[<10>] ====== Толкования на Пс. 41:3 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Возжада душа моя к Богу крепкому, живому: когда прииду и явлюся лицу Божию** **Когда прииду и явлюся лицу Божию**. Лице Божие есть Слово. Выражает сильное желание Израильтян дождаться того времени, когда и они будут призваны, чтобы и им явиться лицу Бога и Отца, то есть Сыну. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Возжада душа моя к Богу крепкому, живому: когда прииду и явлюся лицу Божию** Не сказал: полюбила душа моя Бога живого, или: возлюбила душа моя Бога живого, но чтобы выразить свое расположение, назвал любовь **«жаждою»**, показывая нам два качества своей любви, и пламен­ность ее, и постоянство. Как жаждущие чувствуют жажду не один день, и не два, и не три дня, но во всю свою жизнь, по­тому что природа побуждает их к тому, так точно и этот блаженный муж и все святые не один только день были в чувстве сокрушения, как многие из людей, и не два или три дня, – такое сокрушение нисколько не удивительно, – а постоянно и каждый день продолжали благоговейно любить и усиливали свою любовь. Выражая это, он и говорит: **«возжаждала душа моя к Богу крепкому, живому»**. Здесь он хочет и объяснить при­чину своей любви, и тебе показать, как должно любить Бога. Это он показал в следующих словах: **«возжаждала душа моя к Богу, присовокупив: живому»**. Он как бы так взывает и убеждает всех, привязанных к вещам житейским: для чего вы безумно обольщаетесь телами? Для чего жаждете славы? Для чего гоняетесь за удовольствиями? Ничто из всего этого не остается всегда и не живет постоянно, но все уходит и проходит, все – ничтожнее тени, обманчивее сновидений, увядает скорее весенних цветов; одно оставляет нас вме­сте с настоящей жизнью, а другое погибает еще раньше. Обла­дание этими вещами ненадежно, наслаждение непрочно, превра­щения быстры. Но в Боге нет ничего подобного. Он живет и пребывает вечно, не подвергаясь никакому ни изменению, ни превращению. Поэтому, оставив временное и скоротечное возлю­бим Вечного и Присносущего. Кто любит Его, тот не посты­дится никогда, не потеряет и не лишится любимого. Кто лю­бит богатство, тот при наступлении смерти или еще прежде смерти лишается предмета своей любви. То же бывает и с тем, кто любит временную славу. А красота телесная часто прохо­дит гораздо скорее, нежели названные нами предметы. Вообще, все житейское кратковременно и скоротечно и, лишь только нач­нется и появится, тотчас исчезает. Но любовь к предметам духовным совсем не такова: она живет и цветет постоянно, не знает старости, не доступна ветхости, не подвержена ника­кой перемене и превращению, и не страшится безвестности бу­дущего. Кто стяжал ее, тем она и здесь приносит пользу и ограждает их со всех сторон, и по отшествии отсюда не оставляет их, но вместе с ними переходит туда и сопут­ствует им и явит их светлейшими самых звезд в тот будущий день. Это знал блаженный Давид и потому любил Бога непрестанно, и своей любви не мог скрывать внутри себя, но всяким образом старался пред слушающими обнаружить тот огонь, который пылал внутри его. Сказав: **«возжаждала душа моя к Богу крепкому, живому** он присовокупляет: **когда приду и явлюсь лицу Божию?»**. Смотри, как он пламенеет. Смотри, как горит. Зная, что, по отшествии отсюда, узрит Бога, он тяготится замедлением, не терпит отсрочки, но обнаруживает нам здесь апостольское расположение духа. Так и апостол воздыхал о замедлении отшествия отсюда [[new:2kor:05:02|(2Кор.5:2)]]. То же самое чувствовал и Псалмопевец, и потому говорил: **«когда приду и явлюсь лицу Божию?»** Если бы он был человеком простым и незнатным, жившим в уничижении и бедности, и презирал настоящую жизнь, то это было бы хотя великим делом, но не столь великим, как теперь, когда царь, на­слаждающийся всеми удовольствиями, достигший столь великой славы, одержавший тысячи побед, победивший множество вра­гов, пользующейся славою и знаменитостью повсюду, смеется над всеми этими благами, над богатством, славою и всеми удовольствиями, и пламенно стремится к благам будущим. Это – свойственно духу возвышенному; это – знак души любомудрой и окрыленной небесною любовью. **//Беседы на псалмы. На псалом 41.//** ===== Сщмч. Онуфрий (Гагалюк) ===== **Возжада душа моя к Богу крепкому, живому: когда прииду и явлюся лицу Божию** См. Толкование на [[old:ps:041:02#sschmch_onufrij_gagaljuk|Пс. 41:2]] ===== Прп. Исаак Сирин ===== **Возжада душа моя к Богу крепкому, живому: когда прииду и явлюся лицу Божию** Слезы, ударение себя по голове во время молитвы и пламенное усердие к продолжению молитвы пробуждают в сердце горячность сладости слез, и сердце с похвальною восторженностию воспаряет к Богу и взывает: **Возжада душа моя к Тебе, к Богу Крепкому, Живому: когда прииду и явлюся лицу** Твоему, Господи? Кто пил вина сего и потом лишился оного, тот один знает, в каком жалком состоянии оставлен он и что отнято у него по причине расслабления его. //**Слово 69.**// ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Возжада душа моя к Богу крепкому, живому: когда прииду и явлюся лицу Божию** Желаю и жажду служения живому Богу моему; ибо **явиться лицу Божию** значит служить Ему по закону; а таковое служение ограничено было Иерусалимом. И сему научают не один блаженный Моисей, но и три блаженные мученика, Анания, Азария и Мисаил, молившиеся Богу в пещи. Весьма же прилично называют Бога **крепким** и **живым**, имея в виду неодушевленных и недвижущихся вавилонских идолов. ===== Евфимий Зигабен ===== **Возжада душа моя к Богу крепкому, живому: когда прииду и явлюся лицу Божию** **Возжада душа моя к Богу крепкому, живому** Душа моя, говорит, возымела жажду, то есть, имеет великое желание к Богу; ибо выражение — **возжада** показывает воспламененное и палящее желание. Давид именует Бога **крепким** и **живым** для различия от немощных и мертвых вавилонских богов. Некоторые (каков Нисский у Никиты) говорят, что из сих слов псалма составлена трисвятая песнь святой Троице: святый Бог есть Отец, святый крепкий Сын, святый бессмертный, или живый есть Дух Святый. А трижды святый взято у серафимов, виденных Исаиею. Слова Григория Нисского: Сии слова уподобляют жажде неудержимое и славное желание, приискав для сего из животных самую жаждущую породу, чтобы как можно лучше изобразить великость желания животным чрезмерным по жажде. Златоуста: Не сказал — возлюбила душа моя Бога живаго, но дабы показать расположенность, назвал ее жаждою, показывая нам этим и то и другое — и пламенность любви и непрерывность любовного стремления. **когда прииду и явлюся лицу Божию** Слова сии принадлежат желающему: когда, говорит, я — пленный Вавилоном народ, **когда приду** к Тебе, Господи, находящемуся в Иерусалиме, чтобы явиться **лицу Божию**, иначе Тебе Богу, названному так пространнее? А **явлюсь** чрез служение и предстояние во храме Твоем, чего не могу сделать здесь в Вавилоне, как законопреступном, по изъяснению Златословесного. Слова Феодорита: Желаю, говорит, и жажду служения живому Богу моему. Ибо явлением лицу Божию называет служение Ему по закону; a сие служение ограничивалось Иерусалимом. И особенно прилично называют Бога сильным и живым смотрящие вблизи на бездушных и недвижимых Вавилонских идолов. А Блаж. Августин в 35-ой главе «Уединенных своих бесед», изложив прежде слова псалма сего от начала до сих слов, говорит следующие исполненные любви слова: О! источник жизни, жила воды живой! когда приду к водам твоей сладости, от земли сей непроходной и безводной, чтоб видеть силу и славу Твою, утолить жажду мою потоками милосердия Твоего? Жажду Тебя, Ты — Источник жизни! Насыти меня. Жажду, Господи, жажду Тебя живаго Бога. О, когда приду и явлюсь лицу Твоему? ===== Прот. Александр (Шмеман) ===== **Возжада душа моя к Богу крепкому, живому: когда прииду и явлюся лицу Божию** Наше утонченное сознание ужасается этим кровавым жертвам, этим первобытным религиям. Однако в нашей утонченности не забываем ли мы и не теряем ли чего-то самого основного, самого первичного, того, без чего в сущности нет и религии? Ибо на последней своей глубине религия есть не что иное, как жажда Бога: **«Жаждет душа моя Бога живого...»**. И о жажде этой часто лучше знали «первобытные» люди, ее глубже ощущали, – и потому навеки выразил псалмопевец, – чем знает современный человек со своей спиритуализированной религией, отвлеченным морализмом и иссушающим интеллектуализмом. 3axотеть Бога... Это значит, прежде всего, всем существом узнать, что Он есть, что вне Его – мрак, пустота и бессмыслица, ибо в Нем и только в Нем – и причина, и смысл, и цель, и радость всего существующего. Это значит, далее, возлюбить Его всем сердцем, всем разумом, всем существом. И это значит, наконец, испытать и познать всю беспредельную нашу оторванность от Него, нашу страшную вину и одиночество в этом отрыве. Узнать, что в последнем итоге есть только один грех: не захотеть Бога и оторваться от Него, и есть только одна печаль – «не быть святым» (Leon Bloy), не иметь освящения: единства с единым Святым... Но там, где есть эта жажда Бога, это сознание греха и эта тоска по подлинной жизни, там неизменно есть жертва. В жертве человек отдает себя и свое Богу, потому что, узнав Бога, он не может не любить Его, а возлюбив – не стремиться к Нему и к единству с Ним. А так как на пути этом к Богу стоит и загромождает его грех, то в своей жертве человек ищет также и прощения и искупления; он приносит ее в умилостивление за грехи, он вкладывает в нее всю боль и муку своей жизни, чтобы страданием, кровью, смертью, наконец, искупить свою вину и воссоединиться с Богом. И как бы ни затемнялось и ни огрублялось религиозное сознание, как грубо, утилитарно, по-язычески ни понимал человек и своей жертвы, и то, во имя чего, и Того, Кому он приносит ее, в основе ее неизменно оставалась исконная, неистребимая в человеке жажда Бога. И в своих жертвах, в этих бесчисленных приношениях, закланиях, всесожжениях, человек, пускай впотьмах, пускай дико и первобытно, но искал и жаждал Того, Кого не может перестать искать, ибо «для Себя создал нас Бог и не успокоится сердце наше, пока не найдет Его» (бл. Августин). **//Евхаристия. Таинство Царства.//** ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Возжада душа моя к Богу крепкому, живому: когда прииду и явлюся лицу Божию** См. Толкование на [[old:ps:041:02#ep_irinej_orda|Пс. 41:2]] ===== Лопухин А.П. ===== **Возжада душа моя к Богу крепкому, живому: когда прииду и явлюся лицу Божию** См. Толкование на [[old:ps:041:02#lopuxin_ap|Пс. 41:2]] ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Возжада душа моя к Богу крепкому, живому: когда прииду и явлюся лицу Божию** Сильное стремление души к Богу псалмопевец называет **жаждою души** своей. **Бог крепкий** значит то же, что «всесильный, всемогущий», Который в состоянии содействовать псалмопевцу против врагов его. Бога называет он еще **живым**, в противоположность ложным божествам язычников – идолам, которые суть не что иное, как бездушные истуканы «//дела рук человеческих//» [[old:ps:134:15|(Пс. 134:15)]]. **Живый** Бог есть источник жизни естественной и духовной, и потому может подать утешение в скорби и спасти от бед. **Явиться лицу Божию** значит – служить Богу по установлению законному, а такое служение было ограничено одним местом, в Иерусалимском храме. Удаленный из Иерусалима, псалмопевец чувствует необыкновенное желание, подобное сильной жажде еленя, видеть скинию Господню, алтарь, жертвоприношения, с которыми верные являлись пред лице Господне, и другие обряды, которые установил Бог для засвидетельствования милости Своей к еврейскому народу. Тяжелее всего было для него претерпевать это невольное удаление от святилища Божия, эту вынужденную невозможность посещать его, чтобы **явиться лицу Божию**: ему казалось, что это удаление от священного места служит знаком немилости Божией к нему, и вот он вопиет, **возжадала душа моя к Богу**, Всесильному Живодавцу: когда я приду к святилищу, ко храму Его святому и явлюсь там пред лице Божие? //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]