[<10>] ====== Толкования на Пс. 36:31 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== Ст. 31-33 **Закон Бога его сердцы его, и не запнутся стопы его. Сматряет грешный праведнаго и ищет еже умертвити его: Господь же не оставит его в руку его, ниже осудит его, егда судит ему** **Закон Бога в сердце его, и не запнутся стопы его. Сматряет грешный праведного. Господь же не оставит.** Одно и тоже выражает различно, чтобы при многократном изучении тверже сохранилось в памяти. Говорит же, что Владыка не презрит праведного, когда злоумышляют против него лукавые, и не соизволит, когда отважатся они на что-либо подобное, но сделает, что праведник избегнет сетей. Такое промышление видел над собою Авраам при двукратном похищении Сарры, изведал его и Исаак, подвергшись той же опасности, изведал и Иаков, когда завидовали ему брат и тесть, изведал и Иосиф, когда вооружились на него ненависть и клевета. Но нужно ли пересказывать все? Любознательным нетрудно, как собрать ветхозаветные примеры, так и усматривать примеры в новом завете. **//Толкование на псалмы.//** ===== Прп. Варсонофий Оптинский ===== **Закон Бога его сердцы его, и не запнутся стопы его** Глубокий смысл и прекрасное назидание заключается в этих словах. Когда человек, так сказать, положит закон Божий, святые заповеди Божии в сердце своём, полюбит их, тогда он возненавидит грех, возгорится желанием жизни о Господе, будет удерживать себя от всякого греха. При всяком деле, при всяком занятии, даже самом обыкновенном, житейском, будет такой человек свои поступки, свои намерения проверять законом Божиим, который постоянно должен быть в уме и сердце человека, и всё несогласное с законом этим отвергать, согласное принимать. Вот встречается человеку на жизненном пути его или в мыслях его и желаниях какой-либо грех, какое-либо злое дело. Но если в сердце человека на первом месте закон Божий, сердце такого человека, взирая на закон Божий, говорит: «Этого дела сделать мне не позволяет Господь. Как попущу себе я это, как дозволю, когда это противно Его святым заповедям?» И не совершает человек греха. И если так везде и всегда противится он всякому греху, то не запинаются стопы его, не спотыкается он, не сбивается с правильной дороги, не блуждает по распутиям греха... **//Духовное наследие.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Закон Бога его сердцы его, и не запнутся стопы его** См. Толкование на [[old:ps:036:30#blzh_feodorit_kirskij|Пс. 36:30]] ===== Евфимий Зигабен ===== **Закон Бога его в сердце его, и не запнутся стопы его** Закон, говорит, Божий не изглаждается в сердце его, как естественный и неписанный, так и писанный—данный чрез Моисея. Посему шествие его к Богу не будет воспрепятствовано ни видимыми врагами его, ни невидимыми: ибо ничто не может противостоять, или быть препятствием добродетели. Кирилл Александрийский: Как корабли управляются кормчим и самый быстрый конь совершает стройное бегание, когда направляют его уздою, так и душа праведного имея, вместо корчмаго Божественный закон, совершает прямые стези и проходит волны, случающаяся от обстоятельств и переплывает бурное море, потому что, как сказано, ему дан в помощь закон—[[old:is:08:20|(Ис. 8,20)]]. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Закон Бога его сердцы его, и не запнутся стопы его** См. Толкование на [[old:ps:036:29#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 36:29]] [<10>]