[<10>] ====== Толкования на Пс. 40:14 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Благословен Господь Бог Израилев от века**. Теперь предложенную песнь запечатлевает благодарением. От века, говорит, настоящего и до века будущего. Итак благословение, изрекаемое нами Богу, начинается в веке настоящем, а оканчивается в веке будущем. //От части бо разумеваем, и от части пророчествуем// [[new:1kor:13:09|(1 Кор. 13,9)]], а потому отчасти и благословляем. //Егда же npиидет совершенное,// говорит Павел, //еже от части упразднится// [[new:1kor:13:10|(1 Кор. 13,10)]]. Ибо, с преспеянием на большее, прекращается, что было отчасти. Посему-то Псалмопевец присовокупил: **буди, буди,** и усугубляет молитву. Блажен, кто здесь начинает благословлять Бога верою и преспеянием в прочих добрых делах, и это благословение так увенчивает в будущем веке, как не дозволяется благословлять там Бога нечестивым и неверным. Заметить же должно, что некоторые, разделив это псаломское пророчество на пять книг, первую книгу полагают до сего псалма, потому что на конце, как бы венец, содержит она в себе благословение Бога. Посему так разделяют и остающиеся четыре книги. **//Толкование на Псалмы.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Благословен Господь Бог Израилев от века и до века: буди буди** Божественный Пророк, предвозвестив сие, удивившись неизреченному Владычнему человеколюбию, и уразумев, Кто восприявший на Себя сию вольную нищету, произносит Ему языком своим песнь, чтобы и самому приять блаженную кончину. Справедливо же произнес песнь после страданий, научая, что Тот, о Ком пророчествует он не человек только, но и превечный Бог, имеющий не гиблюшее и нескончаемое бытие. ===== Евфимий Зигабен ===== **Благословен Господь Бог Израилев от века и до века; буди, буди** Изрекши пророчески вышесказанные слова о Христе, и удивившись неизреченному человеколюбию и снисхождению Его, Давид возносит здесь песнь и благодарение Богу, сказывая, что должно хвалиться и прославлять Бога, в собственном смысле и истинно израильского, то есть, христианского, как мы прежде сказали в [[old:ps:021:24#evfimij_zigaben|21]]-м псалме, при изъяснении слов: да убоится Его все семя Израиля. Должно же прославлять от настоящего века до будущего. Потом сказывая: буди, буди! он сим молится о ускорении вочеловечения Владыки Христа. Удвоение – буди означает усиление молитвы. Слова //Божеств. Кирилла//: Отныне начинается нами славословие Богу и оканчивается в будущем: когда то, что отчасти, уничтожится. И //Феодорита//: Прилично после страданий произнес хвалу, научая, что тот, о ком он пророчествует, есть не только человек, но и Бог предвечный, имеющий бытие нетленное и бесконечное. Заметь, что это – буди, буди – поставлено вместо – аминь, аминь, как сказал и Акила, что обыкновенно прилагается в молитвах и словах к возгласу: во век века, или во веки веков. По словам //Григория Нисского// и //Евсевия//, здесь оканчивается первая из пяти книг псалмов; и как первый псалом сей первой книги начался с ублажения: блажен, говорит, муж, который не ходил на совет нечестивых, так и последний сей псалом той же первой книги начался е ублажения: блажен, имеющий разумение о нищем и убогом. Но в первом псалме ублажаем был тот, кто отступает от зла, а в сем последнем (ублажается) знающие добро, каков Единородный Сын, обнищавший для нас, хотя Он и богат; ибо кого он назвал в начале сего псалма нищим и бедным, по человечеству, того здесь в конце называет благословенным Господом и Богом по божеству, как говорит тот же //Григорий Нисский//. ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Благословен Господь Бог Израилев от века и до века: буди, буди** Ст. 14 составляет прибавление, сделанное, вероятно, собирателем псалмов, и заканчивает собою первую часть книги псалмов. Псалом этот относится к числу прообразовательно-мессианских. Поруганный, тяжко больной, оставленный даже самыми лучшими друзьями, Давид был прообразом Богочеловека, взявшего на себя немощи наши и понесшего болезни [[new:mf:08:17|(Мф. 8:17)]], преданного своим учеником [[new:in:13:18|(Ин. 13:18)]], и смерти Коего с нетерпением ожидали злорадственные «друзья» его. Происходившее в меньшей степени с Давидом на Иисусе Христе совершилось в полной мере (//да исполнится//, [[new:in:13:18|Ин. 13:18)]]. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Благословен Господь Бог Израилев от века и до века: буди, буди** Представляет литургическую прибавку. Слово //буди, буди// (слав.) (аминь, аминь) заключает первый сборник псалмов Давидовых. См. также Толкование на [[old:ps:040:11#lopuxin_ap|Пс. 40:11]] ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Благословен Господь Бог Израилев от века и до века: буди, буди** См. Толкование на [[old:ps:040:13#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 40:13]] [<10>]