[<10>] ====== Толкования на Пс. 40:10 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Ибо человек мира Моего, на негоже уповах, ядый хлебы Моя, возвеличи на Мя запинание** Поругание, злоумышление, обман. **Человеком мира** называет Иуду, потому что принадлежал, по видимому, к числу благорасположенных и друзей, как ученик. **//Толкование на Псалмы.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Ибо человек мира Моего, на него же уповах, ядый хлебы Моя, возвеличи на Мя запинание** //Акила// и //Феодотион// выразили сие яснее: муж мира Моего, которому Я вверился; а //Симмах// перевел так: но и человек, который был со Мною в мире и которому Я вверился. Ибо не только враги Мои уготовляли Мне смерть, но и человек близкий ко Мне, притворно показывавший доброе и мирное расположение, за одною со Мной трапезой вкушавший хлеб, обнаружил скрывавшееся в нем лукавство. Лукавство назвал Пророк пятóю в переносном смысле, взятом с состязующихся в скорости бега, которые стараются пятою бегущих с ними запнуть и уронить. То же сказал и Исав, обманутый Иаковом: //«праведно наречеся имя ему Иаков: запя бо мя се уже вторицею, и первенство мое взя, и благословение мое»// ([[old:gen:27:36|Быт.27:36]]). ===== Евфимий Зигабен ===== **Ибо человек мира моего, на негоже уповах, ядый хлебы моя, возвеличи **(возвысил)** на мя запинание** (пяту) Союз — ибо— здесь оказывается излишним. А мысль в сих словах та, что мой человек сделался противником моим. Человеком мира называет мирного, по свойству еврейского языка. Итак, Господь говорит, что мирный Мой, то есть, друг Мой Иуда, на которого Я дерзал, как на своего человека, и которого Я питал вместе С другими учениками Моими, возвысил, то есть, употребил против Меня хитрость и навет. Ибо пятою, по словам //Феодорита//, называется хитрость в переносном значении, от сходства с теми, которые при совокупном бегании подкладывают пяты ног своих и опрокидывают соперника своего в бегании, или повергают долу борца своего. Иуда возвысил обман свой чрез соглашение и единомысленное движение первосвященников и книжников. ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Ибо человек мира моего, на негоже уповах, ядый хлебы моя, возвеличи на мя запинание** Даже самый лучший друг его коварствует против него. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Ибо человек мира моего, на негоже уповах, ядый хлебы моя, возвеличи на мя запинание** См. Толкование на [[old:ps:040:06#lopuxin_ap|Пс. 40:6]] ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Ибо человек мира моего, на негоже уповах, ядый хлебы моя, возвеличи на мя запинание** **Человеком мира** у евреев называли самого близкого человека, друга. **Есть с ним хлеб** значило быть в тесной связи с ним и быть связанным взаимною благорасположенностью и благодарностью. **Возвеличить запинание** – значит то же, что у нас ныне называется подставить ногу, употребить такую хитрость, которой можно повредить другому в его добром начинании или совсем погубить его. Под **человеком мира** Давид мог разуметь или сына своего Авессалома, которого он любил и жалел, или Ахитофела, своего преданного царедворца и советника, к которому имел большое доверие (**на негоже уповах**) и который пред началом открытого восстания пристал к партии заговорщиков. Врагами моими, говорит псалмопевец, стали не только посторонние люди, к которым я не имел почти никакого отношения, но даже и самый близкий мой, **человек мира моего**, с которым я вместе **ел хлеб мой** и которому вполне доверялся, и тот **возвеличи на мя запинание**, т.е. решился действовать против меня. Этот Ахитофел своим коварным образом действий в отношении к Давиду послужил прообразом новозаветного Иуды-предателя. И Сам Господь Иисус Христос на тайной вечери, в присутствии всех учеников Своих, указывая им прикровенно на Своего предателя, привел это псаломское изречение как пророческое предсказание об Иуде, сказав: «//Да сбудется писание, ядый со Мною хлеб воздвиже на Мя пяту свою//» [[new:in:13:18|(Ин. 13:18)]]. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]