[<10>] ====== Толкования на Пс. 40:3 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Господь да сохранит его, и живит его, и да ублажит его на земли, и да не предаст его в руки врагов его** Т. е. врагов мысленных. **//Толкование на Псалмы.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Господь да сохранит его, и живит его, и да ублажит его на земли, и да не предаст его в руки врагов его** Не только насладится будущими благами, но и в жизни настоящей удостоится Божественнаго промышления, соделавшись знаменитым и славным и избегнув козней людей неприязненных. И поелику имеющему тленное тело естественно впасть в болезнь; то обещает освобождение и от оной. ===== Евфимий Зигабен ===== **Господь да сохранит его, и живит его, и да ублажит его на земли, и да не предаешь его в руки врагов его** Сими словами Давид испрашивает нищелюбивому благ, т. е. Господь да сохранит его от всякого зла и да продлит ему жизнь на многие лета и да сделает его блаженным, и находящимся в завидном состоянии, не только на сей чувственной земли, но и в мысленной земле небесного царства. Почему и Соломон сказал: милующий нищих достоин блаженства [[old:pr:14:21|(Прит. 14,21)]]. Сверх того молится о милостивом человеке, чтобы Бог не предал его в руки врагов его, как видимых, так и невидимых, но да избавит его от них. ===== Лопухин А.П. ===== **Господь да сохранит его и живит его, и да ублажит его на земли и да не предаст его в руки врагов его** См. Толкование на [[old:ps:040:02#lopuxin_ap|Пс. 40:2]] ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Господь да сохранит его и живит его, и да ублажит его на земли и да не предаст его в руки врагов его** **Господь избавит его… сохранит его… живит его** и проч. Здесь нужно решить вопрос: о ком говорит псалмопевец, обозначая местоимением его, – о том ли разумном и нищелюбивом человеке, который с состраданием относится к нищему и которого он называет обнаженным, или же о самом нищем и убогом? Одни (как Зигабен) разумеют первого, т.е. сострадательного к страждущим и бедным [7, с. 322] a другие (как архиеп. Ириней Псковский) толкуют, что псалмопевец говорит здесь о самом нищем, что Господь не оставит Своею милостью человека бедствующего (но не теряющего надежды на Бога), но сохранит его, поддержит его здравие и жизнь и возвратит ему прежнее благополучие на земле, хотя враги его, жестокие и несправедливые люди, и считали бы его за погибшего. Нужно признать согласным с истиною и то и другое толкование, потому что псалмопевец далее, в следующих стихах, продолжая ту же речь, очевидно, говорит уже о себе, и те милости Господни, каких он желает нищему и убогому, переносит на себя. Он мог, без сомнения, сказать и о себе, что он всегда был сострадательным к страждущим и поэтому в настоящем своем положении мог и себе ожидать такой помощи Божией, которую изобразил в стихах [[old:ps:040:02|2–4]]. В одном из сих стихов (3) псалмопевец выразил те же благожелания, какие обыкновенно и у нас часто выражают простые люди в таких словах: дай ему, Господи, доброго здоровья, продли ему веку, пошли ему всякое благополучие и сохрани от руки злого человека. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]