[<10>] ====== Толкования на Пс. 36:37 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Храни незлобие, и виждь правоту, яко есть останок человеку мирну** И наказание лукавых, и **останок** или достояние добрых, да внушат тебе заботиться о простоте сердца. **//Толкование на псалмы.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Храни незлобие, и виждь правоту, яко есть останок человеку мирну** //Симмах// же выразил это так: храни простоту, и взирай на правое; потому что для человека мирнаго есть будущее, то есть, не обращай взора на скорби настоящия, но ожидай будущаго; настанет время, в которое водящимся простотою и правотою воздана будет надлежащая награда. ===== Евфимий Зигабен ===== **Храни незлобие, и виждь правоту, яко есть останок человеку мирну** Симмах—незлобие— перевел простоту. Храни, говорит, христианин простоту и соблюдай мысль прямою и сердце правым, и знай, что у мирного человека есть остаток, то есть, остается по смерти его память, или потому, что он оставляет хороших детей, или потому, что делал добрые дела, видя и памятуя то и другое, люди воспоминают и того, кто родитель и виновник того и другого. Слова //Божеств. Кирилла.// Незлобием назовем простоту и незлобие в нравах; а под правотою будем разуметь нечто иное, как или прямое изъяснение и неизвращенное знание Божественных догматов, ибо слово истины должно раздражать прямо, или—некривление в деятельной добродетели... А такового называет мирным: ибо правый и незлобивый находится в мире с Богом и святыми людьми. ===== Прот. С. Терновский ===== **Храни незлобие, и виждь правоту, яко останок человеку мирну** О каком это **останке** говорит пророк и кого разумеет под именем **человека мирна**? Остановим на сих выражениях благоговейное внимание; мы найдем в них много и утешения, и назидания. Под именем **человека мирного** св. пророк разумеет человека нелицемерно благочестивого; это ясно как из понятия, которое находится в неразрывной связи с наименованием мирного, так и из выражений, встречающихся в сем псалме. Мысль, что **есть останок человеку мирну**, у пророка служит побуждением к тому, чтобы **хранить незлобие и правоту**. Пророк хочет сказать: соблюдай правоту, потому что **есть останок человеку мирну**, следственно, мирный человек есть тот, кто **хранит незлобие и правоту**. В других изречениях сего псалма пророк неоднократно употребляет понятие праведного: //Господь не оставит преподобных Своих// [[old:ps:036:28|(Пс.36:28)]]. //Праведницы же наследят землю// [[old:ps:036:29|(Пс.36:29)]] Есть, конечно, причина, по которой св. пророк благочестивого называет мирным. Путь мира в Св. Писании означает путь благочестия: //направити ноги наши на путь мира//, говорит св. Захария [[new:lk:01:79|(Лк.1:79)]]. //Пути мирна непознаша// [[old:is:59:08|(Ис.59:8)]] - так выражается св. пророк о нечестивых. //С ненавидящими мира бех мирен// [[old:ps:119:06|(Пс.119:6)]] - свидетельствует о самом себе св. псалмопевец. Связь мира и истинного благочестия весьма понятна. Истинно благочестивый находится в мире с Богом. В нем исполнилось усильное желание проповедников мира: //молим вас,// говорят они, //примиритеся с Богом// [[new:2kor:05:20|(2Кор.5:20)]]. Мирно живет он и с ближними. Нет причины, которая бы заставила его нарушить мир. Мир нарушается неправдою, злобою, притеснением. Но все это противно истинному благочестию. Часто искание земного изгоняет мир и посевает враждебные чувства, а благочестивый ничего не ищет на земле, но и на небе, кроме Господа. //Что ми есть на небеси, и на земли что восхотех от тебе: часть моя Боже в век// [[old:ps:072:25|(Пс.72:25,26)]]. //Все вменяет за уметы, да Христа приобрящет// [[new:fil:03:08|(Фил.3:8)]]. Иногда неосторожность в слове, любовь к спорам и словопрениям гонят мир из среды людей. А отчего эти споры? От тщеславия и самолюбия. И до того ли праведнику или благочестивому, чтобы искать тщетной славы. Он знает, что Богу угоден //потаенный сердца человек// [[new:1pet:03:04|(1Петр.3:4)]], который зреет в безмолвии кроткого и молчаливого духа. До того ли ему, чтобы клеветать, порицать и осуждать? Он всегда погружен в самоосуждение, занят строгим препиранием со внутренними помыслами и чувствами. Для него всего дороже мир: //мир Твой даждь нам, вся бо воздал еси нам// [[old:is:26:12|(Ис.26:12)]], потому что только мирное сердце способно к любви, только в мире возможно богомыслие и созерцание Господа. //Мир имейте и святыню со всеми// [[new:evr:12:14|(Евр.12:14)]], говорит св. апостол, //ихже кроме никто же узрит Господа//. Наконец, потому, что его сокровище Бог, а //в мире место Его// [[old:ps:075:02|(Пс.75:2)]], говорит о Боге псалмопевец. Потому он все готов уступить, только бы сохранить мир в себе и вокруг себя. Сему-то мирному человеку есть останок на земле. Что же такое значит: есть останок на земле. Во времена Ветхого Завета, когда ожидали благословенного семени, почитали особенным милосердием Божиим потомственное продолжение рода, сие продолжение и во все времена приемлется как благословение Божие. В сем отношении Давид в утешение праведных говорит, что они будут иметь останок на земле, то есть будут жить в своих благословенных потомках. В самом деле, род праведных благословляется: //сыны сынов, яко новосаждения масличныя пред лицем их праотцов//, служат залогом сего благословения. Потомство их снисходит до самых отдаленных степеней дотоле, доколе потомок благочестивых чувств не потеряется в неверии и любви к миру. Напротив, //внуцы нечестивых не пребудут// [[old:pr:24:20|(Притч.24:20)]], скоро угаснет светильник их, не будет продолжительно потомство их; и ежели и продолжится, то потеряется от взоров человеческих в нищете, в презрении, в бесславии. Не замечали ли вы, что чистая и неиспорченная кровь переходит от родителей к детям и потомкам и дает им крепкое сложение, долгожизненность, и, доколе она не испортится в них от роскошной и порочной жизни, дотоле благословение чадородия пребывает на них, и потомство благочестивых дотоле хранится, доколе в потомстве не иссякнет благочестие. Так есть всегда останки благочестивому. Сие благословение Божие особенно заметно в православных родах нашего отечества, которых родословие нам известно. Восходя от настоящего времени до их родоначальников, мы видим, что или праотцы их были мужи праведные и святые, и даже прославленные Богом, или, по крайней мере, среди предков замечаем людей, которые отличились необыкновенными чувствами благочестия, правотою, бескорыстием, любовью к церкви и, особенно, милосердием к бедным. Но нечестивые ясно угнетают праведных: //Смотряет грешный праведного и ищет умертвить его// [[old:ps:036:32|(ст. 32)]] [[old:pr:02:20|(Притч.2:20]],[[old:pr:02:22|22)]]. Давид видит, что некоторые из благочестивых теряют терпение и уже ослабевают в уповании. Утешая их, он говорит, что **есть останок человеку мирну на земле**, что Господь защитит их, поможет им, //измет от грешников и спасет их, яко уповаша на Него// [[old:ps:036:39|(Пс.36:39,40)]]. Сколько бы ни усиливались нечестивые, но они не погубят потомство праведника, они сами падут и потребятся, а благочестивым Бог оставит убежище, в котором сохранит их. //Он скроет их в тайне лица Своего//, то есть невидимо покроет их Своим милосердием. //Незлобивый останутся на земли, пути нечестивых от земли погибнут, пребеззаконии же изринутся от нея// [[old:pr:02:20|(Притч.2:20]],[[old:pr:02:22|22)]]. //Останки нечестивых потребятся, спасение же праведных от Господа, и защититель их есть в скорби, и поможет им Господь, и избавит их, и измет их от грешник, и спасет их, яко уповаша на Него// [[old:ps:036:39|(Пс.36:39,40)]]. С продолжением потомства дома хранится и соединенная с благословением память мирного и благочестивого человека, потому что, пользуясь миром, он может много сделать полезного ежели не для всего человечества, то для ближних. //Память праведного с похвалами//, говорит премудрый, - не такова участь нечестивых, скоро угасает имя их, по выражению того же премудрого [[old:pr:10:07|(Притч.10:7)]], //скоро погибает память их//. Иероним, Августин, Феодорит (в приведенном месте) и Амвросий Медиоланский (Амвр., т.III, ст.79) под именем останки понимают вечную жизнь и будущее воздаяние. Следственно, св. пророк хочет сказать: праведный, несмотря на явное угнетение от нечестивых, хранимый Промыслом, будет жить в благословенном потомстве своем, в благодарной памяти на земле настоящей и, наконец, наследует вечную жизнь, на земле новой, в жилище праведных. Чтобы лучше уразуметь сие изречение, надобно заметить, что св. пророк имеет в виду благословенное семя, смотрит на праведных как на одно семейство, связанное духовным родством веры, правоты и незлобия. По сему понятию он хочет сказать: хотя семя змия, то есть нечестивое поколение, сильно вооружается против праведных, притесняет их, однако благословенное потомство еще ведется - еще есть останок, на котором опирается надежда благочестивых о рождении победоносного семени. В самом деле, пророк называет его //коренем Иесеевым// [[old:is:11:01|(Ис.11:1)]]; он хочет чрез сие сказать, что племя благочестивых было доведено до самого бедственного положения, но не было лишено жизни: еще хранилась жизнь в останке благословенного потомства, и наконец от сего корня чрез Святейшую Деву взошел благословенный цвет, который разлил благовоние правды, веры и спасения на все человечество, - родился Иисус Христос, Источник жизни и бессмертия! Аминь. //**Толкование особых изречений церковной псалтири, изложенное по руководству святых отцов церкви, 1891 г.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Храни незлобие и виждь правоту, яко есть останок человеку мирну** //"Наблюдай за непорочным и смотри на праведного"// - поучайся из наблюдения над их поведением и судьбою тому, как тебе поступать. "Будущность праведного есть мир" - указание общее, или в смысле благополучия в земной жизни (см. [[old:ps:036:25|25]] ст.) или загробной (см. [[old:ps:036:27|27-28]]). ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 37–38 **Храни незлобие и виждь правоту, яко есть останок человеку мирну. Беззаконицы же потребятся вкупе: останцы же нечестивых потребятся** Здесь слово **незлобие** означает «невинность, непорочность», правота – «правда, справедливость, праведность», **останок** – «остаток, конец, будущность». О каком это останке говорит пророк, и кого он разумеет под именем **человека мирна**? Под именем человека мирного св. пророк разумеет человека нелицемерно благочестивого. Истинно благочестивый, сохраняя непорочность (**незлобие**) и стремясь к праведности, находится в мире с Богом. В нем исполнилось усиленное желание проповедников мира, говорящих: молил вас, братие, от имени Христова – «//примиритеся с Богом//» [[new:2kor:05:20|(2 Кор.5:20)]]. Мирно живет он и с ближними. Он не допускает причин, которые бы заставили его нарушить мир. Мир нарушается неправдою, злобою, притеснением. Но все это противно истинному благочестию. Часто искание земных выгод или приобретений изгоняет мир и сеет враждебные чувства, а благочестивый ничего не ищет не только на земле, но и на небе, кроме Господа. «//Что ми есть на небеси; и от Тебе что восхотех на земли.... часть моя, Боже, во век//» [[old:ps:072:25|(Пс. 72:25–26)]]. «//Все вменяет он за уметы (навоз, сор. – Ред.), да Христа приобрящет//» [[new:fil:03:08|(Флп. 3:8)]]. Иногда неосторожность в слове, любовь к спорам и словопрениям гонят мир из среды людей. А отчего эти споры? От тщеславия и самолюбия. Но до того ли праведнику или благочестивому, чтобы искать тщетной славы? Он знает, что Богу угоден **сокровенный сердца человек**, который усовершается «//в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа//» [[new:1pet:03:04|(1 Пет. 3:4)]]. До того ли ему, чтобы клеветать, порицать и осуждать? Он всегда погружен в самоосуждение, занят строгим препиранием с внутренними помыслами и чувствами. Для него всего дороже мир: «//Мир Твой даждь нам, Господи, вся бо воздал еси нам//» [[old:is:26:12|(Ис. 26:12)]], потому что только мирное сердце способно к любви, только в мире возможно богомыслие и созерцание Господа. Сему-то **мирному человеку есть останок на земле**. Во времена Ветхого Завета, когда ожидали Благословенного Семени, почитали особенным милосердием Божиим потомственное продолжение рода. Это продолжение рода и во все времена принимается как благословение Божие. С продолжением потомства дома хранится и соединенная с благословением память мирного и благочестивого человека, который, пользуясь миром, может много сделать полезного для ближних. //Память праведных с похвалами//, – говорит Премудрый [[old:pr:10:07|(Притч. 10:7)]]; но не такова участь нечестивых: **имя их угасает**, и скоро погибает память их. Блж. Феодорит, Иероним и другие под именем «останцы» разумеют вечную жизнь и будущее воздаяние [6, с. 173]. **Беззаконники**, все нечестивые обречены на погибель, после них ничего не остается: **останцы их потребятся**. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]