[<10>] ====== Толкования Пс. 43:18 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Сия вся приидоша на ны, и не забыхом Тебе, и не неправдовахом в завете твоем** **Cия вся приидоша на ны, и не забыхом Тебе.** Сказали мы уже, что пророки приносят это моление от лица народа, себе усвояя бедствия, постигшие народ за грехи его. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Сия вся приидоша на ны, и не забыхом Тебе, и не неправдовахом в завете твоем** Другой (Симмах): //«и не изменили завету твоему»//. Мы, говорит, поступили не так, как другие. Другие и прежде бедствий падали, а мы и после бедствий остались непреклон­ными в душе. Это говорят они для того, чтобы внушить бла­гую надежду бывшим с ними. Даниил и три отрока говорили: //«согрешили мы, и поступили беззаконно»// [[old:dan:03:029|(Дан.3:29)]]; а они говорят: **«не нарушили завета Твоего»**, ободряя души соратников. Если, говорят, мы потерпели величайшие бедствия, если мы происходим от предков, получивших великие благодеяния, и если в несчастьях мы не отступили (от Бога), то у нас есть великая надежда на спасение. Таким образом, – что говорил я в начале, то скажу и теперь, – под видом молитвы они ободряют души братий и как бы говорят им: почему вы отчаиваетесь в спасении? Мы имеем Бога защитником нашим; если в чем-нибудь мы и согрешили, то получили достаточное наказание; в искушениях мы стояли мужественно; нами предводительствует Тот, Кто постоянно печется даже о грешниках; поэтому без сомнения нам должно ожидать доброго конца. Что же значит: **«не нарушили завета Твоего»**? Значит: не поступали неправо каса­тельно того, что нам вверено, но соблюдали в точности. Под­линно, величайшая неправда – нарушать закон, который мстит за нас, который не попускает терпеть нам обиды от ближ­них и препятствует беззаконию, – быть неблагодарным к Тому, Кто доставляет столько благ. **//Беседы на псалмы. На псалом 43.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== Ст. 18-20 **Сия вся приидоша на ны, и не забыхом Тебе, и не неправдовахом в завете Твоем, и не отступи вспять сердце наше: и уклонил еси стези нашя от пути Твоего, яко смирил еси нас на месте озлобления, и прикры ны сень смертная** **Сия вся приидоша на ны, и не забыхом Тебе, и не неправдовахом в завете Твоем. И не отступи вспять сердце наше**. Погруженные во столько бедствий, не забыли мы Твоих заповедей, не осмелились нарушить закона Твоего, и не отступили от прежних правил жизни. **«И уклонил еси стези наша от пути Твоего». «Яко смирил еси нас на месте озлобления, и прикры ны сень смертная».** Слова: //«уклонил еси стези наша от пути Твоего»//, //Симмах// перевел так «не отклонено направлявшее нас от пути Твоего». Чтобы объяснить мысль заключающуюся в сих словах по переводу семидесяти, примем такое разумение: ввергнул Ты нас во многия всякаго рода скорби, которых достаточно было, чтобы совратить нас с пути Твоего; предал же нас в рабство людям злочестивым, которые обходятся с нами жестоко и налагают на нас смертоносныя наказания. Ибо смертною сению Пророк назвал опасности, доводящия до смерти. ===== Евфимий Зигабен ===== **Сия вся придоша на ны, и не забыхом Тебе, и не неправдовахом в завете Твоем** Во всех, говорит, сих несчастиях, мы находимся; но, не смотря на сие, мы не забыли Тебя, Господи, и не называли Богом, никого, кроме Тебя и не преступили закона Твоего; ибо кто преступаешь закон, тот и несправедлив против закона. И Златоуст: Величайшая неправда—преступать закон, защищающей и непозволяющий, чтобы ближние обижали ближнего и запрещающий зло, быть неблагодарным, против доставляющего столько благ. ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Сия вся приидоша на ны, и не забыхом Тебе, и не неправдовахом в завете Твоем** Вследствие такого печального положения можно было прийти к мысли, что израильтяне согрешили отпадением в идолослужение, нарушением завета; но не так на самом деле: они торжественно пред Богом могут заявить свою невинность. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 18–19 **Сия вся приидоша на ны, и не забыхом Тебе, и не неправдовахом в завете Твоем, и не отступи вспять сердце наше, и уклонил еси стези нашя от пути Твоего** **Вся сия**: и избиение, и разграбление нас врагами нашими, и пленение, и обращение многих из нас в рабство, и издевательство и насмешки, и всякого рода обиды и оскорбления, **приидоша на ны**, все сие постигло нас, и за что же? Может быть, за то, что мы забыли Бога своего или не пребыли верны завету Его? Но нет, мы **не забыхом Тебе, Господи**, – говорит псалмопевец, и **не неправдовахом**, т.е. не сделали неправды против завета, установленного Тобою на горе Синай, не нарушили Закона Твоего, и **не отступили **мы** сердцем нашим** от Закона Твоего, и не оставили Тебя: по-прежнему и среди несчастий продолжили любить Твои заповеди, хотя Ты **уклонил стези наши от пути Твоего** (по греч. пер.), т.е. «ввергнул Ты нас во многие всякого рода скорби, которых достаточно было, чтобы совратить нас с пути Твоего» (блж. Феодорит) [6, с. 203]. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]