[<10>] ====== Толкования на Пс. 40:12 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **В сем познах, яко восхотел Мя ecи.** Опять говорит, как человек, чтобы принести Себя в жертву Богу и Отцу. **Яко не возрадуется враг Мой о Мне.** Если Христос говорит это от лица всего человечества, то под **врагом** должно разуметь того, кто уготовил нам смерть. А если сказано это от лица самого Христа, то разумеются иудейские правители. А что опечалились они, показывает это клевета, какую сложили о воскресении Его. **//Толкование на Псалмы.//** ===== Свт. Игнатий (Брянчанинов) ===== Ст. 12-13 **В сем познах, яко восхотел мя еси, яко не возрадуется враг мой о мне. Мене же за незлобие приял, и утвердил мя еси пред Тобою в век** Рассматривая молитву свою, инок познает, достиг ли он спасения, или еще бедствует в волнующемся страстном море, вне священной пристани. К такому познанию он имеет руководителем Боговдохновенного Давида, который, молитвенно беседуя к Богу, сказал так: **В сем познах, яко восхотел мя ecи, яко не возрадуется враг мой о мне. Мене же за незлобие приял, и утвердил мя ecи пред Тобою в век**. Это значит: узнал я, Господи, что Ты меня помиловал и усвоил Себе, по постоянному победоносному отвержению мною, силою молитвы моей, всех вражеских помыслов, мечтаний и ощущений. Эта милость Божия к человеку является тогда, когда человек ощутит милость ко всем ближним своим и простит всем виновным пред ним. ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **В сем познах, яко восхотел мя еси, яко не возрадуется враг мой о мне** Так больно для человека, когда враги радуются его несчастию, и так нужна помощь Божия против таких врагов. Но чтобы получить эту помощь, с нашей стороны нужно сердечное незлобие. **//Дневник. Том I. 1856.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **В сем познах, яко восхотел мя еси, яко не возрадуется враг мой о мне** См. Толкование на [[old:ps:040:11#blzh_feodorit_kirskij|Пс. 40:11]] ===== Евфимий Зигабен ===== **В сем познах, яко восхотел мя ecи, яко не возрадуется враг мой о мне** Ты восхотел принимается здесь за — возлюбить, как говорит святой Кирилл, потому что любимое вожделенно. Из того, говорит, знаю, чтобы Ты, Отец Мой, возлюбил Меня, что враг Мой не порадуется о Мне, иначе, что Я воскресну и будет проповедано имя Мое по всей вселенной, что весьма неприятно врагу Моему, как ищущему Мне смерти с тем намерением, чтоб истребилось самое имя Мое. А под врагом ты должен разуметь и диавола и Иуду. Слова //свящ. Феогноста//: Из того узнал бы я, что Ты пожелал меня, если бы не порадовался враг мой о мне до конца мучащий и изнуряющий меня посредством страстей; но если бы Ты избавил меня прежде кончины от руки его и, удостоив меня жизни духовной и благоугодной пред тобою, представил бы своему престолу спасенным чрез хороший конец. ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **В сем познах, яко восхотел мя еси, яко не возрадуется враг мой о мне** Если Бог доставит ему выздоровление и таким образом не допустит восторжествовать его врагам, то он увидит в этом доказательство, что Бог благоволит к нему; поддерживаемый Богом, он твердо и непоколебимо будет стоять против врагов его. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== **В сем познах, яко восхотел мя еси, яко не возрадуется враг мой о мне** См. Толкование на [[old:ps:040:11#lopuxin_ap|Пс. 40:11]] ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **В сем познах, яко восхотел мя еси, яко не возрадуется враг мой о мне** Молитва Давида [[old:ps:040:11|(ст. 11)]] была услышана, и вопреки злорадным ожиданиям врагов, он восстал от болезненного одра, но он не выполнил своей угрозы о воздаянии врагам своим. С одной стороны – родительская любовь его к Авессалому, а с другой, и главным образом, сознание своей виновности пред Богом и заслуженности Его гнева и праведного наказания, которое, по предсказанию пророка Нафана, должно было придти к нему из его собственного дома, отнимали у него решимость энергично действовать против мятежников и побуждали его предоставить суд и наказание их Божественному правосудию. И после того как правосудие Божие действительно жестоко покарало врагов Давида и лишило их возможности восторжествовать над ним, он с сердечным удовольствием и глубокою благодарностью мог воспеть эти слова: по тому узнал я, что Ты, Господи, благоволишь ко мне, что **не возрадуется**, не потешится враг мой надо мною. И врагам Христовым, распявшим Господа славы, не дано было восторжествовать по случаю смерти Его: они не возрадовались, когда узнали, что Он воскрес из мертвых. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]