[<10>] ====== Толкования на Пс. 39:4 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **И вложи во уста моя песнь нову, пение Богу нашему. Узрят мнози и убоятся, и уповают на Господа** **И вложи во уста моя песнь нову,** пение Богу нашему, то есть закон евангельский. Ибо, достигнув бесстрастия, по обновлении дома нашего, поем песнь новую. **Узрят мнози и убоятся, и уповают на Господа,** потому что проповедь распространена в целом мире. **//Толкование на Псалмы.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **И вложи во уста моя песнь нову, пение Богу нашему. Узрят мнози и убоятся, и уповают на Господа** **«И вложи во уста моя песнь нову, пение Богу нашему».** Вместо злочестиваго служения идолам, научился я песнословить истиннаго Бога, и возносить песнь не древнюю, но новую, соответственную новым благодеяниям. Не плачевными уже песнями умоляю, но песнословлю за благодеяния. Хотя это, как сказал я, образно приличествует и Давидовым страданиям и благодеяниям явленным Давиду; но по преимуществу человеческому роду, который низведен был на самое дно греха и предел смерти, вочеловечением же нашего Спасителя извлечен и приял надежду воскресения, прилично сказать: //«терпя потерптех Господа, и внят ми, и услыша молитву мою: и возведе мя от рова страстей. Ровом же страстей»//, исполненным тления, справедливо названа смерть, а //«брением тины»// наименован грех, как издающий великое зловоние и препятствующий людям совершать течение прямым путем. **«Узрят мнози, и убоятся, и уповают на Господа».** Поелику Пророк говорит сие о лицах получивших спасение, то справедливо, сказал, что не вкусившие еще благ, взирая на оныя, и убоятся, как не достигшие еще, и, укрепившись надеждою, получат спасение от Бога. ===== Евфимий Зигабен ===== **И вложи во уста моя песнь нову, пение Богу нашему. Узрят мнози и убоятся, и уповают на Господа** **И вложи во уста моя песнь нову, пeснь Богу нашему** Христос, говорит, вложил в уста мои, то есть, церкви своей новые песни; а разумеет под сим новые песни, тропари и духовные славословия, которые составляют и поют христиане по случаю новых благодеяний Христа Спасителя в Господские Его праздники. A пение Богу нашему—есть изъяснение новой песни. Слова //Афанасия//: Новою песнью называет евангельский закон. И //Дидима//: Песние есть соединенное с похвалою удивление при созерцании событий (в изд. Своде). **Узрят мнози и убоятся и уповают на Господа** Вывшие, говорит, прежде слепцами по душе, то есть, язычники, посредством церкви увидят свет Божия знания, или увидят знамения и чудеса, совершенный Господом Христом и святыми Его и при сем убоятся производящего такие чудеса—Христа, а за сим будут надеяться на Него, иначе—будут верить, ибо кто верит, тот и надеется. Или: многие будут уповать на Христа, потому что Он спасет верующих в Него. А под Господом разумеет Христа. О таковых Бог сказал чрез Исаию: Поведу слепцов на путь, которого не знали, и поставлю их ходить по тем стезям, которых не видали [[old:is:42:16|(Ис. 42,16)]]. Так и Христос сказал, что Господь послал меня отверсти глаза слепым [[old:is:42:07|(Ис. 42,7)]]. И //Божествен. Кирилл// говорит: Ибо всегда некоторым образом неуверовавшие оказываются подражателями уверовавшим и, стараясь последовать их жизни, прозирают в истину и идут к свету истины. Потом, что из того следует? принимают в ум Божественный страх и, основав свои надежды в Боге, от Него, и от Него одного, просят подаяния благ (в изд. Своде). ===== Лопухин А.П. ===== **и вложи во уста моя песнь нову, пение Богу нашему. Узрят мнози и убоятся, и уповают на Господа** См. Толкование на [[old:ps:039:02#lopuxin_ap|Пс. 39:2]] ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **И вложи во уста моя песнь нову, пение Богу нашему. Узрят мнози и убоятся, и уповают на Господа** В сем стихе псалмопевец говорит о благотворных последствиях явленной Давиду помощи Божией, именно что: а) она воодушевила его к благодарственной песни. Необыкновенная помощь вызвала необычайную **новую песнь**. Прежде, как бы так говорит он, когда я удручен был несчастьями, я пел плачевные песни, а ныне, по избавлении от бедствий, от рова страстей, Бог вложил в уста мои **новую** радостную, хвалебную песнь. Далее он говорит: б) что помощь Божия, оказанная ему, послужит назидательным уроком для многих, которые в избавлении его от бед увидят спасающую руку Божию. «Многие из благомыслящих в народе узрят великие Твои благодеяния ко мне и убоятся, – услышав о моем спасении, проникнутся благоговейным упованием на Тебя, прославят Твою правду и укрепятся в надежде на Тебя». Кроме сего буквального и исторического смысла, в первых трех стихах [[old:ps:039:02|(2–4)]] псалма некоторые из отцов Церкви усматривают иносказательный смысл и говорят, что здесь псалмопевец-пророк обращает речь свою ко Христу Спасителю от имени Церкви, именно – он говорит, что Церковь Божия из язычников долго ожидала Христа на помощь; пророки о Нем проповедовали и писали, Он был «//чаянием языков//» [[old:gen:49:10|(Быт. 49:10)]]. И Христос внял наконец долготерпеливому воплю Церкви, бедствовавшей от бесовского идолослужения, избавил ее от заблуждений идольского нечестия и гибельного развращения и поставил ноги колеблющихся от суеверий на твердом //камени// веры. Показав таким образом путь спасения, посредством евангельских заповедей, Христос устранил всякое преткновение, чтобы люди не колебались более и не уклонялись от Него, Господа Иисуса Христа, Который есть «//путь и истина//» [[new:in:14:06|(Ин. 14:6)]] и оправдание. «Итак, взяв из рва бедствия, т.е. злого идолопоклонства, и грязной тины, т.е. гнусного поведения, Он возвысил, говорит Церковь в лице пророка, и поставил меня //на камени//, т.е. на непоколебимом исповедании веры» (Дидим у Зигабена [7, с 313]). Далее Христос, говорит пророк, **вложил в уста мои**, т.е. Святой Церкви, **новую песнь, пение Богу нашему**. Новой песней называет новозаветный евангельский Закон, а под пением разумеет новые песнопения и духовные славословия, которые составляют содержание православно-христианского богослужения. И тогда, говорит, **мнози**, т.е. все те, которые, бывши прежде слепцами в душе, чрез веру во Христа **узрят** свет истинного богопознания, увидят знамения и чудеса, совершенные Иисусом Христом и святыми Его, **и убоятся** Творящего дивные чудеса и будут надеяться на Него: уверуют во Христа и будут надеяться (**уповают**), что получат чрез Него спасение. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]