[<10>] ====== Толкования на Пс. 39:1 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **В конец, псалом Давиду** //Содержание:// Песнь эта приносится от лица нового народа, изъятого из рва бедствия, а потом вводится и лице Христа, объясняющего благодарным способ домостроительства. После же сего снова вводится лице уверовавших из израильтян, желающих избавиться от греха неверия и вместе описывающих бедствия, какие постигли их за неверие. **//Толкование на Псалмы.//** ===== Свт. Григорий Нисский===== **В конец псалом Давиду** См. Толкование на [[old:ps:004:01#svt_grigorij_nisskij|Пс. 4:1]] ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **В конец псалом Давиду** Иные толковали псалом сей о блаженном Иеремии, а иные о чудном Давиде; потому что тот и другой ввергаем был в ров, начало же псалма упоминает о рве; и обратив внимание на одно речение, толковники обратились к такому разумению. Иные же утверждали, что псалом сей приличен обитавшим в Вавилоне пленникам. Но я думаю, что псалом написан о случившемся с Давидом, и притом образно; относится же и ко всему человеческому роду, от Бога и Спасителя нашего приявшему надежду воскресения. А к сему разумению приводит нас божественный Павел, упомянув о некоторых словах из сего псалма в послании к Евреям. ===== Евфимий Зигабен ===== **В конец, псалом Давиду** По словам //божествен. Кирилла// и //Афанасия//, этот псалом внушен Давиду Духом Святым от лица христианской церкви, которая чрез него благодарит Бога за удостоение ее божественной благодати; в нем же она молится об освобождении ее от жестоких правителей и гонителей, которые воюют против нее. В надписи стоит: в конец, потому что написанное в нем относилось к концу; почему и сбылось все на самом деле. Слова //Феодорита//: Я думаю, что этот псалом написан образно но случало событий с Давидом, а относится ко всему человеческому роду, получившему от Бога и Спасителя нашего надежды воскресения. К сей мысли ведет нас богоглаголивый Павел, упомянувший некоторые слова (сего псалма) в послании к Евреям. ===== Лопухин А.П. ===== **В конец, псалом Давиду** Все содержание псалма может быть разделено на три части. В первой (ст. [[old:ps:039:02|2-9]]) Давид вспоминает об испытанных им опасностях, от которых его избавил Господь; во второй (ст. [[old:ps:039:10|10-11]]) говорит об откровении, бывшем ему от Бога, которое он огласил пред всем народом, и в третьей - (ст. [[old:ps:039:12|12-18]]) молит Бога об избавлении от вновь переживаемых им бедствий, причем указывает и на свою греховность пред Ним (ст. [[old:ps:039:13|13]]). Под первыми бедствиями, как уже прошедшими, нужно разуметь гонения от Саула, на что есть косвенное указание в [[old:ps:039:07|7]] ст., а под переживаемыми бедствиями должно разуметь гонения от Авессалома. Весь псалом, таким образом, написан по поводу последних гонений. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **В конец, псалом Давиду** Псалом этот имеет то же надписание, какое находится у многих других псалмов ([[old:ps:010:start|10]], [[old:ps:012:start|12]], [[old:ps:018:start|18]], [[old:ps:019:start|19]], [[old:ps:040:start|40]] и др.): **В конец, псалом Давиду**. Последнее выражение этого надписания свидетельствует о том, что псалом принадлежит Давиду, а первое – **в конец** – указывает на конец ветхозаветных времен, когда исполнилось все то, что из написанного в псалме относилось к будущим временам, «//в смотрение исполнения времен//» [[new:ef:01:10|(Еф. 1:10)]]. В начале псалма [[old:ps:039:02|(ст. 2–5)]] Давид выражает радостные и благодарные чувства по поводу того, что он избавлен Богом от великой опасности, в которой находился во время гонения от Саула, и потому получил возможность и имеет долг воспеть Богу «//песнь нову//» [[old:ps:039:04|(ст. 4)]]. Но затем, предвидя другие многочисленные опасности со стороны врагов, его преследующих и злоумышляющих на жизнь его, он излагает усиленную молитву свою к Господу Богу о помощи против бесчисленных врагов, признавая в то же время в окружающих его бедствиях заслуженное наказание за содеянные грехи и соединяя с молитвой крепкую надежду на то, что Господь, всегдашний его Помощник и Защитник, «//попечется о нем//» [[old:ps:039:18|(ст. 18)]]. Таким образом, псалом сей по содержанию его разделяется на две части: в первой изложено благодарение за великую помощь, а во второй – молитва об окончательной победе над врагами. Так как некоторые стихи [[old:ps:039:07|(7-9)]] сего псалма св. апостол Павел относит к Господу Иисусу Христу и приводит их [[new:evr:10:05|(Евр. 10:5–7)]] в объяснение всемирной Жертвы, однажды принесенной Иисусом Христом для очищения грехов всего человечества, и бесполезности всех ветхозаветных жертв, которые приносились за грехи, то псалом сей, хотя и не в полном его составе, принадлежит к числу пророческих, или мессианских. А с другой стороны, так как Давид в своих страданиях, как и в славном царствовании, был прообразом своего богочеловеческого Потомка – Христа, а потому в положении, свойствах и действиях Давида предызображались положение, свойства и действия Мессии-Христа, то псалом этот считается прообразовательно-мессианским. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]