[<10>] ====== Толкования на Пс. 39:12 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Ты же, Господи, не удали щедрот Твоих от Мене: милость Твоя и истина Твоя выну да заступит мя** **Ты же, Господи, не удали щедрот Твоих от мене.** После того, как Христос научил тайне домостроительства, вводится лице Израиля, пребывшего в неверии. Ибо, как не веровавший Божию милосердию, и за это презренный и испытавший всякое бедствие, приходит он в раскаяние, умоляя о щедротах. Указывается же и на призвание израильтян, которое будет в последнее время. **Милость Твоя и истина Твоя выну да заступите мя.** Исповедуем, что Ты — спасавший и защищавший нас древле. И Церковь Божия, получив спасение, снова просит о промышлении Божием, по причине всякого рода нападений от людей и демонов, о которых упоминает в последующих словах. **//Толкование на Псалмы.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Ты же Господи не удали щедрот Твоих оть мене: милость Твоя и истина Твоя выну да заступите мя** И улучив спасение, Церковь Божия имеет снова нужду в том же о ней промышлении, по причине всякаго рода и людских и демонских востаний, о которых упоминает Пророк в следующих за сим словах. ===== Евфимий Зигабен ===== **Ты же, Господи, не удали щедрот Твоих от Мене: милость Твоя и истина Твоя выну да заступит мя** **Ты же, Господи, не удали щедрот Твоих от мене** Сии слова и последующие за ними произносятся от лица всего христианского собрания, которое выражает в них свое прошение о том, чтобы в последствии не было лишено Богом благодати святого крещения, так как его постигают бедствия и многие искушения со стороны людей и злых духов. Некто говорит, что сии слова сказываются от лица иудеев, оставшихся в неверии; они просят Бога, чтобы не удалил щедрот своих от них, чем означается призывание их в последние времена. Слова //Феодорита//: Церковь Божия, хотя и получила спасение, опять имеет нужду в Его промысле, по причине многоразличных восстаний со стороны людей и демонов, о каковых упоминается в следующих (словах). Тоже почти говорит и Евсевий: Церковь Божия, подвергаемая треволнениям со стороны нечестивых, не высоко о себе мечтает, как находящаяся в борьбе, но приписывает случающееся с нею своим грехам и преступлениям. (ибо и она имеет живущих в нерадении, любящих жизнь рассеянную и охотно работающих сладострастию), и просит у Спасителя милостивой помощи. **Милость Твоя и истина Твоя выну да заступит мя** О если бы, говорит, милость Твоя и истина Твоя, Господи, то есть, истинные Твои обетования помогли мне! Ибо Ты дал обещание: вот Я с вами во вся дни [[new:mf:28:20|(Матф. 28,20)]]. Некоторые списки содержат: заступали меня, в каковых словах мысль та, что милость и истина Твоя доселе помогали мне; но лучше это слово выражается желательно, да заступают меня. Другой говорит: Милость Божия и истина бывают для нас заступлением, поскольку, взирая на милость, не отчаиваемся, а—на истину суда, что он будет судить пути каждого, укрепляемся не грешить. Часто и Спаситель называется милостию и истиною Божиею, первою потому, что мы чрез Него помилованы, а второю, поелику это Он. ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Ты же, Господи, не удали щедрот Твоих от мене: милость Твоя и истина Твоя выну да заступите мя** С указанием на жертву благодарения за недавно полученное спасение у псалмопевца, еще окруженного многими опасностями, весьма естественно соединяется молитва, чтобы Бог и в будущем не оставил его Своими милостями против бесчисленных врагов, в виду которых он почти теряет мужество. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 12-18 **Ты же, Господи, не удали щедрот твоих от мене: милость твоя и истина твоя выну да заступите мя. Яко одержаша мя злая, имже несть числа: постигоша мя беззакония моя, и не возмогох зрети: умножишася паче влас главы моея, и сердце мое остави мя. Благоволи, Господи, избавити мя: Господи, во еже помощи ми, вонми. Да постыдятся и посрамятся вкупе ищущии душу мою, изяти ю: да возвратятся вспять и постыдятся хотящии ми злая. Да приимут абие студ свой глаголющии ми: благоже, благоже. Да возрадуются и возвеселятся о тебе вси ищущии тебе, Господи, и да рекут выну, да возвеличится Господь, любящии спасение твое. Аз же нищь есмь и убог, Господь попечется о мне: помощник мой и защититель мой еси ты, Боже мой, не закосни** Все остальное содержание псалма представляет молитву Давида о спасении его от опасностей, которые он переживал во время гонений от Авессалома. - //"Милость Твоя и Истина Твоя да охраняют меня непрестанно"//. Как мы указывали выше, преследования Авессалома и сочувствие ему народа питались клеветой на Давида его врагов, а потому были им незаслуженны, они были, не "истинны". Бог - как носитель и защитник истины, является единственным защитником, к которому Давид смело может обращаться с молитвой, чтобы Он не допустил врагам топтать истину, торжествовать. - //"Постигли меня беззакония... нежели волос на голове моей"//. - Давид здесь разумеет не количество разнообразных преступлений, совершенных им, так как тогда он не мог бы быть божественным избранником, притом, таких преступлений не знают и не указывают за ним исторические книги, но степень сознания им тяжести своего греха с Вирсавией (см. [[old:ps:037:start|Пс XXXVII]]). Чем сильнее были бедствия Давида, безвыходнее казалось его положение, тем большее ликование вызывалось у его врагов ([[old:ps:039:16|16]] ст.). Поэтому Давид и молит Бога защитить его и не дать неправде врагов восторжествовать над правдой, и этой защитой наполнить радостью праведников, которые, как и Давид, увидят, что единственным источником спасения, "помощником и защитником" является Господь. По ст. [[old:ps:039:07|7-9]] этот псалом прообразовательно-мессианского характера. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Ты же, Господи, не удали щедрот Твоих от Мене: милость Твоя и истина Твоя выну да заступит мя** Имея в виду многие бедствия, опасности и искушения со стороны нечестивых людей и злых духов, псалмопевец обращается с молитвенным воззванием к Богу и просит у Него милости и всегдашней помощи, постоянного заступничества. Благовествуя, говорит он, о правде Твоей, Господи, о милости и истине Твоей пред многочисленным собранием, я //не возбранял устам моим//, безостановочно проповедовал правду Твою и спасение от преследований вражеских, которое (спасение) я получил по милости Твоей, а потому и умоляю Тебя: не удаляй и Ты, Господи, щедроты Твои от меня. Ты щедр и милостив и верен во всех обещаниях Своих, а потому прошу Тебя: пусть **милость Твоя и истина Твоя** непрестанно охраняют меня. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]