[<10>] ====== Толкования на Пс. 37:6 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Возсмердеша и согниша раны моя от лица безумия моего** Ибо всякий грех гнусен и зловонен, и если бы душа не впала в неразумие, то не потерпела бы греха. Из этого познаем свойство греха. Какое же это свойство? Конечно то, что грехи бывают с нами от неразумия. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Василий Великий ===== **Возсмердеша и согниша раны моя от лица безумия моего** См. Толкование на [[old:ps:037:05#svt_vasilij_velikij|Пс. 37:5]] ===== Свт. Игнатий Брянчанинов ===== Ст. 6 **Возсмердеша и согниша раны моя, от лица безумия моего** Ст. 8 **яко лядвия моя наполнишася поруганий, и несть изцеления в плоти моей** Ст. 11 **Сердце мое смятеся, остави мя сила моя, и свет очию моею, и той несть со мною** Когда при действии Божественной благодати откроется подвижнику множество согрешений его, тогда невозможно, чтобы он не пришел в крайнее недоумение, не погрузился в глубокую печаль. //«Сердце мое смятеся»// от такового зрелища, //«остави мя сила моя, и свет очию моею, и той несть со мною: яко лядвия моя наполнишася поруганий»//, то есть, деятельность моя исполнилась преткновений от навыка к греху, влекущего насильно к новым согрешениям; **«возсмердеша и согниша раны моя от лица безумия моего»**, то есть, греховные страсти состарелись и страшно повредили меня по причине моей невнимательной жизни; //«несть исцеления в плоти моей»//, то есть, нет исцеления, при посредстве одних собственных моих усилий, для всего существа моего, пораженного и зараженного грехом [[old:ps:037:06|(Пс. 37:6, ]][[old:ps:037:08|8]] [[old:ps:037:11|, 11)]]. **//Аскетические опыты. Том 2. Зрение греха своего.//** ===== Прп. Марк Подвижник ===== **Возсмердеша и согниша раны моя, от лица безумия моего** Пророк говорит: **«возсмердеша и согниша раны моя»**, разумея под словом **«раны»** неблаголюбивый и любостяжательный нрав, а под словами **«возсмердеша и согниша»** разумея продолжающееся даже до смерти нерадение, как бы некий смрад и согнитие. Ибо некоторые из нас готовы скорее скрыть свое имущество в землю, нежели передать не имущему. Когда же приблизится кончина, тогда воссмердевает в душе таковая язва как причина гнилости и безумия, и, оставаясь в ней вечною раною, не попускает ей войти в Небесное Царство первородных, как завещавает закон о имеющих порок. **//Слово о покаянии.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Возсмердеша и согниша раны моя, от лица безумия моего** См. Толкование на [[old:ps:037:05#blzh_feodorit_kirskij|Пс. 37:5]] ===== Евфимий Зигабен ===== **Возсмердеша и согниша раны моя – от лица безумия моего** Раны, говорит, души моей, произведенные во мне разжженными стрелами диавола, загнились и стали смердеть, и не просто на одной поверхности стали гнить, но совершенно и внутри загноились и стали смердеть. Таковыми словами Давид изображает загадочно повреждение и тление души своей, так что она не могла переносить своего смрада. А это, говорит, было по неразумию и незнанию моему: потому что, если б я не потерял своего смысла, я бы не получил стольких ран. Замечай, читатель, как Божественный Давид умножает и увеличивает грехи свои в пламенном исповедании их. Сначала сказал, что они велики, потом что они тяжки, далее, что они загноившиеся и смердящие. Это знак истинного покаяния, когда кто чувствует смрад греха своего, потому что тогда он может и возненавидеть его и совершенно возгнушаться им. Слова Божеств. Василия: Сие слово учит нас не скрывать зол своих и не держать в глубине души, как черноту и гниль, грехи, сожигаясь в совести. Ибо как в находящихся в горячке, огонь, когда скрывается глубоко во внутренности, причиняет большую болезнь, а когда выходит наружу, подает надежду на прекращение: так бывает и с душею. Это – то, думаю, означают слова: Не стыдись исповедать грехов своих [[old:prsir:04:26|(Сир. 4,26)]]; также: говори ты первый грехи свои, чтоб оправдаться [[old:is:43:26|(Ис. 43,26)]]. И Златоуст изъясняет так: Всякий грех есть самый гнусный, ненавистный и смрадный и имеет началом безумие. Ибо если бы душа не пала в безумие, не потерпела бы греха. Добродетельный имеющий страх Бoжий умнее всех. Потому и сказал некто: Начало премудрости страх Господень. Продолжение из Великого Василия: Безумным называет безумное действие, происходящее из безумия, но всякий грех бывает по безумию. А благоразумие, как добродетель, все производимое по ней делает достойным похвалы и (наименования) добродетели; притом доставляет и здравие душе то, что производится с благоразумием. Из Григория Нисского: И просто во всяком деле совращение на сторону порока делает человека изъязвленным, причиняя ему раны и воспаления чрез язвы греховные. Из Бож. Кирилла: Остатками, говорит, язв и ран можно назвать остающиеся на теле знаки от произведенного кем либо удара; впрочем, если и они не были лечимы, причиняют не малую боль, а иногда и усиливаются до превращения в раны, приходя в первоначальное состояние. Подобные приключения можно видеть и в душах людей: грех поражает и зло возрождается в них, на подобие язв, если он как-нибудь приходит в исполнение. Впрочем, и тогда, когда производитель преступления перестанет как-нибудь от оного, то есть, от наслаждения нелепым, и гнусным удовольствием, доколе в нем находится сила похоти усиливающаяся и возмогающаяся, хотя бы она и обуздывалась чрез устремление мыслей к лучшим предметам, он будет иметь знаки от язв: если же случится, что они останутся надолго, то быть может, и в раны, когда негодное сладострасие будет исполняемо. ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 6-8 **Возсмердеша и согниша раны моя, от лица безумия моего. Пострадах и слякохся до конца, весь день сетуя хождах: яко лядвия моя наполнишася поруганий, и несть изцеления в плоти моей** //Я покрыт ранами и изнемог// Представляют описание болезни. - //"От безумия моего"//, вследствие моего греха, мое тело покрылось ранами, которые издают смрадный запах; мои страдания тяжелы и я совсем поник, целый день хожу и "сетую", томлюсь, осуждаю себя самого. Мои чресла полны воспалений и нет здорового места в моем теле. Какая это была болезнь, по указанным здесь признакам трудно определить. Согласно евр. тексту, многие толковники (напр., Иероним, а из новейших - Крамер, Евальд) и раввины считали эту болезнь "в роде проказы". Но такого определения нельзя составить по признакам, указанным в Библии. Если у Давида были поражены уже кости, то при таком развитии болезни он не мог бы ходить, чему, по данному псалму, эта болезнь, однако, не мешала. Кроме того, если бы это была проказа, то едва ли о ней, как явлении важном, умолчали бы исторические книги, так как при взгляде того времени на эту болезнь, как знак отвержения от Бога, едва ли бы она прошла для царя бесследно и не вызвала бы в народе политических волнений. Данная болезнь, как видно из псалма, вызывала насмешки над Давидом за болезнь чресл. Последние признавались носителями производительной силы, источником чадородия, в чем видели знак божественного благоволения; поэтому считали, что потеря этой силы и, следовательно, способности чадородия, являлась знаком отвержения от Бога и вызывала поношения. Русский текст дает, таким образом, общее указание, что болезнь Давида поразила весь его организм и была настолько изнурительной, что совершенно истощила его силы, но не дает возможности точно определить вид ее. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Возсмердеша и согниша раны моя от лица безумия моего** В этих словах пророк выразил всю гнусность и отвратительную мерзость своих грехопадений. Он уподобляет свои беззакония гнойным ранам на теле, которые смердят и издают отвратительное зловоние, и говорит, что они произошли от его безумного ослепления. Это сравнение грехов с гнойными, возбуждающими отвращение ранами весьма верно изображает отношение пришедшего в раскаяние человека к своим грехам. Когда человек возымеет преступные мысли и намерения, в то же время у него в душе являются греховные чувства и склонности, и тогда рассудок его вполне подчиняется этим увлекающим во грех чувствам, а самое исполнение преступных намерений обещает одни удовольствия и наслаждения, которые настолько омрачают ум его, что он не в состоянии бывает представить себе и обдумать все пагубные для его временного благополучия и вечного спасения последствия от задуманных греховных деяний, и в таком душевном расслаблении человек впадает в грех или преступление. Вот это-то духовное состояние и называется безумным увлечением страсти, или просто **безумием**, как говорит пророк. Но за совершением преступления тотчас же наступают отрезвление и разочарование: туман греховного увлечения и ослепления рассеивается, и наступают минуты горького раскаяния в грехах: греховные действия, к которым человек стремился и в которых чаял найти счастье и наслаждения, теперь представляются ему отвратительными, подобными гнойным, издающим противный запах ранам. «Ибо всякий грех, – говорит св. Афанасий, – гнусен и зловонен» [3, с. 111]. И «если бы душа не впала в неразумие, то не потерпела бы греха» (блж. Феодорит [6, с. 175]). //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]