[<10>] ====== Толкования Пс. 43:26 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Смирися в персть душа наша. Прилпе земли утроба наша** Говорят так, потому что не дозволено им мудрствовать, еже о Христе, и оттого впали они в мудрование плотское. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Яко смирися в персть душа наша, прильпе земли утроба наша** Сказав: //«забываешь нищету нашу»//, т.е. огорчение, говорят потом, в чем состоит их огорчение. Смысл этих слов следующий: мы погибли, мы погребены, положение наше нисколько не лучше положения мерт­вых. По справедливости можно сказать и о тех, которые при­вязаны душою к настоящему, что они также **«унижены до праха»**, и о тех, которые преданы чревоугодию, – что **«утроба наша прилипла к земле»**. Действительно, кто предан земной любви, прилепился к праху, и бестелесную силу, находящуюся в нем, поработил пеплу, о том справедливо можно сказать, что он находится в таком положении. В самом деле, что иное телесная кра­сота, как не земля и прах, или даже еще хуже того? Если не веришь, то загляни в человеческие гробы, и увидишь там прах и пепел. Когда лицо лишается настоящей жизни, тогда оно и оказывается тем, что есть, и даже еще прежде смерти. Когда настанет старость, когда поразит болезнь, и тогда мо­жешь видеть тоже явление, потому что это – прах. Но Бог, как мудрый художник, и из ничтожного вещества создал превосходную красоту, не для того, чтобы ты предавался прелю­бодеянию, но чтобы показать тебе свою премудрость. Поэтому не оскорбляй Художника и дело премудрости Его не обращай в предмет распутства и прелюбодеяния. Удивляйся красоте, но столько, чтобы прославлять Художника, а далее не простирайся, чтобы не возбуждать своей страсти. Прекрасно – создание: по­этому тебе должно покланяться Создателю, а не оскорблять Его. **//Беседы на псалмы. На псалом 43.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Яко смирися в персть душа наша, прильпе земли утроба наша** До самой земли согбены мы, так что утроба наша касается почти земли. А сим Пророк означает великое уничижение Иудеев и могущество врагов. ===== Евфимий Зигабен ===== **Яко смирися в персть душа наша, прилепе земли утроба наша** Душа, говорит, наша, то есть мы, названные так пространнее, пали в прах, и чрево наше прилепилось к земли, потому что мы, как рабы и пленники, спим на земле и что поникли всегда к земли от тяжести скорбей. В высшем смысле смиряется в прах и в землю тот, кто прилепился к земному и кто, как говорит Божественный Златоуст, сквернится любодействами и плотским сладострастием. Слова //Оригена//: Посему мы просим прощения немощи нашей, что душа наша смирилась в прах. Или, поелику мы чрез страсти оземленились, то посему мы сделались пресмыкающимися по земле; сверх того и чрево наше прилепилось к земле, потому что мы ничем небесным не питаемся, но на подобие змея пожираем землю, где чрево означает душевную память, в которой слагаются все уроки (в изд. Своде). ===== Блж. Августин ===== **Яко смирися в персть душа наша, прильпе земли утроба наша** См. Толкование на [[new:otkr:10:09?&#blazh_avgustin|Откр. 10:9]] ===== Лопухин А.П. ===== **Яко смирися в персть душа наша, прильпе земли утроба наша** //"Душа наша унижена до праха, утроба наша прильнула к земле"// - мы пригнуты к земле, подавлены скорбью и пережитым бедствием. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Яко смирися в персть душа наша, прильпе земли утроба наша** См. Толкование на [[old:ps:043:24#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 43:24]] [<10>]