[<10>] ====== Толкования на Пс. 38:3 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Онемех и смирихся, и умолчах от благ, и болезнь моя обновися** **Онемех и смирихся, и умолчах от благ**. Укоряемый, не отвечал я укоризнами, сознавая, что лишился я благ. **И болезнь моя обновися**. Вместо того, чтобы отвечать ругателям, приводил я себе на память грех; и припоминание греха для сердца моего было как огонь. **//Толкование на псалмы.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Онемех и смирихся, и умолчах от благ, и болезнь моя обновися** См. Толкование на [[old:ps:038:02#blzh_feodorit_kirskij|Пс. 38:2]] ===== Евфимий Зигабен ===== **Онемех и смирихся, и умолчах от благ, и болезнь моя обновися** **Онемех и смирихся, и умолчах от благ** Добровольно, говорит, я сделался немым и не отвечал поносителю моему Семею, памятуя, что за грехи мои попустил ему Бог восстать на меня с ругательствами. При том сказал — я умолчал — от благ, то есть, от благости моей, ибо, имея возможность защищать свою честь и наказать Семея, я этого не сделал по благости и милосердно своему, почему, когда Авесса, сын Саруи, устремился к умерщвлению Семея, был остановлен Давидом, сказавшим ему: оставьте его и так, пусть проклинает, ибо Господь сказал проклинать Давида; и кто скажет, для чего ты так сделал? [[old:2ts:16:10| (2Цар. 16,10)]]. //Великий Василий// это изъясняет так: Когда восстал, говорит, против меня грешник, я не раздражался и не отмщевал, и не стоял наравне с поносителем моим, но молчал, потому что был вне всякого добра (т.е. я — злословимый) и, вместо мщения злословившим меня, я напоминал себе о грехе. //Феодорит//: Когда меня злословил он, мне пришел на память грех, на который я дерзнул. Некто другой: Когда он нападал, тогда я молчал, не почитая мщение благом. Ибо это значит — от благ, потому что терпящему обиду, мщение кажется добром. Или: когда грешник на меня восстал, то онемев на слова, я умолчал о тех благах, о которых начал речь. Или: от добрых учений о вере, потому что не должно отвечать на спорные слова. Или сказано по обычаю употребления похвальных наименований (вместо означающих худое что либо) от благ вместо — от зол. Или, по переводу //Симмаха//: не будучи в добром состоянии и не имея смелости, я вспоминал слова: согрешил, молчи (в изд. Своде). А иные изъясняют это так: я умолчал от благ вместо: по причине благ, которые доставляет в таковых случаях молчание. Прибавим из //Oригeнa//: умолчал, говорит, чтобы та болезнь, которую я имел от чувства, когда освобождался от грехов, не возобновилась чрез укоризны его. Также //Григорий Богослов// в слове о мире: я онемел и смирился, потому что был далек от всякого блага; почему по его изъяснению предлог — от (от благ) означает то же, что отвне. **и болезнь моя обновися** Когда, говорит, Семей меня бесчестил и проклинал, возобновилась в душе моей скорбь о грехах моих, потому что тогда стал я видеть ясно, что выполняю наказание за грехи мои. ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Онемех и смирихся, и умолчах от благ, и болезнь моя обновися** См. Толкование на [[old:ps:038:02#ep_irinej_orda|Пс. 38:2]] ===== Прот. Сергий Терновский ===== **Онемех и смирихся, и умолчах от благ, и болезнь моя обновися** **Умолчах от благ, и болезнь моя обновися:** потому что был чист в совести; Амвр. Медиол. и Иерон. - и почувствовал облегчение от болезни. Авг. Молчал. - даже и доброго не говорил, чтобы не сказать худого. От благ, которые могли произойти от молчания, ожидал себе пользы. - Феод.; он относит это к истории Семея. //Обновися болезнь моя// - возбудилось чувство греха моего. [[old:ps:038:06|Ст. 6.]] //Се пяди положил еси дни моя, и состав мой яко ничтоже пред тобою.// Ты бесконечен, а наша жизнь измеряется несколькими пядьми. Афан. [[old:ps:038:07|Ст. 7.]] //Образом ходит человек.// По Афан. - как призрак; по Феод. - человек, как на картине. Мысль такая: человек на картине может быть облечен в богатые одежды и окружен сокровищами, но он ничем не пользуется; так настоящие блага мира бесполезны человеку. [[old:ps:038:10|Ст. 10.]] //Не отверзохуст моих, яко Ты сотворил еси;// Я не отвечал на поношение, потому что Ты так поступил. [[old:ps:038:12|Ст. 12.]] //Истаял еси яко паучину душу его,// то есть жизнь его так ненадежна, как паутина. **//Толкование особых изречений в церковной Псалтири, изложенное по руководству святых отцов Церкви.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Онемех и смирихся, и умолчах от благ, и болезнь моя обновися** См. Толкование на [[old:ps:038:02#lopuxin_ap|Пс. 38:2]] ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Онемех и смирихся, и умолчах от благ, и болезнь моя обновися** **Онемех и смирихся** – слова эти можно по-русски выразить так: я сделался немым, смиренно покорившись воле Божией. Против слов **от благ** в Учебной Псалтири поставлено на поле: **и о благих**, а потому нужно это место читать так: **умолчах и о благих**, а в переводе с греческого еп. Порфирия оно читается так: «и замолчал даже о добром». Таким образом, по связи с предыдущим стихом выясняется мысль и настоящего стиха, в котором Давид, продолжая речь о принятом на себя решении молчания, говорит: решившись обуздать уста свои молчанием, чтобы не согрешить злоречием или ропотом, я как бы стал немым, и смиренно предавшись в волю Божию, я перестал говорить не только о злых делах и словах людей, но и о тех благодеяниях, какие мною сделаны были врагам моим, умалчивал и о добром. Но от этого мне не было легче: я не мог успокоиться (см. выше [[old:ps:037:18|Пс. 37:18]]). Сердечная скорбь моя, постоянное сокрушение о тяжести грехов моих и сознание виновности пред Богом не только не ослабевали, а еще усиливались: **и болезнь моя обновися**. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]