[<10>] ====== Толкования на Пс. 37:5 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Яко беззакония моя превзыдоша главу мою, яко бремя тяжкое отяготеша на мне** **Яко беззакония моя превзыдоша главу мою.** Сокрушила меня, говорит, тяжесть греховного бремени. Мучит меня зловоние тех согнивших ран, которые понес я на себе, отвергнув благоразумие и поработившись неразумию, а потому, лишенный всякой отрады, непрестанно скорблю, смущаюсь, и не нахожу средств переменить печаль на радость. **Яко бремя тяжкое отяготеша на мне.** Самым тягостным называет сильные упреки совести, доводящие до отчаяния. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Василий Великий ===== Ст. 5-7 **Яко беззакония моя превзыдоша главу мою, яко бремя тяжкое отяготеша на мне. Возсмердеша и согниша раны моя, от лица безумия моего. Пострадах и слякохся до конца, весь день сетуя хождах** И поскольку все это со мной произошло, то **пострадах и слякохся до конца, весь день сетуя хождах**. Ведь через то, что он выразил, что он пострадал и что сам себя наказал, не один грех сам в себе осудил, но вместе с ним и многие [другие грехи], и этот [грех], который не остался сокрытым в его душе и вне тела, но превозмог себя и всем то [что случилось с ним] открыл. В своей обвинительной речи он был сам себе судьей. [Потому что] праведник сам себе обвинитель, опережая в этом всякого [другого] человека-обвинителя и заграждая уста врагов, которые поэтому не имеют что сказать против него. Этим слова [Священного Писания] учат же нас не прятать свои злодеяния и не таить прегрешения в душе, словно некую черноту или гниль, разъедающую совесть. Ведь так же обстоит дело и с лихорадочными заболеваниями тот, кто внутри себя в глубине имеет горячку, производит еще большую болезнь, а, делая ее явной, подает надежду на выздоровление. Так же происходит и с душой. И еще кое-что другое сообщает, научая о самом себе Давид относительно произошедшего с ним, говоря: **яко бремя тяжкое отяготеша на мне**. Ибо он отяготил совесть свою совершёнными преступлениями и теперь не может вынести их в себе из-за благородства и доброты своей души. Ибо тот, кто неподатлив и ожесточен по собственной жестокости и нераскаянному сердцу, тот //собирает себе гнев на день гнева// [[new:rim:02:05|(Рим. 2:5)]], прилагая грех ко греху и умножая свои грехи. Когда грешник придет во глубину зол, тогда презирает (см. [[old:pr:18:03|Притч. 18:3]]); добрый же, если и случится ему однажды поскользнуться по дьявольскому уловлению, ужасно этим отягощает собственную совесть, как не могущий ни молчать, ни скрывать свое злодеяние. //Ибо от избытка сердца говорят уста// [[new:mf:12:34|(Мф. 12:34).]] Когда же он не выносит молчания, то, обнаруживаясь, восклицает: **«яко бремя тяжкое отяготеша па мне, то есть мои беззакония»**. И опять: **Возсмердеша и согниша раны моя от лица безумия моего**. **Безумием** [пророк] называет здесь безумный поступок, проистекающий из неразумия. Ибо всякий грех бывает по неразумию, добродетель же суть разумение, и все, что совершается в соответствии с ним (разумением) достойно похвалы и имеет ценность добродетели. И совершаемое по разумению есть причина здоровья души, а то, что делается по неразумию, причиняет душе повреждения и раны. Не отступающие же от грехов, радующиеся им и получающие от них удовольствие уподобляются свиньям, валяющимся в грязи. Тот же, кто однажды поскользнулся и затем вновь взял себя в руки и возненавидел это деяние как зловонное и нечистое, возгнушался его. И пережив это, Давид уже из [глубины] здравой совести, исповедуясь, говорит: **Возсмердеша и согниша раны моя от лица безумия моего**. Поскольку, поднявшись вверх, мои беззакония умножились и стали выше головы, то и **отяготеша на мне**, и **возсмердеша** и **согниша**, и от этого исцеляясь, он **пострадах и слякохся до конца**.И не один день, ни на краткий час, но **весь день сетуя хождах**, или, по Симмаху, «бродил печальный», не будучи безразличен к тому, что совершил, и не возносясь [при этом] своим царским саном; итак, будучи неподвластен никакому судье, но «из-за Твоего страха и Твоего негодования я весь день сетуя хождах». **//Беседы на псалмы. Беседа на тридцать седьмой псалом.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== Ст. 5-7 **Яко беззакония моя превзыдоша главу мою, яко бремя тяжкое отяготеша на мне. Возсмердеша и согниша раны моя от лица безумия моего. Пострадах и слякохся до конца, весь день сетуя хождах** Согбенным сделало меня, говорит Пророк, тяжкое бремя греха; печалит меня зловоние тех согнивших язв, какия приял я, отложив благоразумие и поработившись неразумию. Почему, лишенный всякой радости, непрестанно скорблю, безпокоюсь и не нахожу никакой перемены в скорбном моем положении. ===== Евфимий Зигабен ===== **Яко беззакония моя превзыдоша главу мою, яко бремя тяжкое отяготеша на мне** **Яко беззакония моя превзыдоша главу мою** Беззакония мои столько, говорит, умножились и возвысились, что поднялись выше главы моей. Сими словами Давид показывает великость грехов своих, как и в другом месте, чтоб открыть множество грехов своих, сказал: умножились более волос на голове моей [[old:ps:039:13|(Пс. 39,13)]]. **Яко бремя тяжкое отяготиша на мне** Беззакония мои, говорит, тяжки; потому что не могу понести воспоминания о них, или что они заставляют меня наклоняться и смотреть в землю, как бы я носил великое бремя. Ибо печальные и сетующие смотрят вниз на землю, как смотрят вниз те, которые обременены какою либо тяжелою ношею. //Ориген// говорит: Это не могут говорить те, которые не чувствуют своих грехов. Некоторые даже хвалятся и услаждаются своими преступлениями, как носящие их с удовольствием. Но как порок естественно гнетет вниз, будучи весьма тяжек, то один только кающийся чувствует бремя его. Посему Бог повелевает путем покаяния приходить к Нему обремененным и утружденным (в изд. Своде). ===== Лопухин А.П. ===== **Яко беззакония моя превзыдоша главу мою, яко бремя тяжкое отяготеша на мне** См. Толкование на [[old:ps:037:04#lopuxin_ap|Пс. 37:4]] ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Яко беззакония моя превзыдоша главу мою, яко бремя тяжкое отяготеша на мне** Здесь первое **яко** означает «ибо, потому что», – выражая причинную связь с предыдущим, а второе **яко** употреблено в значении «как» – для сравнения грехов и беззаконий с тяжким бременем, подавляющим собою человека. В изречениях этого стиха пророк выясняет виновность свою пред Богом, навлекшую на него тяжкие страдания и скорби и вполне соответствующую тяжести этих страданий. Хотя велики и тяжки страдания мои душевные и телесные, как бы так говорит он, но еще более тяжки и беззакония мои, которые возвышаются над главою моею, как воды в глубокой реке, готовые потопить меня, которые давят меня, как тяжелое, непосильное бремя. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]