[<10>] ====== Толкования на Пс. 39:3 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **И возведе мя от рова страстей и от брения тины, и постави на камени нозе мои и исправи стопы моя** **И возведе мя от рова страстей.** И что соделал для тебя? Услышав, говорит, извел из глубины греховной, освободил от сладострастия бренного тела, или из врат смерти и тамошнего тления, или от мирских развлечений. **И от брения тины.** Ибо во грехах, как в тине, увязают уловленные ими. **Ров** же **страстей** есть порок и невежество. **И постави на камени нозе мои, и исправи стопы моя.** Апостол Павел говорит, что //камень бе Христос// ([[new:1kor:10:04|1 Кор. 10,4]]). //Постави нозе мои,// потому что научился я ходить путем угодным Богу, то есть, в деятельной жизни и в правых догматах. **//Толкование на Псалмы.//** ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **и возведе мя от рова страстей и от брения тины, и постави на камени нозе мои и исправи стопы моя** О, когда же Ты меня, Господи, возведешь из страшного рва страстей, исправишь стопы моя и вложишь в уста мои песнь Тебе, песнь славословия и благодарности! Стопы мои шатки: утверди их всесильною благодатию Твоею, направь их на путь правый. **//Дневник. Том I. 1856.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **и возведе мя от рова страстей и от брения тины, и постави на камени нозе мои и исправи стопы моя** См. Толкование на [[old:ps:039:02#blzh_feodorit_kirskij|Пс. 39:2]] ===== Евфимий Зигабен ===== **И возведе мя от рова страстей и от брения тины, и постави на камени нозе мои и исправи стопы моя** **И возведе мя от рова страстей **(бедствия)** и от брения **(грязной)** тины** Древние сими именами изображали величайшие бедствия, т.е. именами грязи и тины; почему под рвом бедствия можно понимать пропасть заблуждения касательно идолов, по мнению //Дидима//, в которой страдала по душе церковь из язычников, а под грязною тиною, или болотистою и гнусною грязью, по словам того же писателя—возрождение страстных пожеланий, которое тлетворно и привязчиво к душе, которая впадает в оные. **И постави на камени нози, мои, и исправи стопы моя** Христос, говорит, у меня—церкви поставил непостоянные ноги на твердом камне веры и, показав мне путь спасения посредством евангельских заповедей, устранил всякое преткновение, и таким образом уровнял ход мой так, что я не хожу более криво, блуждая то там, то здесь. Слова //Григория Нисского//: Итак, умыв ноги и отринув всякую земную нечистоту, утверди ноги свои на камени, чтобы не колебались угодные Богу хождения твои. Храни на уровненном пути шествие неоскверненным, как поступил и Давид, когда очистившись от грязной тины, он поставил ноги свои на камени, где под камнем разумеет Господа, Который есть свет и истина, и нетление, и оправдание, коими духовный путь уравнивается. Кто не уклоняется от которого либо из них, тот хранит след свой чистым, ни с которой стороны грязью сладострастия неоскверняемым. И //Феодорита//: На семь то, говорит, камне Я созижду Церковь мою и врата ада не одолеют ее. Также //Дидима//: Итак, взяв из рва бедствия, то есть злого идолопоклонства, и грязной тины, то есть, гнусного поведения, возвысил, говорит, и поставил меня на камени, то есть, на непоколебимом и твердом исповедании веры (в из. Своде). ===== Лопухин А.П. ===== **и возведе мя от рова страстей и от брения тины, и постави на камени нозе мои и исправи стопы моя** См. Толкование на [[old:ps:039:02#lopuxin_ap|Пс. 39:2]] ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **И возведе мя от рова страстей и от брения тины, и постави на камени нозе мои и исправи стопы моя** Под **ровом страстей** св. Давид разумеет великие опасности, которым он подвергался, или тяжесть страданий и глубину скорбей, которые долго приходилось ему переносить (//терпя потерпех//), а словами **от брения тины** (из тинистой грязи) – означает греховные страсти, в которых люди увязают, как в тинистом болоте. Как глубина и тина служат образами величайшей опасности жизни, так, напротив, стоянием на камне (**постави на камени**) выражается избавление от всех опасностей и утверждение на правом пути спасения (**и исправи стопы моя**). Таким образом, изречениями сего стиха псалмопевец изобразил величие милости Божией, явленной ему за его долготерпение, с одной стороны, чрез избавление его Господом (**возведе**) от бедствий и страданий телесных, которым он подвергался со стороны гонителей, и от страданий и скорбей нравственных, которые он испытывал чрез падение в греховную тину, а с другой стороны – тем, что Господь не попустил ему колебаться сомнениями в помощи Божией и увязать в грехе, а утвердил **на камени** веры и упования. «Услышав молитву мою, Господь извлек меня из страшного рва, из тинистого болота и поставил на камне ноги мои, и утвердил стопы мои». //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]