[<10>] ====== Толкования на Пс. 40:6 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Врази мои реша мне злая: когда умрет, и погибнет имя его** **Врази Мои реша Мне злая.** С этого стиха вводится лице самого Христа, описывающего, как поступили с Ним иудеи. А до настоящего стиха, должно полагать, пророк говорил о всей вселенской Церкви, потому что более прилично это каждому из ревностных христиан, нежели Господню Человеку. Ибо не о Нем одном Псалмопевец разумеет все сказанное им, как полагали некоторые. В таком случае не сказал бы с членом: //блажен разумеваяй// (ο συνειων) //на нища и убога,// сказанное же без члена означает кого-либо разумеемого в частности. Итак, теперь от прочих членов Церкви переходит к самому Господу, т. е. Христу, Который говорит: **врази Мои** и проч. **Когда умрет и погибнет имя Его?** Для нас тяжело даже и видеть Его. **//Толкование на Псалмы.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Врази мои реша мне злая: когда умрет и погибнет имя его** Врагами называет Иудеев, завидующих и умышляющих смерть. Тоже показывает и священная евангельская история. Сказано: //«и совет сотвориша, како Его погубят»// ([[new:mf:12:14|Мф.12:14]]). После сего начинает Пророк предречение об Иуде. ===== Евфимий Зигабен ===== **Врази мои реша мне злая: когда умрет, и погибнет имя его** **Врази мои реша мне **(слова)** злая** Говорит: враги мои, разумея иудеев, побуждавшихся, как говорят божественный //Кирилл//, //Феодорит// и //Афанасий//, завистию своею говорит против меня злые слова. Последнее слово надобно подразумевать отвне (стиха сего). А злая—поставлено вместо злобные, или оскорбительные. Какие же именно слова сии, это показывает в следующем. **Когда умрет и погибнет имя его** Тяжел он нам и по виду, говорят они. Итак, когда он умрет? или когда пропадет имя его, чтоб и не слышалось более? Сими словами иудеи выражали, как желательно было для них, чтоб истребилось имя Иисуса хоть одним часом раньше, поелику видели, что оно было исполнено божественною силою и исцеляло всякую болезнь, то есть, долговременный недуг, и всякую немощь, то есть, недавнюю слабость, а посему и думали, что со смертью Его вовсе погаснет и самое имя Его. **//Толковая Псалтирь.//** ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 6-10 **Врази мои реша мне злая: когда умрет, и погибнет имя его? И вхождаше видети, всуе глаголаше сердце его: собра беззаконие себе, исхождаше вон и глаголаше вкупе. На мя шептаху вси врази мои, на мя помышляху злая мне. Слово законопреступное возложиша на мя: еда спяй не приложит воскреснути? Ибо человек мира моего, на негоже уповах, ядый хлебы моя, возвеличи на мя запинание** Враги с нетерпением ждут его полной гибели. Они лицемерно посещали Давида во время болезни, приходили за тем, чтобы убедиться в его немощи и когда выходили от него, обсуждали виденное, злоумышляя на Давида. Они в болезни Давида видели кару от Бога, (//"слово велиала пришло на него"//), почему думали, что она (болезнь) должна привести к смертному исходу. Жестокая болезнь, неисцелимая, переживалась им. Давид сейчас может надеяться только на Бога: даже тот человек, который обязан бы поддерживать его, близкий ему (//"человек мирный со мною"//), на которого Давид полагался и который делил с ним трапезу (высшие знаки близости), усилил тяжесть его положения (//"поднял на меня пяту"//) своей изменой. Известно из исторических книг, каким доверием Давида пользовался Ахитофел и какое впечатление произвела на него его измена. Своим поступком Ахитофел прообразовал Иуду, близкого ученика Спасителя, которому Он вверил заботу о материальном содержании себя с учениками и который, хотя и пользовался знаками любви к себе своего Учителя, особенно на Тайной Вечери, однако предал его врагам ([[new:in:13:18|Ин. 13:18]] ст.). **//Толковая Библия.//** ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 6–7 **Врази мои реша мне злая: когда умрет, и погибнет имя его? И вхождаше видети, всуе глаголаше сердце его: собра беззаконие себе, исхождаше вон и глаголаше вкупе** Если понимать эти слова в буквальном смысле, то нужно сказать, что Давид говорит здесь о врагах-заговорщиках, которые решили не начинать открытого восстания против законного правительства, а выждать смерти царя, к которой его приближала, как им казалось, тяжкая болезнь его, – надеясь спокойно, без особых потрясений достигнуть своей цели со смертью больного царя. Враги мои говорят о мне злое: когда он умрет и погибнет имя его? Они с притворным участием навещали меня в болезни, но и здесь, если кто приходил видеть меня (**вхождаше видети**), говорил лживо, сердце его слагало в себе неправду (**всуе глаголаше сердце его**), а когда выходил он вон, то говорил ту же ложь вместе с другими, замышляя беззаконное (**исхождаше вон и глаголаше вкупе**). Но кроме этого прямого смысла, отцы и учители Церкви видят здесь пророческий смысл. По словам св. Афанасия, «с 6-го стиха псалма сего вводится лицо Самого Христа, пророчески живописующего, как поступили с Ним иудеи» [3, с. 143]. **Вхождаше видети, всуе глаголаше сердце его** и проч. – «это говорится об Иуде и имеет такой смысл: получив доступ ко Мне как включенный в число учеников, был он двуязычен и пронырлив; **всуе глаголаше**, т.е. не было в нем истины; **сердце его собра беззаконие себе** – решился предать Меня завистникам; **исхождаше вон и глаголаше вкупе**, уговариваясь с богоубийцами о цене предания так: //что вы дадите мне, и я вам предам Его//? [[new:mf:26:15|(Мф. 26:15)]] [3, с. 143]. «Иуда, входя и исходя, вместе с иудеями замышлял смерть Христа, – говорит блж. Феодорит [6, с. 191]. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]