[<10>] ====== Толкования на Пс. 37:8 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **яко лядвия моя наполнишася поруганий, и несть изцеления в плоти моей** **Яко лядвия моя наполнишася поруганий**; потому что увидел, как издевались надо мною враги мои. Разумеет же врагов мысленных. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Василий Великий ===== Ст. 8-10 **яко лядвия моя наполнишася поруганий, и несть изцеления в плоти моей. Озлоблен бых и смирихся до зела, рыках от воздыхания сердца моего. Господи, пред тобою все желание мое, и воздыхание мое от тебе не утаися** В место **лядвия моя наполнишася поруганий** Акила приводит: «бока мои наполнились бесчестиями», а Симмах: «лядвия моя наполнились бесчестий». И поэтому, когда на память ему приходит [совершенное им] позорное и бесчестное деяние, и чтобы укрепить чувствилище своей души, он говорит так: **Возсмердеша и согниша раны моя от лица безумия моего**. А почему же **возсмердеша**, он продолжает, говоря: **Яко лядвия моя наполнишася поруганий**, или «бока мои наполнились бесчестиями», символизируя этим позорное деяние. А когда берет себя в руки, то говорит: **и несть исцеления в плоти моей**. Поскольку **лядвия моя наполнишася поруганий**, поэтому, говорит он, что «приходя в покаяние о содеянном, я наказываю и угнетаю свою плоть», поэтому и **несть исцеления в плоти моей**. Так что если бы он мог сказать [то сказал бы]: //если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня надень обновляется// [[new:2kor:04:16|(2 Кор. 4:16)]], но прежде говорит: **несть исцеления в плоти моей, и несть мира в костех моих**. А затем продолжает: **Озлоблен бых и смирихся до зела**. Но это звучит несколько иначе, чем то, что он изрек прежде: //пострадах и слякохся до конца//. Ибо мужам разумным свойственно не превозноситься по поводу совершенных от невнимания и совосхищения согрешений, но стыдиться их и краснеть и быть поражаемыми совестью и смиряться. И Давид о таких и говорит: **рыках от воздыхания сердца моего**, или как приводит Акила: «ревел от скрежетания сердца моего». [Он как бы так говорит:] «Ибо я исповедал устами не для того, чтобы сделаться явным для многих; но внутри сердца, закрыв глаза, Тебе единому видящему я покажу мое скрытое стенание, вопия в самом себе. Ибо польза в этом моем исповедании была не от многочисленных слов, так как довольно было для моего исповедания и стенаний сердца моего, и воплей, ниспосылаемых из глубины души к Тебе, Боже. **Господи, пред Тобою все желание мое**. Но и желание у меня было благое пред Тобою, Господи; и оно было о моем спасении. Ибо прежде я желал злого, и это желание не было пред Тобою, Господи; теперь же, когда я все совершаю, смирившись, и **«рыкаю»** от воздыхания сердца моего, и Тебя Спасителя и Врача я желаю, то поэтому пред Тобою все желание мое, и о причине Моего стенания Ты не неведаешь. Ибо знаю, что воссылаю Тебе стенание, достойное Твоего человеколюбия, поскольку Ты желаешь не смерти грешника, но его покаяния». **//Беседы на псалмы. Беседа на тридцать седьмой псалом.//** ===== Свт. Игнатий (Брянчанинов) ===== **Яко лядвия моя наполнишася поруганий, и несть исцеления в» плоти моей** См. Толкование на [[old:ps:037:06#svt_ignatij_brjanchaninov|Пс. 37:6]] См. также Толкование на [[old:ps:037:07#svt_ignatij_brjanchaninov|Пс. 37:7]] ===== Прп. Максим Исповедник ===== **яко лядвия моя наполнишася поруганий, и несть изцеления в плоти моей** ... Ведь сила [бого]противного владычества лукавого, согласно Иову, //в пупе чрева// ([[old:iov:40:16|Иов. 40,16]]: LXX), а чресла, по [словам] блаженного Давида, исполнены бе
совских глумлений; **глумления** же – это различные действия блуда. //**Вопросы и затруднения.**// ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Яко лядвия моя наполнишася поруганий, и несть исцеления в» плоти моей** Под словом //«лядвия»// [//«лядвия»// по греч. "ψύαι" – чресла] дает разуметь похотение; потому что в чреслах находятся почки, в которых естественно возбуждаются пожелания. Посему говорит: причиною сих бедствий было то, что обращал я вожделение не на то, на что должно, но на похотливость. ===== Евфимий Зигабен ===== **яко лядвия моя наполнишася поруганий, и несть изцеления в плоти моей** **Яко лядвия моя наполнишася поруганий** (Чресла мои исполнились бесчестным огнем) Если страстная плотская похоть есть бесчестие и ложь; то посему она не есть истинное удовольствие, но тень удовольствия. Посему-то Апостол говорит: и так станьте, препоясав чресла ваши истиною [[old:esf:06:14|(Еф. 6,14)]]; то есть, препояшьте внутренности ваши истинным удовольствием, каковое рождается от целомудрия и правды. Симмах вместо – **чресла** – перевел внутренности (λαγονες). To и другое означает похотствующую часть: поелику внутренности находятся около чресл, а из их рождаются похотствования в соитиях. Итак, Давид говорит, что похоть моя исполнилась бесчестия со стороны демона, потому что он посмеялся ей, раздражив ее к нелепым и беззаконным движениям плотской нечистоты. Слова Великого Василия: Чресла мои исполнились посмеяний, то есть внутренности мои – бесчестия. Сими словами указывает на гнусное действие известного рода; ибо во внутренностях (почках) составляются содействующие деторождению семена. Плоть всегда изнемогает от истечений и нецеломудрия, почему любодействующий грешит против своего тела, как говорит Апостол. **и несть исцеления в плоти моей** Итак, поелику, говорит, я понес бесчестие от диавола, то посему нет уврачевания плоти моей, поелику я наказываю ее и изнуряю, как сказал прежде, и мщу ей за то сладострастие, которое она мне доставила. ===== Лопухин А.П. ===== **яко лядвия моя наполнишася поруганий, и несть изцеления в плоти моей** См. Толкование на [[old:ps:037:06#lopuxin_ap|Пс. 37:6]] ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Яко лядвия моя наполнишася поруганий, и несть исцеления в плоти моей** Лядвь, множественное число – **лядвия** значит: «брюшные мышцы», лежащие между нижними ребрами и пахами и занимающие центральное положение для всех мышц, в которых сосредоточиваются физические силы человека. Объяснение слова //мышцы// см. в [[old:ps:009:36|Пс. 9:36]]. В переводе с еврейского весь стих читается так «ибо чресла мои полны воспалениями, и нет целого места в плоти моей». Преосвященный Порфирий переводит первую половину стиха так: «ибо чресла мои наполнены поруганиями», и в примечании дополняет: «болезни суть как бы ругательства над здоровьем». Некоторые толковники под **поруганиями** разумеют беспорядочные движения похоти плоти (блж. Иероним, блж. Феодорит). «Под словом **лядвия**, – говорит блж. Феодорит, – пророк дает разуметь похотения, потому что в чреслах находятся почки, в которых естественно возбуждаются пожелания» [6, с. 175]. Вообще здесь идет речь о болезненном расслаблении всего тела, происходящем от греховного похотения плоти, и выражается жалоба псалмопевца, подобная той, о которой читаем у апостола Павла в Послании к Римлянам; «//В членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Бедный я человек! Кто избавит меня от сего тела смерти?//» [[new:rim:07:23|(Рим. 7:23–24)]]. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]