, понятие и ведение которого не сокрыто было от праведных [[old:1par:16:33|(1 Пар. 16:33]]; [[old:ekl:03:17|Еккл. 3:17)]]. Всякий человек любит говорить о том, что всегда имеет и постоянно носит в сердце своем [[new:mf:12:34|(Мф. 12:34–35)]]. А так как у праведного всегда **закон Бога его в сердце его**, то он и говорит о сем законе, а вместе с тем и о Суде, который определен для исполнителей и нарушителей закона. И //блажен// тот человек, //воля// которого направлена //по закону Господню// [[old:ps:001:02|(Пс. 1:2)]], которому весьма любезны заповеди Божии [[old:ps:111:01|(Пс.111:1)]] и который день и ночь поучается в сем законе: **не запнутся стопы его**, т.е. все дела его, все его поведение, направленное по закону Божию, будет твердо и безукоризненно, его слова будут тверды на Суде, и он «//во век не поколеблется//» [[old:ps:111:05|(Пс.111:5–6)]]. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]