[<10>] ====== Толкования Пс. 42:1 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Псалом Давиду, не надписан у еврей** //Содержание:// И этот псалом одинакового с прежним содержания. Ст. 1, 3-4 **Суди ми Боже, и разсуди.** Снова приступают израильтяне, испрашивая себе спасения чрез Христа. Посему сказано: **посли свет Твой и истину Твою.** Ибо Христу надлежало ввести их **в гору Святую,** то есть на небо и в горние обители, которые именует **селениями,** и к мысленному **жертвеннику.** Ему надлежало **возвысить юность** их. Юностью же называет веселие, обновляющее душу их. Посему и обещается принести Ему исповедание **в гуслях**. Под гуслями же неоднократно учили мы разуметь тело. **//Толкование на Псалмы.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Псалом Давиду, не надписан у еврей. Суди ми Боже, и разсуди прю мою: от языка не преподобна, от человека неправедна и льстива избави мя** Псалом сей у евреев не надписан, как заключающий в себе одну и ту же мысль с псалмом предшествовавшим. Произнесшие сказанныя выше слова умоляют Бога разсудить их и Вавилонян, оказавших великую жестокость и зверское сердце; почему и называют Вавилонян //«языком непреподобным»//, а также и царя их //«человеком льстивым и неправедным».// Тоже показывает о нем и пророчество чуднаго Даниила. ===== Евфимий Зигабен ===== **Суди ми, Боже, и разсуди прю мою: от языка не преподобна, от человека неправедна и льстива избави мя** **Суди ми, Боже** Суди, если сочиняется с винительным, собственно означает—осуди, или обвини, как в этом месте: суди или обвини их, Боже! [[old:ps:005:11|(Пс. 5:11)]], если же—с дательным означает—будь судиею, как здесь имеет оно такое значение. **И разсуди прю мою от языка непреподобна** Рассуди, говорит, спор мой с народом, или суди суд мой, происходящий от народа непреподобного, иначе неправедного против Бога, каков человек непреподобный. Здесь непреподобным называет Вавилонян. **От человека неправедна и льстива избави мя** Избавь, говорит, меня, Господи, от человека неправедного, как беззаконного, и льстивого, как обманщика, лжеца и злейшего. На сие указывает и молитва трех отроков, в которой они говорят так: Ты предал нас царю неправедному и злейшему, нежели вся земля. Псалом этот иногда обвиняет Вавилонян во множественном числе, а иногда—в единственном, потому что они жили в злости и хитрости, как все в совокупности, так и каждый порознь. Впрочем, ты можешь разуметь под непреподобным народом и демонов; а под человеком неправедным и хитрым и диавола, как мы сказали прежде. Ибо диавол ничем не отличается от человека по страсти и сластолюбию, потому что и он любит красивые тела, как любит и плотской человек, и валяется в страстях, как валяется и страстный человек. Почему тот же //Кирилл// в доказательство сего приводит во свидетеля Исаию, называющего диавола человеком: египтянина, человека, а не Бога, назвали помогшим им [[old:is:31:01|(Ис. 31:1)]]. ===== Еп. Ириней (Орда) ===== Ст. 1-3 **Суди ми, Боже, и разсуди прю мою: от языка не преподобна, от человека неправедна и льстива избави мя. Зане Ты еси, Боже, крепость моя, вскую отринул мя еси? и вскую сетуя хожду, внегда оскорбляет враг? Посли свет Твой и истину Твою: та мя настависта, и введоста мя в гору святую Твою и в селения Твоя** Он просит Бога, крепость свою, рассудить тяжбу с его народом, неблагочестивым и вероломным, с нечестивым и коварным Авессаломом, Ахитофелом и т.д. (**от человека неправедна**); избавить его от бедствий, послать свет Своей милости, показать верность своим обетованиям (**и истину**) и таким образом возвратить его ко скинии. **Суди ми** – рассуди меня в мою пользу; псалмопевец чувствует себя невинно преследуемым, и поэтому, когда Бог будет судить его, право окажется на его стороне. **Язык непреподобный** – с евр. «неблагочестивый», народ без любви, без сострадания (нечестие возмутителей, восставших против Давида). **Свет** – Бог (по-видимому) отвратил свое лице, свет лица Его (благодати) не светит над псалмопевцем; отсюда его нынешняя тьма, его бедствия; если Бог снова пошлет свет, тогда он возвратится к скинии. **Истина** – верность обетованиям, по которой Бог должен восстановить право невинно преследуемого. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Суди ми, Боже, и разсуди прю мою: от языка не преподобна, от человека неправедна и льстива избави мя** //"Вступись в тяжбу мою с народом недобрым".// Писатель сознает свою невиновность перед преследователями и просит Бога о разбирательстве своего дела. "Народ недобрый" - все, восставшие на Давида и приверженцев его, т. е. сторонники Авессалома. "Под человеком лукавым" можно разуметь Авессалома, возбуждавшего народ ложными обвинениями на Давида. **//Толковая Библия.//** ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Псалом Давиду, не надписан у еврей ** Псалом сорок второй имеет такую надпись: **Псалом Давиду, не надписан у еврей**, т.е. псалом этот в еврейской Библии не имеет никакого надписания, а не имеет надписания псалом сей, конечно, потому, что он, как по содержанию, так и по образу выражения совершенно сходен с предшествующим ему [[old:ps:041:start|41-м]] псалмом и составляет продолжение его; или точнее – Пс. 42, в отношении к 41-му псалму, составляет третью, и последнюю, строфу одного целого псалма, заключающуюся теми же словами упования и преданности воле Божией (1 строфа [[old:ps:041:02|Пс. 41:2–6]]; 2 строфа [[old:ps:041:07|Пс.41:7–12]]; 3 строфа [[old:ps:042:start|Пс.42:1–5)]]. На этом основании составилось общее мнение отцов Церкви и ученых толковников, что оба эти псалма составляли в древности один псалом. **Суди ми, Боже, и разсуди прю мою: от языка непреподобна, от человека неправедна и льстива избави мя** Выражение от **языка непреподобна** значит: «от народа немилосердного, недоброго», под которым псалмопевец разумеет здесь народ израильский, предавшийся на сторону мятежников, составивших заговор против помазанника Божия и изгнавших его из Иерусалима. А под именем **человека неправедна и льстива** разумеет самих заговорщиков: Авессалома, Ахитофела и их ближайших сообщников. Выражая жалобу на этот недобрый народ и на этих нечестивых и коварных мятежников, Давид просит у Бога праведного суда на себя и на них. Он надеялся, что когда Бог станет судить его, правда окажется на его стороне, а потому и просит, чтобы Господь, испытавши его и рассмотревши справедливость дела его, произнес праведный приговор Свой, подал ему помощь против **языка непреподобнаго и человека неправедного** и коварного и **избавил** раба Своего от беззаконных людей, неправедно озлоблявших праведного. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]