[<10>] ====== Толкования на Пс. 37:3 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Яко стрелы Твоя унзоша во мне, и утвердил еси на мне руку Твою** **Яко стрелы Твоя унзоша во мне**. Стрелами называет карательные силы. **И утвердил еси на мне руку Твою.** Меня коснулась, говорит, рука Твоя, наказующая за грех. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Василий Великий ===== Ст. 3-4 **яко стрелы твоя унзоша во мне, и утвердил еси на мне руку твою. Несть изцеления в плоти моей от лица гнева твоего, несть мира в костех моих от лица грех моих** Великий подвижник Иов, терпя многообразные искушения, не оставался при этом в неведении, откуда ему было все сие, и посему говорил: //Стрелы бо Господин в теле моем суть, ихже ярость испивает кровь мою// [[old:iov:06:04|(Иов. 6:4)]]. Давид же не в тело, подобно Иову, а в самую душу получил смертельную рану, и поэтому сказал не как Иов: //Стрелы бо Господни в теле моем суть//, но: **Яко стрелы Твоя унзоша во мне, и утвердил еси па мне руку Твою**. Иов же, вспоминая руку Господню говорит: //рука бо Господня коснувшаяся ми есть// [[old:iov:19:21|(Иов. 19:21)]]. И диавол Господу говорит: //но поели руку Твою и коснися всех, яже имать// [[old:iov:01:11|(Иов. 1:11)]], и снова: //обаче поели руку Твою и коснися костем его и плоти его// [[old:iov:02:05|(Иов. 2:5)]]. Но иное рука, и иное стрелы, поражающие его плоть и телесные [члены]. Здесь же, поскольку Давид занедужил своей душой, это значит, что он был ранен другими стрелами, и иная рука коснулась его. И как мне кажется, стрелы, о которых он здесь говорит, разумные, и скорее всего это словеса Божии, поражающие и ранящие его душу и устрашающие и наказывающие его совесть, поскольку таков был сей муж и стольких благ удостоился от Бога, а предался позорным делам. Но это означает не самого диавола и не зажженные стрелы лукавого, возбуждающие страсти и вожделение и воспламенившие похоть [Давида] к жене Урии, о которых и апостол пишет: //Для сего приимите всеоружие Божие, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого// [[new:ef:06:13|(Еф. 6:13-16)]], но поскольку [Давид] оказался невооруженным, то не смог устоять против зажженных стрел лукавого, которые очевидно ранят душу и возжигают похоть. Так что Иов стрелы диавола, налагающие раны на его тело, поскольку это произошло по попущению Божию, называет стрелами Господа и говорит: //Стрелы бо Господни в теле моем суть, ихже ярость испивает кровь мою// [[old:iov:06:04|(Иов. 6:4)]], посему, очевидно, и Давид здесь говорит о стрелах Господа, поскольку по попущению Божию вооружился на него враг, чтобы научить его [больше] не говорить: //Аз же рех во обилии моем: не подвижуся вовек// [[old:ps:029:07|(Пс. 29:7)]]. Ибо будучи укрепляемым Божией благодатью, он в какой-то момент высоко возомнил о самом себе, так что стал самоуверенным и произнес: //Аз же рех во обилии моем: не подвижуся вовек// [[old:ps:029:07|(Пс. 29:7)]], и поэтому, очевидно, и был предан искусителю, который, коснувшись его души, наказал его больше, чем Иова. Слова же, напоминающие ему о правосудии [Божием], учащие о гневе, предназначенном для согрешающих, острее стрел, поскольку поражают, ранят и истязают совесть. И, так сказать, Давид будучи поражен этими священными и Божественными словесами, благословно упросил избегнуть ему обличения с яростью и наказания с гневом: **Господи, да не яростию Твоею обличиши мене, ниже гневом Твоим накажеши мене**. Почему так? «Потому что стрелы Твоя [уже] унзоши во мне. Ибо воспринятые [мной] гнев и ярость выпущенные Тобой стрелы и так меня основательно устрашают и порядком наказывают. И я уже достаточно устрашен и уже достаточно наказан». Посему он и молит, чтобы ему не быть искушенным ни еще каким-нибудь другим гневом, ни яростью, потому что [и так уже] **стрелы Твоя унзоша во мне** или, по Симмаху «коснулись меня». **И утвердил еси на мне руку Твою**. Руку же Господню, коснувшуюся его, понимай так же, как и в случае с Иовом. Сия же рука Господня потрясла до основания весь дом Давида, в первенце среди его детей возбудила страсть к сестре, воспламенила гневом Авессалома против своего брата [[old:2ts:13:start|(2 Цар. 13)]], так что он убил Амнона, а затем восставила того и против самого отца, и вообще, все то, что было изображено в историческом повествовании, означает руку. «Рука Твоя коснулась меня через [чреду] несчастий. Посему молю, говорит он, чтобы мне не быть обличенным другой [какой-нибудь] яростью и быть наказанным не [другим,] худшим [каким-нибудь,] гневом». Но не только это, но и то, о чем повествуется далее и о чем он учит, произнося следующее: **Несть исцеления в плоти моей от лица гнева Твоего, несть мира в костех моих от лица грех моих.** [То есть он как бы так] говорит: «Я предпочел быть наказанным не вне собственного тела, самого себя наказав раной, полученной от лукавого, [и поэтому] и мою плоть, которой я совершил прегрешение, я [также] предал наказанию, карая и наказывая сам себя различными карами». Это он выражает и другими словами, говоря: //Аз же... смирях постом душу мою// [[old:ps:034:13|(Пс. 34:13)]], //и плоть моя изменися елеа ради// [[old:ps:108:24|(Пс. 108:24)]], //яко забых снести хлеб мой, от гласа воздыхания моего прильпе кость моя плоти моей// [[old:ps:101:05|(Пс. 101:5-6)]], //и измыю на всяку нощь ложе мое, слезами моими постелю мою омочу// [[old:ps:006:07|(Пс. 6:7)]]. Так же и теперь он говорит: **Несть исцеления в плоти моей от лица гнева Твоего**. Вместо «от лица гнева Твоего!» Акила и Симмах согласно [друг с другом] переводят «от лица негодования Твоего». Ибо довольно мне было, [как бы] говорит он, и негодования из Божественного Писания, и угроз через пророка Нафана. Поэтому «от лица негодования Твоего я сам так наказан, что наказал свою плоть, [и поэтому] **несть мира в костех моих от лица грех моих**». Симмах же передает «[несть мира в костех моих от грех моих». **//Беседы на псалмы. Беседа на тридцать седьмой псалом.//** ===== Свт. Феофан Затворник ===== **яко стрелы Твоя унзоша во мне, и утвердил еси на мне руку Твою** **«Стрелы унзоша»**, вонзились. Как стрелы, вонзившись в тело и оставаясь в нем, причиняют постоянную, нестерпимую боль, увеличивающуюся при малом движении: так удары гнева Твоего пронзают сердце мое поминутно и терзают его. Они, как молнии, разят и жгут, мгновение за мгновением. Я похожу на человека, подвергшегося ужасам страшной, громоносной и молниеносной бури. (Молнии стрелами называются в [[old:ps:076:18|Пс. 76:18]]; [[old:ps:143:06|143:6]]). **«Утвердил руку»**... тяжело наложил и держишь на мне. Это то же, что в другом месте: //«отяготе на мне рука Твоя»// [[old:ps:031:04|(Пс. 31:4)]]. //"Рука"// здесь-карательная сила правды Божией, приемлемая совестию. Совесть от того и тяготит как кара. Св. Пророк изображает не то, что вне, а то, что происходит у него внутри. Страх Божий чрез совесть пронзает сердце обличениями, как стрелами. Эти боли сердца, от чувства гнева Божия, ничего отрадного не имеют, мучат, как воткнувшиеся в живое тело стрелы. Стрелы эти суть разные ужасающие помышления. Что ни вспомнит грешник о Боге, все то стрела ему. Благость ли, правосудие ли, вездесущие ли, обетования ли, угрозы ли придут ему на мысль, все то, быв принято совестью, поражает и жжет. Как нет никакого извинения, то утверждается ожидание: вот-вот спадет молния и поразит. А там суд и вечное мучение. – (Зигабен, Анфим Иерусалимский). Коль скоро приходит грешник в чувство, все эти мысли налегают на него, и мучительную производят боль в душе, увеличивающуюся от безотрадности – от того, что небо омрачилось и ни одного светлого луча надежды не исходит оттуда. – Томительно это состояние, и гнетет как тяжелая рука. Все от чувства гнева Божия, которого пока еще не ослабило благонадежие помилования. Так стоит грешник пред Господом,– ужасается, но не бежит от Него, и никакого оправдания не предлагает, а только открывает, что ему очень больно и тяжело. Такого рода состояние – не лишнее в производстве покаяния. Оно дверь к дальнейшему. Обжегшись здесь, мягче будет после, как проволока не пережженная мягка и гибка. Тут испытываются в сердце адские муки. Бог дает претерпеть это, чтоб после решимость не поддаваться греху была крепче, чтоб пострадав так за грехи, человек не был потом падок на них. //**Избранные псалмы, истолкованные святителем Феофаном Затворником.**// ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **«Яко стрелы Твоя унзоша во мне, и утвердил еси на мне руку Твою».** Прошу о сем, говорит Пророк, не без причины, но видя, что падает на меня град стрел, что рука Твоя крайне тяготеет на мне и сильно поражает меня. Слова: //«утвердил еси на мне руку Твою»//, в смысле переносном взяты с человека, который не оказывает пощады и наносит многие удары. ===== Евфимий Зигабен ===== **Яко стрелы Твоя унзоша во мне, и утвердил еси на мне руку Твою** **Яко стрелы твоя унзоша во мне** Согласно с великим Василием под стрелами Божиими разумей те обличительные слова, которыми уязвил Давида пророк Нафан, сказав ему: теперь не отступит меч от дома твоего во век за то, что ты уничижил Меня, взяв жену Урия хеттеанина и усвоив ее себе в жену [[old:2ts:12:10|(2Цар. 12,10)]]. Или под стрелами можешь разуметь законы Божий, содержание определения против любодеев и убийц, которые на подобие стрел проникнули сердце Давида и пронзая его производили болезни и скорби, которые постигли Давида вместе с бедствиями и искушениями, и проникая как стрелы сердце его, причиняли ему скорбь. По истине сии скорби были стрелы Божии, ибо, по попущению Божию, приключались Давиду. Вместо— вонзились—Симмах перевел— постигали. Слова Василия о причине, по которой Бог попустил таковые приключения на Давида: Поелику, будучи укрепляем благодатью Божиею, стал много мечтать о себе иногда, так что, как кажется, в дерзости своей произнес сие: я сказал в изобилии своем, что я не поколеблюсь, то посему справедливо предан искусителю. **И утвердил ecи на мне руку твою** Утвердил—принимается за —низводил на меня часто руку Твою, Господи! то есть, открывавшуюся в наказании силу Твою, посредством частых наказаний меня. Или, говорит, что Ты столь тяжкую низводишь на меня руку свою, что не могу перенести ее, как сильно поражающую меня. Слова Бож. Кирилла: Говорит, что рука утвердилась на нем, то есть, поражавшая, притом продолжительно и непрерывно. Ибо прискорбные приключения, посылаемые от Бога на наказуемых, или искушаемых, часто последуют одно за другим. Таковы были приключения Иова: непрерывно одно за другим были возвещаемы ему, хотя он и не поколебался ими. О сем тот же Кирилл говорит: Кто утверждает руку свою на ком, тот возлагает на него неудобоносимую тяжесть, и Феодорит: выражение: Ты утвердил на мне руку свою: положил переносно от уязвляемых и носящих многие раны. ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **яко стрелы Твоя унзоша во мне, и утвердил еси на мне руку Твою** Его постигло тяжкое наказание Божие, он сильно страдает вследствие своих грехов и телом, и душою (//от воздыхания сердца// – внутренней боли). А что он не преувеличивает своих страданий, в свидетели призывает Самого Бога; Бог знает вызываемое тяжелыми бедствиями сильное его желание помощи, знает сердечные страдания псалмопевца [[old:ps:036:10|(ст. 10)]]. **Стрелы**, как и в [[old:vtor:32:32|Втор. 32:32]], символ божественного наказания; душевные и телесные страдания представляются псалмопевцу следствиями его собственных грехов. Сила сознания своей греховности и виновности, выражающаяся в псалме, нисколько не заставляет видеть здесь какого-нибудь особенно тяжкого греха Давида, например, прелюбодеяния; и самый благочестивый человек – и он-то по преимуществу – чувствует себя грешником, особенно если тяготят над ним страдания, в которых он видит наказующую руку Божию. **Утвердил**, сильно, крепко, тяжело наложил на меня. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Яко стрелы Твоя унзоша во мне, и утвердил еси на мне руку Твою** В русском переводе с греческого: «ибо стрелы Твои вонзились в меня и положил Ты на меня руку Твою», с еврейского: «и рука Твоя тяготеет на мне». Под стрелами пророк разумеет здесь вообще стрелы Божественного гнева или проявления Божественного суда над грешником, выраженного в обличительных словах, которыми уязвил Давида посланный от Бога пророк Нафан, сказав ему: «//Теперь не отступит меч от дома твоего во век, за то, что ты уничижил Меня, взяв жену Урии Хеттеянина и усвоив ее себе в жену//» [[old:2ts:12:10|(2 Цар. 12:10)]]. Эти слова строгого суда Божия как **стрелы вонзались** в сердце Давида и причиняли ему тяжкие болезни и скорби. Вместе с тем, угрызения совести за содеянные грехи, стыд пред людьми за очевидные для всех преступления, страх суда Божия и боязнь тяжких наказаний от Бога, – все это не могло не поражать сердце Давида и удручать его великою скорбью. Под **тяготеющею рукой**, как и в других псалмах [[old:ps:031:04|(Пс. 31:4]], [[old:ps:038:11|38:11)]], разумеется карающая грешника **рука** Божия, которая проявляет силу свою в постигающих его бедствиях. «Прошу о смягчении гнева Твоего, Господи, как бы так молил пророк, потому что падает на меня град стрел Твоих и рука Твоя крайне тяготеет на мне и сильно поражает меня» (блж. Феодорит [6, с. 174]). //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]