[<10>] ====== Толкования на Пс. 41:6 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Вскую прискорбна еси, душе моя? и вскую смущаеши мя? уповай на Бога, яко исповемся ему, спасение лица моего и Бог мой** **Вскую прискорбна ecu душе моя? и вскую смущаеши мя?** Укрепляемый надеждою на Христа, запрещает возмущать его печалям. Если для тебя, душа моя, соблюдается время, в которое призвание наше верою введет нас в сию скинию вместе с празднующими, то для чего ты прискорбна и смущаешь себя печалями? **//Толкование на Псалмы.//** ===== Свт. Тихон Задонский ===== **Вскую прискорбна еси, душе моя? и вскую смущаеши мя? уповай на Бога, яко исповемся ему, спасение лица моего и Бог мой** В великой печали человек не знает сам, что делает. В таком случае, возлюбленный христианин, //«возложи на Господа печаль твою, и Он тебя пропитает»//, – говорит тебе святой Давид [[old:ps:054:23|(Пс.54:23)]]. Утешай себя бесконечным милосердием Божиим, ибо не навечно отринет Господь, ибо смиривший помилует по множеству милости Своей [[old:pier:03:31|(Плч.3:31–32)]]. //«Господь мертвит, и живит, низводит вo ад скорбей и возводит; Господь делает нищим и обогащает, смиряет и возвышает»// [[old:1ts:02:06|(1Цар.2:6–7)]]. Если и говорят тебе враги твои, дьявол и слуги его: //«Где Бог твой?»// – беседуй со своей душой, утешай ее со святым Давидом: **«Почему прискорбна ты, душа моя?»** – и прочее. Хотя и говорится тебе в помыслах: //«Где Бог твой?»// Но ты обещай: //«близ Господь всем призывающим Его во истине»// [[old:ps:144:18|(Пс.144:18)]]. **//Об истинном христианстве. Книга II.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Вскую прискорбна еси душе моя? И вскую смущаеши мя? Уповай на Бога, яко исповемся Ему, спасение лица моего, и Бог мой** Вняв сим обетованиям, перестань душа смущаться и скорбеть, но, подкрепляемая упованием, ожидай исполнения предречению, в котором увидев совершившееся спасение, возгласишь песнопения спасшему Богу. ===== Евфимий Зигабен ===== **Вскую прискорбна еси, душе моя? и вскую смущаеши мя? уповай на Бога, яко исповемся ему, спасение лица моего и Бог мой** **Вскую прискорбна ecи, душе моя? И вскую смущаеши мя** По Златоусту здесь беседует с своею душею каждый из благочестивых вавилонских пленников; для чего, говорит, душа моя, ты оскорбляешь меня? Для чего смущаешь меня, не давая мне покоя? А это Давид говорил от их лица потому, что получил удостоверение от Бога в будущем возвращении их в Иерусалим. **Уповай на Бога, яко исповемся Ему **(поведать буду славу о Нем);** cпaceниe лица моего и Бог мой** Уповай, говорит, душа моя, на Бога, потому что я буду благодарить Его, по возвращении в Иepyсалим. Воспомянув об имевшем быть в последствии таковом благодеянии Божием, за сим с сердечным удовольствием обращается к нему так: спасение лица моего, выражаясь пространнее, вместо—мое! и Боже мой! то есть, благодетельнейший и сладчайший для меня. Слова св. //Кирилла//: Лица, кажется, сказал вместо—красоты... ибо на уверовавших во Христа слияет Божественная красота. Посему она изображается и в нас, когда Он производит спасение лица души, то есть, красоты ее. И //Феодорита//: Здесь некое изображение души беседующей с самой собою. Поелику сказал: перестань печалиться по получении обещаний благ, то она отвечает на сие так: Я не напрасно удручаюся печалью и употребляю упомянутое рыдание, потому что воспоминание об отеческой земле возбуждает во мне слезы, где землею Иорданскою называет землю обетования. ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Вскую прискорбна еси, душе моя? и вскую смущаеши мя? уповай на Бога, яко исповемся Ему, спасение лица моего и Бог мой** Внезапно над колебаниями уповающей души возвышается сильный верою дух псалмопевца и взывает к ней, зачем она предается такому унынию и почему не надеется на Бога, Который, конечно, поможет ей и тем подаст повод к прославлению Его? **Вскую смущаеши мя**, с еврейского: «чего мятешься (заимствовано от моря) во мне?» **Спасение лица моего** нужно относить к **Ему** и дополнять словом **есть**; точнее, «спасению моему и Богу моему». **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Вскую прискорбна еси, душе моя? и вскую смущаеши мя? уповай на Бога, яко исповемся ему, спасение лица моего и Бог мой** //Душа моя унывает среди гор Ермонских и взывает к Господу, зачем Ты оставил меня и даешь врагам ругаться надо мною? Разбери мое дело с моим лукавым врагом и пошли мне Твой свет, чтобы мне ходить к Твоему жертвеннику и славить Тебя, Боже. Не унывай, душа моя, но уповай на Господа ([[old:ps:042:01|XLII:1-5]])// Это состояние угнетенности духа, естественно вызываемое тяжелым положением псалмопевца, однако ж не переходило в отчаяние. Он находил в себе достаточно живой веры в Бога и успокаивал себя надеждой: //"уповай на Бога: ибо я буду еще славить Его, Спасителя моего и Бога моего"//. Он верит, что Бог не оставит своего праведника. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Вскую прискорбна еси, душе моя; и Вскую смущавши мя; уповай на Бога, яко исповемся ему, спасение лица моего и Бог мой** Глубокую скорбь испытывает душа псалмопевца в удалении от святилища Божия и под гнетом сей скорби тяжело страдает и невольно подвергается колебаниям, близким к отчаянию. Но вот над колебаниями уповающей души внезапно возвышается сильный верою дух его и взывает к ней, зачем она предается такому унынию (**Вскую прискорбна еси, душе моя**) и почему не надеется на Бога? **Вскую прискорбна еси, душе моя**; что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься скорбными чувствами и мыслями? **Уповай на Бога**, не думай, что Он отвратился и удалился от тебя: «близ Господь всем призывающим Его» [[old:ps:144:18|(Пс. 144:18)]]. И я призову Его и **исповемся Ему**, я поведаю Ему: **Ты спасение лица моего и Бог мой**. Изрекая в своем сердечном исповедании Богу такие слова: **Ты спасение лица моего и Бог мой**, псалмопевец выражает тем, что спасение его и избавление от тяжких скорбей недалеко от него, и что он готов претерпевать эти скорби до конца. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]