[<10>] ====== Толкования на Пс. 41:5 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Сия помянух, и излиях на мя душу мою: яко пройду в место селения дивна, даже до дому Божия, во гласе радования и исповедания, шума празднующаго** **Во гласе радования и исповедания, шума празднующаго**. Пророчественно благовествует о себе, что и он некогда улучит чрез Христа спасение и жизнь, и с прочими святыми вселится во дворах Божиих. **//Толкование на Псалмы.//** ===== Прп. Антоний Великий ===== **Сия помянух, и излиях на мя душу мою: яко пройду в место селения дивна, даже до дому Божия, во гласе радования и исповедания, шума празднующаго** Пишется в Псалме: **пройду в место селения дивна, даже до дому Божия**. Это **пройду** означает дальнейшее прохождение и доказывает нам на совершенный возраст души; ибо тут она уже приблизилась к Богу, тогда как прежде путь ее был еще очень отдален от Бога. Не будем дивиться, что путь наш очень отдален, потому что мы еще находимся в духовном детстве. Видим, что и великому оному Пророку Илии было сказано: //встань, ешь, пей и укрепись; ибо долог еще путь твой// [[old:3ts:19:07|(3 Цар. 19, 7)]], (а он шел к Боговидению). Об этой же самой долготе сказал и Давид: //кто даст ми крыле, яко глубине и полещу и почию// [[old:ps:054:07|(Пс. 54, 7)]]. Почему должно путь сей проходить не с небрежением, расслаблением, и леностью, но со вниманием и рвением. Учитель вселенной – Павел советует нам, //тако тецыте, да постигнете//, – и говорит притом: //умерщвляю тело мое и порабощаю// [[new:1kor:09:27|(1 Кор. 9, 27)]]. Течем убо, пока имеем время в этом теле, да достигнем совершенства, как достиг его сам св. Павел, который говорит: //подвигом добрым подвизахся, течение скончах, веру соблюдох: прочее соблюдается мне венец правды// [[new:2tim:04:07|(2 Тим. 4, 7)]]. //**Письма к монахам.**// ===== Прп. Максим Исповедник ===== **Сия помянух, и излиях на мя душу мою: яко пройду в место селения дивна, даже до дому Божия, во гласе радования и исповедания, шума празднующаго** До тех пор, пока душа переходит от силы в силу и от славы в славу, то есть преуспеяет от добродетели [меньшей] в добродетель большую и восходит от ведения [менее возвышенного] к ведению более возвышенному, она не перестает пришельствовать, согласно сказанному: //Многи пришельствова душ моя// [[old:ps:119:06|(Пс. 119:6)]]. Ибо велико расстояние, которое ей должно пройти, и обильно количество знаний, которые ей нужно усвоить, прежде чем она пройдет **в место селения дивна, даже до дому Божия, во гласе радования и исповедания шума празднующаго**. И [своим] преуспеянием в божественных умозрениях она всегда присоединяет [собственный] умный глас к прочим умным гласам вместе с ликованием, радостью и соразмерным благодарением, которые рождаются в уме [при духовном созерцании]. Так празднуют все, воспринявшие Духа благодати, в сердцах их //вопиющего: "Авва, Отче"// [[new:gal:04:06|(Гал. 4:6)]]. **Место селения дивна** есть навык, бесстрастный и благодатный, в добродетелях; Слово Божие, рождаясь в этом навыке, украшает душу, словно скинию, красотой различных добродетелей. А **дом Божий** есть ведение, созданное из многих и различных добродетелей; Бог, поселяясь в душе благодаря этому ведению, насыщает [ее] от чаши Премудрости. **Глас радования** есть [радостная] пляска души при виде сокровищ добродетелей, [дарованных ей]. **Глас исповедания** есть благодарение за славу пира Премудрости, [на который она была приглашена]. **Шум [празднующий]** есть таинственное славословие, постоянно рождающееся из смешения обоих — радования и исповедания. //**Главы о богословии.**// ===== Прп. Аммон ===== **Сия помянух, и излиях на мя душу мою: яко пройду в место селения дивна, даже до дому Божия, во гласе радования и исповедания, шума празднующаго** Если Божественная теплота, после того как вы получили ее, отойдет и покинет вас, взыскуйте ее вновь, и она придет. Ибо теплота по Богу подобна огню, и [все] холодное она изменяет в свою собственную силу. И если вы видите, что сердце ваше в некий час отяготилось, то приведите душу вашу пред лицо ваше и с помощью благочестивого помысла мысленно упорядочивайте ее – тогда она с необходимостью опять согреется и возгорится в Боге. Ведь и пророк Давид, видя сердце свое отягощенным, говорил так: **излиях на мя душу мою** и //Помянух дни древния, поучихся во всех делех Твоих// [[old:ps:142:05|(Пс. 142, 5)]] и так далее. Тогда вновь возгревалось сердце его, и он воспринимал сладость Всесвятого Духа. //**Послания.**// ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Сия помянух, и излиях на мя душу мою: яко пройду в место селения дивна, даже до дому Божия, во гласе радования и исповедания, шума празднующаго** См. Толкование на [[old:ps:041:04#blzh_feodorit_kirskij|Пс. 41:4]] ===== Евфимий Зигабен ===== **Сия помянух, и излиях на мя душу мою: яко пройду в место селения дивна, даже до дому Божия, во гласе радования и исповедания, шума празднующаго** **Сия помянух, и излиях на мя душу мою** Я, говорит, народ Твой, Господи, вспомнил сие, то есть, вышесказанное, что в посмеяние говорят мне вавилоняне; и посему я излил, то есть распустил, как думает Феодорит, душу мою в себе, отчего ослабели силы мои и узы сердца моего, то есть, у меня возбудилась жалость. Или же: я вспомнил сказываемое ниже, и потому излил, то есть, дал расширение и послабление стесненной душе моей. У Никиты написано, что лучше принимать слово излил, – за – дал послабление (разлитие) и вспомнил, припоминая то, о чем говорится ниже. **Яко пройду в место селения дивна, даже до дому Божия** Послабление, говорит, и разлитие почувствовала стесненная душа моя, ибо я вспомнил, что снова буду ходить в Иерусалиме в храм Божий до самой невходной и сокровенной части его. Ибо селением называет знаменитый Соломонов храм, а домом Божиим самую невходную и внутреннейшую часть храма. По сему же второму изъяснению – ибо – принимается за утвердительное; поелику Давид пророчествует как бы от лица вавилонских пленников, что действительно буду то делать. Можно понимать и иначе, что селение означает взятую от нас Богом-Словом плоть, дабы вселиться в нее; она дивна, ибо составилась от Духа без мужеского семени; далее дом Божий есть разумная и всесвятая душа Христова, так как посредством ее Бог-Слово соединился с телом; а место есть Сам Бог-Слово, Который на самом себе утвердил взятую на Себя человеческую природу и составил ее. Говорит – буду проходить, следовательно – водясь путем Слова Божия до самой души человеческого Его восприятия, мудрствуя о Нем и созерцая сие по данной мне силе; но не буду иметь позволения проходить далее вперед и рассматривать то, что выше сего. Селением называет покров Божий. Итак, после печального проповедует о приятном и предвозвещает, что они евреи весьма скоро получать вызов. О том же предсказывает и блаженный Исаия, что они возвратятся (из плена Вавил.) с величайшею честью; будут везтись на колесницах мулами, покрываться зонтами, и сим устранять от себя палящие лучи. То же выразил и Акила: войду под покров, сопровождая их до дому Божия.—Слова Феодорита. А Ориген говорит: Бывшая в путешествии Моисеева Скиния, думаю, была образом сей (скиний); также Соломонов храм был образом истинного дома Божия. Ибо, говорит, успеваю еще, а не – я совершен. А скиния есть изображение yспеха, как дивно ведущая к дому самого Бога, т. е. к совершенству. **Во гласе радования и исповедания **(среди)** шума празднующаго** Буду, говорит, проходить храм Божий с голосом радостным и голосом благодарным празднствовать в храме Господнем по прежнему, как было до порабощению, и снова стану совершать служение по божественному закону. Слова Григория Богослова: Думаю, что исходивший оттуда шум праздновавших, был ничто иное, как Бог песнословимый и прославляемый удостоившимися тамошнего жительства. И великий Максим под—селением разумеет изображение успеха, а под домом— совершенства; он так говорит: Место чудной скинии есть соединенный с бесстрастием навык в добродетели, при котором находясь Божие слово украшает душу, как свое селение (Скинию) различными красотами добродетелей. Далее дом Божий есть составляющееся из многоразличных созерцаний знание, при котором Бог обитает в душе и напояет ее чашею премудрости. Голос радости есть душевное взыграние от богатства добродетелей. Голос есть благодарение за славу данного мудростию пиршества. А шум есть славословие, состоящее из того и другого, то есть, в совокупности из радости и исповедания составляющееся. ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Сия помянух, и излиях на мя душу мою: яко пройду в место селения дивна, даже до дому Божия, во гласе радования и исповедания, шума празднующаго** Тяжело страждущим душам во время бедствий свойственно припоминать прежнее счастие, а от этого терзающая скорбь достигает крайней своей степени. Так было и с Давидом; в своем изгнании он припоминает себе, как он с толпами верующего народа посещал скинию Господню и принимал участие в радостях богослужения. При воспоминании о прежнем счастии сердце его, подобно пролитой воде, как бы разливается от горя [[old:ps:021:15|(Пс. 21:15)]]. **Пройду**, так как воспоминание обыкновенно простирается только на прошедшее. Давид припоминает свои посещения дивных мест богослужения, торжественные хвалебные песни, которые он слышал из уст сотен жертвоприносителей (**глас радования и исповедания**). **Шума празднующего** – праздничное ликование. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Сия помянух, и излиях на мя душу мою: яко пройду в место селения дивна, даже до дому Божия, во гласе радования и исповедания шума празднующаго** Славянское – **селение** употребляется чаще всего, как и здесь, в значении: «скиния, шатер, жилище». Выражение: сия **помянух** относится не к предыдущему, а к последующему: **яко пройду**. Псалмопевец выражает скорбь свою при воспоминании прежних дней счастья, когда он, как царь и пророк, впереди всего многочисленного сонма празднующего народа, приходил **в дом Божий**, в это **дивное место селения** славы Божией, при торжественных хвалебных и радостных песнопениях, раздававшихся из уст многочисленных жертвоприносителей, громогласно выражавших праздничное ликование. Не могу, как бы так говорит он, без душевного волнения, без пролития слез вспоминать о тех счастливых днях моей жизни, сердце мое обливается кровью, вся душа моя изливается от скорби, когда вспомню (**сия помянух**), как, бывало, я пойду в дом Божий, в дивную скинию Господню, окруженный многочисленным сонмом празднующего народа, оглашающего воздух радостным пением хвалебных песнопений во славу Божию. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]