[<10>] ====== Толкования на Пс. 38:5 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **скажи ми, Господи, кончину мою и число дний моих, кое есть, да разумею, что лишаюся аз** См. Толкование на [[old:ps:038:04#svt_afanasij_velikij|Пс. 38:4]] ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **скажи ми, Господи, кончину мою и число дний моих, кое есть, да разумею, что лишаюся аз** См. Толкование на [[old:ps:038:04#svt_ioann_zlatoust|Пс. 38:4]] ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **скажи ми, Господи, кончину мою и число дний моих, кое есть, да разумею, что лишаюся аз** Дни мои как краткие пяди, а состав мой телесный пред Тобою – как ничто. Чем больше самого малого насекомого состав мой в очах Твоих, Боже мой? Как тысяча лет пред очами Твоими – то же, что день един, так и самые большие тела в мире вещественном пред Тобою – то же, что самые ничтожные. Малейшее насекомое для Тебя то же, что солнце. Итак, я – сущее ничтожество и по отношению ко времени своего существования, и по отношению к вещественному составу своему. Не покинь меня, ничтожного, Боже мой! **//Дневник. Том I. 1856.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **скажи ми, Господи, кончину мою и число дний моих, кое есть, да разумею, что лишаюся аз** См. Толкование на [[old:ps:038:04#blzh_feodorit_kirskij|Пс. 38:4]] ===== Евфимий Зигабен ===== **Скажи ми, Господи, кончину мою и число дней моих кое есть, да разумею, что лишаюся аз** Открой мне, говорит, Господи, когда, или какой будет конец мой, доколе будут мучить меня печали и бедствия? Открой мне и то, какое число лет всей жизни моей, дабы при счете лет, прожитых мною, я мог знать, сколько лет еще проживу: поелику зная, что мне осталось жить не много лет, я мог бы получить из сего облегчение в переносимых мною бедствиях. Слова //Божеств. Василия//: Привременна жизнь наша и скоротечно время, непостоянно и неудержимо, но если бы, при своей краткости, не подлежало и ответственности! Но это весьма опасно, что на последнем суде мы обязаны дать ответь не только в каждом часе, но и в произносимых нами словах. Посему и Давид, возносясь к подобной мысли, какая содержится в наших словах, желает знать время своей кончины и умоляет Бога о показании ему числа остатка его дней, чтобы мог заготовить для себя необходимое ко времени исхода, чтобы не подвергнуться нечаянному беспокойству, подобно неготовому путешественнику, который среди дороги ищет необходимых путевых запасов. А //Златоуст//, согласно с изъяснением //Кир Евфимия//, говорит: вопрошает о смерти, говоря: скажи мне, Господи, для чего оставлен я и нахожусь в этой жизни, тогда как другие отошли? Таким образом и ужасное делается вожделенным по причине невыносимой болезненной скорби и горящего в душе огня. Он это говорит тяготясь временною и смертною жизнию и почитая ее святою и доброжелательною по причине тягости ее. Посему он просит о возвещении ему времени своего освобождения, дабы, получив эту приятную весть о свободе от настоящих зол и избавлении от искушений, мог быть благодушным. Почти то же говорить и //Бож. Кирилл//, то есть, что Давид произнес сие по малодушию и утомлении от искушений. И никто безыменный: Терпя скорби, когда усиливалась во мне рана, и наконец по человеческому малодушию, я стал говорить, впрочем не явственно, но тихо и языком. К сему прибавим из упомянутого //Кирилла// следующее: Скажи мне, Господи, число дней моих, то есть, остальное время настоящей моей жизни, дабы, испытав свою совесть, я знал, сколько мне недостает в совершенству добродетели, так как Ты это несравненно раньше знаешь (в изд. Своде). ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **скажи ми, Господи, кончину мою и число дний моих, кое есть, да разумею, что лишаюся аз** В скорби своей псалмопевец пришел было к исполненной отчаяния мысли, что Бог совершенно оставил его, не поможет уже здесь ему, и что только смерть избавит его от страданий; поэтому он спрашивает Бога о конце своей жизни; если он узнает его, то узнает также, сколько ему остается терпеть еще. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Прот. Сергий Терновский ===== **скажи ми, Господи, кончину мою и число дний моих, кое есть, да разумею, что лишаюся аз** Скажи мне кончину дней моих, чтобы я знал, чего мне недостает в настоящее время или насколько я отстал от того совершенства, которое нужно для того, чтобы получить успокоение в будущей жизни и чтобы, оставив прочие занятия, занялся приготовлением к смерти. Мысль сия весьма естественна. Есть занятия, которые мы почитаем позволительными, и даже необходимыми, доколе смерть далеко отстоит от нас, а когда приближается старость, то почитаем их ненужными и заботимся более о том, что нужно для спасения души нашей. С сим удобно соглашается как изречение другого псалма: //в преполовение дней моих не возведи мене//, так и последний стих псалма настоящего. Давид желал успокоения в Боге; однако же чувствовал себя еще не готовым к смерти и просил, чтобы Господь дал ему время приготовиться. //В преполовение дней моих не возведи мене//, но - //ослаби ми да почию, прежде даже не отъиду, и ктому не буду//. Душа моя стремится к Тебе; с жаждою жду того времени, когда приду и явлюся пред л идем Твоим; однако же и чувствую себя еще не готовым и молюся: помедли еще хотя немного, дай мне время окончить мое покаяние, привести также в порядок как дела благочестия, то есть строение храма, так и дела государственные и семейные! Да почию, чтобы мне совершенно успокоиться и мирною душою встретить кончину настоящей жизни и начало жизни будущей. NB. ύσερέω значит иметь недостаток - отстать. **//Толкование особых изречений в церковной Псалтири, изложенное по руководству святых отцов Церкви.//** ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 5-7 **скажи ми, Господи, кончину мою и число дний моих, кое есть, да разумею, что лишаюся аз. Се, пяди положил еси дни моя, и состав мой яко ничтоже пред тобою: обаче всяческая суета всяк человек живый. Убо образом ходит человек, обаче всуе мятется: сокровищствует, и не весть, кому соберет я** Сознание Давидом своего греха было настолько глубоко, болезнь - настолько сильна, что он убежден был в скорой своей кончине. Очевидно, жизни его осталось в размере //"пяди"//, ширины кисти руки, т. е. около 7 сантиметров. Давид означает этим выражением, что жить ему осталось самое ничтожное количество дней. Вся вообще продолжительность человеческой жизни пред Богом совершенное ничто; она подобна призраку, тени, быстро исчезающей, и вся деятельность человека, направленная на приобретение и упрочение своего блага, напрасна, бесполезна и жалка. Этой проповедью о ничтожности жизни Давид произносил осуждение своей прошлой деятельности: он не находил за ней ничего ценного, а потому с опасением смотрит на исход жизни. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Скажи ми, Господи, кончину мою и число дней моих, кое есть, да разумею, что лишаюся аз** В сильной скорби своей псалмопевец пришел было к исполненной отчаяния мысли, что Бог совершенно оставил его, нe поможет уже здесь ему, и что только смерть избавит его от страданий, а потому и вопрошает Бога о конце своей жизни, словами: **скажи мне, Господи, кончину дней моих**, чтобы я знал, чего мне недостает в настоящее время, или насколько я отстал от того совершенства, которое нужно для того, чтобы получить успокоение в будущей жизни и чтобы, оставив прочие занятия, занялся приготовлением к смерти. Последняя мысль наиболее уясняется при сопоставлении этого стиха с изречениями последнего стиха этого же псалма. И эта мысль весьма естественна человеку. Есть занятия, которые мы почитаем позволительными и даже необходимыми, доколе смерть, как нам кажется, далеко отстоит от нас, а когда приближается старость, то почитаем их ненужными и заботимся более о том, что нужно для спасения души нашей. Словами: **да разумею, что лишаюся аз**, по мнению других, Давид выражает желание узнать, сколько ему остается еще терпеть, если Господь откроет ему время кончины и о числе дней жизни его (св. Златоуст у Зигабена [7, с. 306–307] и др.). //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]