[<10>] ====== Толкования Пс. 44:4 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Препояши меч твой по бедре Твоей, Сильне** На ратоборство за нас восставляет Единородного. Потом, поелику дал Ему воинственный вид, сказав о мече, упоминает и о бедре. Как Бог, не совне носить Он меч. Он силен, т. е. Господь сил, и это принадлежит Ему по естеству. Он и красен для познавших пришествие Его и способных постигать премирную красоту. Носит же меч на бедре в угрожение неверующим и полчищам сопротивных. О неверующих говорит псалом: //аще не обратитеся, оружие свое очистит// ([[old:ps:007:13|Пс. 7,13]]). **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Василий Великий ===== Ст. 4-5 **Препояши мечь твой по бедре твоей, сильне, красотою твоею и добротою твоею: и наляцы, и успевай, и царствуй истины ради и кротости и правды: и наставит тя дивно десница твоя** Думаем, что сие в переносном смысле относится к живому Слову Божию, чтобы Оно соединилось с плотью, к Слову, Которое //«действенно и острейше паче всякаго меча обоюду остра, и проходящее даже до разделения души же и духа, членов же и мозгов, и судительно помышлением и мыслем сердечным»// [[new:evr:04:12|(Евр. 4, 12)]]. Ибо бедро есть символ родотворной силы. Сказано: сии души, //«яже изыдоша из чресл»// Иакова (ср.: [[old:gen:46:26|Быт. 46, 26]]). Посему Господь наш Иисус Христос, как есть жизнь, путь, хлеб, виноградная лоза, истинный свет и именуется другими многими именами, так есть и меч, который отсекает страстную часть души и убивает похотливые движения. Потом, поскольку Бог Слово имел вступить в соединение с немощью плоти, то весьма кстати присовокуплено: **«Сильне»**. Ибо это – величайшее доказательство силы, что Бог возмог быть в человеческом естестве. Силу Слова Бога не только доказывает создание неба, земли, моря, воздуха, произведение величайших стихий, и все, что ни представим премирного и преисподнего, сколько домостроительство вочеловечивания и снисхождение к уничиженному и немощному человечеству. **«Красотою Твоею и добротою Твоею»**. Красота отлична от доброты. Красивым называется, что в свое время пришло в полную свою зрелость. Так, прекрасна пшеница, когда поспела для жатвы. Прекрасен плод виноградный, когда он с течением годовых времен, переварив в себе соки, достиг совершенства и стал годен к наслаждению. А доброта есть стройность в сложении членов, производящая собою привлекательность. **«Препояши меч Твой по бедре Твоей, Сильне, красотою Твоею»**, то есть при исполнении времен, **«и добротою Твоею»**, то есть созерцаемым и умопредставляемым Божеством. Ибо Оно действительно есть **«доброта»**, превышающая все разумение человеческое и все силы человеческие и созерцаемая одним умом. Познали **«доброту»** Его ученики Его, которым Он наедине разрешал притчи. Видели **«доброту»** Его Петр и сыны громовы на горе, видели **«доброту»**, которая была светлее светлости солнечной, и удостоились узреть очами предначатие славного Его пришествия. **«И наляцы, и успевай, и царствуй»**. То есть, начав попечение свое о человеках воплощением, соделай сие попечение усильным, непрерывным и неослабным. Это проложит путь и доставит успех проповеди и всех покорит Твоему Царству. Да не удивляет же нас, что говорится повелительно: **«успевай»**, по обыкновению Писания, которое всегда так выражает желания. //«Да будет воля Твоя»//, вместо «буди». //«Да приидет царствие Твое»//, вместо «прииди». **«Истины ради и кротости, и правды: и наставит Тя дивно десница Твоя»**. Опять слово употребляет подобный прежнему оборот речи, будто бы это, то есть успевать и царствовать, Господь приемлет в награду за истину и кротость и правду. Должно же разуметь сие так: поскольку у людей все превращено ложью, то чтобы посеять истину, царствуй над человеками, над которыми царствует грех, ибо Ты – Истина. **«Кротости ради»** – чтобы Твоим примером все были приведены к справедливости и благости. Посему-то Господь сказал: //«Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем»// [[new:mf:11:29|(Мф. 11, 29)]]. Доказательство же кротости представил в Своих делах: укоряемый – молчал, ударяемый – терпел. **«И наставит Тя дивно десница Твоя»**; не столп облачный, не огненное озарение, но собственная десница Твоя будет Твоим путеводством. **//Беседы на псалмы. Беседа на сорок четвертый псалом.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 4-6 **Препояши мечь твой по бедре твоей, сильне, красотою твоею и добротою твоею: и наляцы, и успевай, и царствуй истины ради и кротости и правды: и наставит тя дивно десница твоя. Стрелы твоя изощрены, сильне: людие под тобою падут в сердцы враг царевых** Другой переводчик (неизвестный переводчик, см. Ориг. Экз.) говорит: //«опояши саблю твою по бедру»//; третий (неизвестный, см. Ориг. Экз.): //«надень как саблю твою по бедру»//. **«Красотою Твоею и добротою Твоею»**. Другой (неизвестный. см. Ориг. Экз.): //«хвалу твою и достоинство твое»//. Третий (неизвестный, см. Ориг. Экз.): //«славою твоею и благолепием твоим»//. Что значит такой переход и такая перемена речи? Говоря об учителе, – а таков смысл слов: //«излилась благодать из уст Твоих»//, – пророк внезапно изображает нам вооруженного Царя, и притом не в виде пророчества, но в виде просьбы. Он не сказал: препояшется мечом своим; но просит и говорит: **«препояшься мечем Твоим»**. По­том к этому вооружению присовокупляет красоту, представляя Его то вооруженным, то прекрасным: **«красотою**, говорит, **твоею и добротою твоею»**; а далее – стрелком: **«стрелы**, говорит, **Твои изощрены, Сильный»**; и опять – победоносным и торжествую­щим: **«народы**, говорит, **пред Тобою падут, – они в сердце врагов Царя»**; наконец, этого самого воина, царя, стрелка, победителя, представляет намащенным благовониями: //«смирна//, говорит, //и алой и кассия – от одежд Твоих»// [[old:ps:044:09|(Пс.44:9)]]. Что общего между оружием и благовониями, между ме­чом и намащением, между ратоборством и учением, между луком и украшением? Последние – знаки мира, а первые – войны и сражения. Кто же этот мирный и вместе воинственный, источающий благовония и вместе облекшийся в оружие, исходя­щий из великолепных чертогов и вместе истребляющий ты­сячи врагов и производящий такие поражения? Как мы разре­шим это недоумение? Если верно узнаем, что и об Отце Его говорится то же. Так и Отца пророк в другом месте представляет вооруженным, когда говорит: //«если не обратитесь, то Он оружие Свое изощрит, лук Свой Он натянул и приготовил его»// [[old:ps:007:13|(Пс.7:13)]]. И еще в другом месте го­ворится: //«облечется в броню – в правду»// [[old:prs:05:18|(Прем.5:18)]]. Видишь одинаковую их власть. Как там говорится: //«то Он оружие Свое изощрит»//, не по чьему-либо повелению, но Сам Собою, так и здесь: **«стрелы Твои изощрены, Сильный, народы пред Тобою падут, – они в сердце врагов Царя»**. Потом, желая выразить, что Господь совершает все собственной силою, пророк говорит: **«и поведет Тебя дивно десница Твоя»**. Ты не от кого-нибудь другого, говорит, по­лучаешь силу, но Сам в Себе довольно имеешь ее. И сам Бог мира, послушай, что говорит ученикам: //«не мир пришел Я принести, но меч»// [[new:mf:10:34|(Мф.10:34)]], и еще: //«огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся»// [[new:lk:12:49|(Лк.12:49)]]. А пророк говорит и о том, как он придет: //«сойдет, как дождь на руно и как капля, падающая на землю»// [[old:ps:071:06|(Пс.71:6)]]. Приведенные выражения означают действия Божии. Так и здесь, когда ты слышишь: **«препояшься мечем Твоим по бедру Твоему, Сильный»**, то знай, что этим означается Его действие, равно как и сло­вами: //«лук»// и **«стрелы»**. Как, приписывая Богу гнев, Писание не страсть усвояет Ему, но означает этим выражением наказую­щее действие Его и имеет в виду тронуть людей грубых, так и приписывая Ему оружие, оно выражает то же. Так как мы наказываемся не сами собою, но посредством других орудий, то пророк, желая показать наказующую силу Божию, выражает ее знакомыми нам названиями, не для того, чтобы мы представ­ляли у Бога оружие, а чтобы ощутительнее уразумели Его на­казание. Cмотри, как в самых чувственных выражениях пророк внушает, что Бог ни в чем не имеет нужды. Он не прежде упомянул об оружии, как назвав Его **«Сильным»**; и исчислив оружие, всю победу приписал Его деснице, т.е. Его существу и Его могуществу. И другой про­рок, выражая то же, сказал: //«владычество на раменах Его»// [[old:is:09:06|(Ис.9:6)]], – сказал не для того, чтобы ты представлял в Боге рамо, – да не будет, – но чтобы знал, что Бог не нуж­дается в содействии других. **«Препояшься мечем Твоим по бедру Твоему, Сильный, красотою Твоею и добротою Твоею».** О чем гово­рит здесь пророк? Этими чувственными выражениями он означает силу Христа, которою Он восстановил вселенную, которою Он окончил войну и поставил трофей. Подлинно, была война жестокая, жесточе всех других войн, – не про­тив враждебных варваров, но против бесов, нападающих на нас и развращающих всю вселенную. Потому и Исаия сказал: //«между великими, и с сильными будет делить добычу»// [[old:is:53:12|(Ис.53:12)]]; и еще: //«Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим..., проповедывать пленным освобождение»// [[old:is:61:01|(Ис.61:1)]]. Потому Павел везде в надписании посланий говорит: //«благодать вам и мир от Бога Отца нашего»// [[new:rim:01:07|(Рим.1:7)]]; и еще: //«Он есть мир наш, соделавший из обоих одно»// [[new:ef:02:14|(Еф.2:14)]]. А чтобы ты, слыша слова: **«препояшься мечем Твоим»**, не разумел меча чувственного, то выслушай следующее. Сказав: **«препояшься мечем Твоим»**, пророк присовоку­пил: **«красотою твоею и добротою твоею»**, т.е. меч Его – красота Его, доброта Его, слава, достоинство, величие, великолепие. Боже­ственное Существо ни в чем не имеет нужды для исполне­ния своих предначертаний; Оно – вседовольно. Таким образом, пророк призывает Его выйти на брань за вселенную. Далее от выражений высоких опять нисходит к чувственным. После слов: **«меч»** и** «бедро»**, упомянув о **«красоте»**, он опять пере­ходит к чувственным выражениям и говорит: **«и напрягись, и поспеши, и царствуй»**. Словом: **«напрягись»** он указывает нам на лук и стрелу; а потом, опять желая показать, что для Него не нужно оружие, присовокупляет: **«и поспеши, и царствуй»**. Дру­гой переводчик (неизвестный переводчик, см. Ориг. Экз.) говорит: //«преуспевай»//. Царство же разумеется здесь то, которое Он, пришедши, устроил в по­следние времена, – царство общения и ведения. Сказанные слова выражают сильное желание пророка, уже созерцающего деяния (Христа) и вселенную, руководимую Им к истине. Поэтому он и употребил эти выражения в повелительном наклонении. Такие выражения обыкновенно упо­требляют и низшие из пламенной любви к высшим. **«Ради истины и кротости и правды»**. Приводит имя **«истины»**. Видишь ли, как Писание объясняет само себя и показывает, что эта по­беда – умосозерцаемая и духовная? Упомянув об оружии, мече и луке, для чего пророк говорит здесь о кротости? Какая связь между кротостью и войною, смирением и сражением? Ве­ликая, если рассмотреть внимательно. Так и Давид и Моисей были мужи кроткие. О первом Писание говорит: //«помяни, Господи, Давида и всю кротость его»// [[old:ps:131:01|(Пс.131:1)]], также и о Моисее: //«Моисей же был человек кротчайший из всех людей на земле»// [[old:chis:12:03|(Чис.12:3)]]. И, однако, эти мужи, кротчайшие из всех, были стро­жайшими из всех. Впрочем, если желаете, скажем наперед об их кротости. Блаженный Давид, неоднократно улавливая Саула и имея возможность умертвить его, не наложил на него руки; когда и другие советовали ему умертвить, он пощадил Саула и укротил свой гнев. Также, когда Семей столько оскорблял его и смеялся над его тогдашним несчастьем, и когда военачальники хотели догнать и убить дерзкого оскорби­теля, то какие произносит он слова, исполненные всякой му­дрости [[old:2ts:16:09|(2Цар.16:9–10)]]! Равно и об отцегонителе и бесстыдном юноше как он просит своих военачальников: //«сберегите//, говорит, //мне отрока Авессалома»// [[old:2ts:18:05|(2Цар.18:5)]]! И в на­чале, когда он разговаривал с братьями своими, негодовав­шими и завидовавшими будущей его победе, представь, как он кротко отвечает: //«не слова ли это»// [[old:1ts:17:29|(1Цар.17:29)]]! А Мои­сей? Послушай, что говорит он о тех, которые бросали в него камнями и хотели умертвить его, если бы могли: //«прости им грех их, а если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал»// [[old:ish:32:32|(Исх.32:32)]]. Так же, когда другие возбуж­дали в нем ревность и хотели раздражить его, он произно­сит следующие любомудрые слова: //«если бы все в народе Господнем были пророками, когда бы Господь послал Духа Своего на них»// [[old:chis:11:29|(Чис.11:29)]]? Также за сестру свою, по­рицавшую его, какую он возносит молитву [[old:chis:12:13|(Чис.12:13)]]! И во многих других случаях можно видеть кротость его; когда, например, возбранено было ему войти в землю (обетованную), в Палестину, он со всею кротостью беседует с иудеями. И, однако, этот кроткий муж нашел справедливым, чтобы Да­фан, Авирон и Корей, восставшие против священства, были поглощены землею, а другие, принесшие чуждый огонь, были сож­жены. И кроткий Давид поразил Голиафа, прогнал войско и одержал победу. Вообще кроткому свойственно – прощать обиды, нанесенные ему, и мстить за обиды, нанесенные другим. Так поступал и Христос. Он на кресте говорил: //«Отче! прости им, ибо не знают, что делают»// [[new:lk:23:34|(Лк.23:34)]], и, оплакивая Иерусалим, говорил: //«сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст»// [[new:mf:23:37|(Мф.23:37, 38)]]; будучи заушаем, Сам не заушал, но и оправдывался пред заушающим; будучи называем беснующимся, изгонял бесов; будучи называем обманщиком и нечестивцем, руководил лю­дей в царство (небесное). И ученикам Своим Он запове­дал всегда переносить мучения, преследования, гонения, и зани­мать низшее место: //«а кто хочет//, говорил Он, //между вами быть большим, да будет вам слугою»// [[new:mf:20:26|(Мф.20:26)]], и в пример приводил самого себя: //«так как//, говорил, //Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих»// [[new:mf:20:28|(Мф.20:28)]]. Если же Он изгонял бесов, поражал диавола и истреблял заблуждения, то и это есть до­казательство особенной кротости, – чтобы всякое зло истреблять, а одержимых им освобождать от него, враждующих бесов поражать, а страждущих от них избавлять от бедствий. Что же значит: **«ради истины и кротости и правды»**? Сказав о войне, сказав о приготовлении к борьбе, показав вооружен­ного Воителя, пророк говорит теперь о доблестных делах Его царствования, показывает род трофея, объясняет свойство победы. Другие цари – люди – все ведут войну или за города, или за деньги, или по вражде, или по тщеславию; а Он не по чему-нибудь подобному, но **«ради истины»**, чтобы насадить ее на земле, – **«ради... кротости»**, чтобы сделать кроткими людей, которые свирепее диких зверей, – **«ради... правды»**, чтобы страждущих под игом беззакония сделать праведными, сначала по благо­дати, а потом и за добрые дела их. **«И поведет Тебя дивно десница Твоя»**. Другой переводчик (Акила) говорит: //«и просветит тебя на страшное десница твоя»//. Третий (Симмах): //«и покажет тебе страшное десница твоя»//. Видишь ли, как пророк опять открывает достоинство Совершающего все это? Выше он, сказав об оружии и мече, перешел к красоте и воззвал слушателя к невещественным понятиям; потом, нисшедши к чувственным выражениям, к луку и стрелам, мало-помалу опять возвел слушателя, сказав о причинах борьбы: истине, кротости и правде; а те­перь он изображает и сам образ победы. Какой же именно? **«И поведет Тебя дивно»**, говорит, **«десница твоя»**. Смысл слов его следующий: это Существо сильно само собою; сила Его сама по себе достаточна как для того, чтобы видеть все нужное к исполнению, так и для того, чтобы привести все это к окончанию. Хорошо выразился и другой переводчик: //«покажет страш­ное десница твоя»//. Действительно, дела Его весьма страшны и ужасны: разрушена смерть, расторгнут ад, отверст рай, открыто небо, обузданы бесы, соединилось горнее с дольним, Бог сделался человеком, человек восшел на царский (небесный) престол, оживилась надежда воскресения, чаяние бессмертия, вкушение неизреченных благ и все прочее, что совершилось Его пришествием. Потому другой переводчик и говорит: //«на­ставит тебя на страшное десница твоя»//, выражая, что это Суще­ство сильно само собою, что сила Его достаточна и для состав­ления и для исполнения предначертаний. А семьдесят толковни­ков сказали: //«наставит тебя дивно десница твоя»//, т.е. не только дела Его достойны удивления, но и то, как чудно они совершены. Смертью попрана смерть; клятвою разрушена клятва и подано благословение; чрез вкушение мы изгнаны прежде из рая, чрез вкушение опять введены в рай; дева изгнала нас из рая, чрез деву мы обрели вечную жизнь; чем осуждены, тем и увенчаны. Созерцая все это, пророк и говорит: **«поведет Тебя дивно десница Твоя»**. Нужно ли для Него оружие? Нужен ли меч, лук и стрелы? Видишь ли, как это Существо сильно само собою? Но смотри, как пророк опять, подобно искусному ху­дожнику, нисходит от высоких выражений к чувственным. **«Стрелы Твои изощрены, Сильный, народы пред Тобою падут, – они в сердце врагов Царя»**. Другой переводчик (Акила и Симмах) говорит: //«в сердце враги царевы»//. Упомянув о стрелах, смотри, как он опять прибавляет слово: **«Сильный»**, дабы ты знал, что Христос не имеет нужды в стрелах, а силен Сам собою. Порядок мыслей такой: **«Стрелы Твои изощрены, Сильный..., в сердце врагов Царя»**. А слова: **«народы пред Тобою падут»** поставлены в средине. Здесь, мне кажется, двоякий смысл: или пророк говорит о пленении иудеев, покорении и разрушении их города, или в переносном смысле называет стрелами силу слова (евангельского). Подлинно, быстрее стрелы это слово прошло по всей вселенной и косну­лось сердца прежних врагов Царя, не для того, чтобы умерт­вить их, но чтобы привлечь их к себе, как случилось и с Павлом. Не погрешит, кто назовет стрелою то слово, которое, сшедши с неба, коснулось сердца прежнего врага и сделало его другом. **«Народы пред Тобою падут»**. Видишь ли успех войны, примирение бывших прежде противниками, научение их, огла­шение? Это падение и подпадение под власть Его служит для всех основанием и источником возвышения, потому что Он покорил их Себе, освободив от гордости, тщеславия и бесов­ского заблуждения. Другой пророк представляет Его обагрен­ным кровью и говорит: //«Кто это идет от Едома, в червленых ризах от Восора»// [[old:is:63:01|(Ис.63:1)]]? Здесь не говорится об оружии, луке и стрелах, а об одежде, – выражение также чувственное, но менее чувственно, нежели у Псалмопевца; и здесь также, при самой чувственности выражений, пророк возводит мысль к предметам бестелесным. На вопрос //«Отчего же одеяние Твое красно..., он отвечает: Я топтал точило один»// [[old:is:63:02|(Ис.63:2–3)]], выражая легкость победы и то, что Он не имел никого Своим помощ­ником, что Он силен сам по себе. Как там сказано: **«поведет Тебя дивно десница Твоя»**, так и здесь: //«Я топтал точило один»//. Как легко для виноделателя выжимать ногами ви­ноград, так легко и для Бога совершать, что хочет, или даже не так, а гораздо легче. **//Беседы на псалмы. На псалом 44.//** ---- Здесь Царь Христос представляется как бы вооруженным воином, возлагающим на Себя некоторые доспехи тленного тела, и именно — тленного. Конечно, не одинаково с людьми Он вооружается, а как — слушай. Когда мы, люди, вооружаемся, то делаем это для защиты слабого от сильного; Бог же, будучи Сам могучим, крепким и силь­ным, воспринимает бренное и слабое тело не в унижение Себе, но чтобы в его слабости обнаружить Свое безграничное могущество. Так именно Он отвечал на просьбу Павла: //довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи// [[new:2kor:12:09|(2Кор.12:9)]]. И блаженный апостол, прекрасно уразумев сказанное ему, в одном месте послания к Коринфянам в свою очередь говорит: //немощное Божие сильнее человеков// [[new:1kor:01:25|(1Кор.1:25)]]. **//Изъяснение, что образ, состоявший в подобии Божием, первый человек утратил преслушанием.//** ===== Прп. Антоний Великий ===== **Препояши меч Твой по бедре Твоей, сильне** Дети мои, кто хочет иметь крепость в борьбе с чувственными желаниями, рождающимися от излишней пищи и пития, тот должен вооружаться словом Божиим, дабы препоясать чресла свои чистотою. **Препояши меч твой по бедре твоей, сильне**, сказано в псалме. Сии слова показывают, что слово Божие, которым приобретается чистота, есть //двулезвенный меч//, как говорит апостол (см.: [[new:evr:04:12|Евр. 4, 12]]). Сей меч, без сомнения, может отсечь от души человеческой все нечистые желания. //**Письма к монахам.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Препояши меч Твой по бедре Твоей, сильне** В еврейском: «Опояшься мечом Твоим по бедру Своему, Сильный; славою Своею и красотою Своею». Думаю, что ты превосходно понимаешь это место, ты, опоясанная бранным мечом Христовым. Ты знаешь, что девство всегда владеет мечом целомудрия, которым оно умерщвляет дела плоти и побеждает похоти. И языческая религия представляла дев-богинь вооруженными. Опоясал и Петр чресла свои и имел горящий светильник в руках своих. А что бедром означаются отношения брачные, ты узнаешь коротко из следующих примеров. Авраам, посылая взять жену сыну своему Исааку, говорит старейшему дома своего: //Положи руку твою под стегно мое, и клянись мне Господом, Богом неба и Богом земли// [[old:gen:24:02|(Быт. 24:2-]][[old:gen:24:03|3)]], — без сомнения, Тем (Богом), Который имел родиться от его семени. Иаков после борьбы с человеком, явившимся ему у потока Иавок, по выходе из Месопотамии и при вступлении в землю обетованную получил имя Израиля не прежде, как иссохла жила стегна его (см.: [[old:gen:32:28|(Быт. 32:28-]][[old:gen:32:32|32)]]. И сыну сказал он: //Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его// [[old:gen:49:10|(Быт. 49:10)]]. И еще когда готовился он умереть, заклинал Иосифа стегном своим не погребать его в Египте [[old:gen:47:29|(Быт. 47:29)]]. В Книге Судей также читаем: //У Гедеона было семьдесят сыновей, происшедших от чресл его// [[old:sud:08:30|(Суд. 8:30)]]. В Песни Песней говорится: //Вот одр его — Соломона: шестьдесят сильных вокруг него, из сильных Израилевых. Все они держат по мечу, опытны в бою; у каждого меч при бедре его ради страха ночного// [[old:pp:03:07|(Песн. 3:7-]][[old:pp:03:08|8)]]. Итак, умерщвляющий дела плоти славой и красотой своей или величием и красотой Божества Своего и рожденный от Девы, Он был для будущих дев Начальником девства. //**К Принципии. Объяснение 44-го псалма.**// ===== Блж. Феодорит Кирский ===== Ст. 4-5 **Препояши мечь Твой по бедре Твоей, Сильне. Красотою Твоею и добротою Твоею: и наляцы, и успевай, и царствуй** Описав красоту и премудрость, Пророк показывает силу и оружие, которым Христос сокрушил противников, и открывает нечто всего более для нас удивительное. Ибо самую красоту Его называет и оружием и силою. //«Препояши»//, говорит, //«мечь Твой по бедре Твоей, Сильне. Красотою Твоею и добротою Твоею».// И сказав: //«и наляцы, и успевай, и царствуй»//, – немедленно присовокупил: //«истины ради, и кротости, и правды»//, – ясно показывая тем, что истина, кротость и правда суть красота Его, и сила, и оружие, и победа. И сам Господь, как можем слышать, говорит: //«научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашим»// ([[new:mf:11:29|Мф.11:29]]); и еще: //«Аз есмь путь и истина и живот»// ([[new:in:14:06|Ин.14:6]]), и Божественному Иоанну: //«остави ныне: тако бо подобает нам исполнити всяку правду»// ([[new:mf:03:15|Мф.3:15]]). И сим-то ниспроверг Он мучительство губителя, сокрушил смерть, и верующим даровал спасение. ===== Евфимий Зигабен ===== **Препояши меч твой по бедре Твоей, Сильне** Назвав Господа выше прекрасным, предобрым и облагодатствованным в словах, царе-пророк теперь представляет Его и воином. Те совершенства, то есть, красота и благодать в словах, сказаны в значении безгрешности и учительства Его; а сии—военные вооружения суть знаки брани Его с диаволом. Ибо сими словами Давид призывает Христа на брань с диаволом, дабы, одержав победу над ним, освободил нас порабощенных жестокому владычеству его. Давид вооружает Христа по законам человеческим, чтобы показать Его всем страшным, так как воины к пояснице, или около бедра привязывают меч. Краткая мысль в этом слове следующая: Вооружись, Христе, и срази мучителя диавола. А оружия Христовы, по словам //Златоуста//, есть наказывающая сила, употребляемая против врагов Его. Назвал Его— сильным—по Божеству, соединенному в одном лице с человечеством. Слова //Великого Василия//: Бедро есть выражение силы рождения. Итак, Христос называется как жизнью и путем и другими бесчисленными именами, так и мечем, посекающим страстное душевное бедро и умерщвляющим движения похоти. Далее, поелику Бог—Слово имел соединиться с немощью плоти, прилагается название Его—сильным. Ибо то, что Бог возмог соединиться с человеческим естеством, есть величайшее доказательство силы. Не столько открывает силу Бога Слова составление неба и земли, или если представить что либо находящееся выше мирa, или под землею, сколько строение вочеловечения Его, и снисхождение до смирения и немощи человечества. А //Исихий// мечем называет крест. Ибо действием его, как мечем, Он истребил двух врагов—диавола и смерть. А бедром называет плоть, как частью—целое. Итак, он просит сильного красотою и добротою, то есть, Божеством и человечеством препоясаться в отношении к плоти крестом, чтобы одним восприять на себя страдания за нас, а другим как бесстрастный мог победить страдания. Или под красотою и добротою можем понимать человеколюбие. Ибо ничто столько не составляет благолепия в Боге, как спасение своего создания (в изд. Своде). ===== Еп. Ириней (Орда) ===== Ст. 4-5 **Препояши мечь Твой по бедре Твоей, сильне, красотою Твоею и добротою Твоею: и наляцы, и успевай, и царствуй истины ради и кротости и правды: и наставит тя дивно десница Твоя** От Мессии иудеи ожидали, что Он явится могущественным героем (ср. [[old:ps:109:start|Пс. 109]] и д.), ниспровергнет все враждебные противоположности в мире (язычников), оснует царство всеобщего мира и невозмутимой правды. Наш псалмист также созерцает Мессию, как Героя героев (**сильне**), и торжественно побуждает Его выступить на борьбу против антимессианских сил; побуждает Его далее победить эти силы в торжественном Своем геройском шествии и таким образом показать (**царствуй**) Себя Царем (царей), исполнить обетования (**ради истины**), доставить угнетенному право (**ради кротости**) и правде победу; в сопровождении величественных чудес (**дивно**) всемогущая Его десница совершит это геройское дело, Он подчинит Себе все враждебные силы. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 4-6 **Препояши мечь твой по бедре твоей, сильне, красотою твоею и добротою твоею: и наляцы, и успевай, и царствуй истины ради и кротости и правды: и наставит тя дивно десница твоя. Стрелы твоя изощрены, сильне: людие под тобою падут в сердцы враг царевых** Писатель псалма приглашает царя опоясаться мечом для борьбы с врагами. Но этот меч должен состоять из Его славы и красоты, а потому и врагами являются не люди, не враги в общественно-политическом смысле, а враги духовные - ложь, злоба, ненависть, неправосудие и т. д. Для уничтожения этих врагов царь должен напрягать свои силы (//"поспеши"//) и совершить дивные дела. Известно, что в судебных делах, где бессильны были разобраться опытные судьи, Соломон делал приговоры, поражавшие всех своей очевидной правотой и необыкновенной находчивостью. Но кроме этой духовной силы Соломон обладал и хорошо организованной и опытной в боях армией, унаследованной от Давида, которая всегда готова была защитить царя и уничтожить его врагов. Известно, что Соломон держал ее на границах своего государства для обеспечения от нападений. Эту мысль о военной силе Соломона в словах текста 6 ст. можно передать так: Твои, Сильный, острые стрелы - в сердца врагов (т. е. проникнут), и люди пред Тобою падут (т. е. враги не устоят против твоих войск). ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 4–5 **Препояши мечь Твой по бедре Твоей, Сильне, красотою Твоею и добротою Твоею: и наляцы, и успевай, и царствуй истины ради и кротости и правды: и наставит Тя дивно десница Твоя** **Мечь** значит воинское оружие (объяснение этого слова см. [[old:ps:034:03|Пс. 34:3]], [[old:ps:036:14|36:14–15]], [[old:ps:043:04|43:4)]]. **По бедре** (от слова «бедра», по-русски – «бедро», верхняя внешняя часть лядвеи, см. [[old:ps:037:08|Пс. 37:8]]) значит: «по бедру». **Сильне** – то же, что сильный, крепкий, всемогущий. **Наляцы** (от слова «наляцати», по-русски – «натягивать, напрягать, действовать с усилием, энергично») значит: «натяни, напрягись». Продолжая превосходными качествами изображать возлюбленного Царя своего, псалмопевец смотрит здесь на Него как на героя – победителя врагов, но героя мирного, побеждающего и устрашающего не обыкновенным внешним оружием и физической силой, а прекрасными свойствами души – **красотою и добротою** духа, **кротостью** и справедливостью, славою мудрого и миролюбивого царствования. «Препояши мечь Твой по бедру Твоему, Сильный миловидностью Твоею, и красотою Твоею и напрягись (употреби усилия), и поспеши, и царствуй ради **истины, и кротости, и правды**» (по пер. с греч. еп. Порфирия). Все эти прекрасные черты нравственного характера хотя могут быть применены и к Соломону, но всецело и вполне они приложимы только к Тому, Кого прообразовал ими Соломон, – к Тому, Кто Сам о Себе сказал: «//Я есмь путь и истина//» [[new:in:14:06|(Ин.14:6)]], «//научитесь от Меня, ибо Я кроток»; и – «надлежит нам исполнить всякую правду//» [[new:mf:11:29|(Мф.11:29]], [[new:mf:03:15|3:15)]], Кто поистине в совершенстве был кротким, истинным и праведным. В особенности же это наименование Царя «сильным» не столько идет к Соломону, сколько вполне приличествует Господу Иисусу Христу. Как в Ветхом, так и в Новом Завете оно прилагается к Богу как одно из имен Его [[old:vtor:10:17|(Втор.10:17]]; [[old:ier:32:18|Иер.32:18–19]]; [[new:lk:23:49|Лк.1:49]]; Пс.23:8). Созерцая пророческим взором в образе славного израильского царя будущего Мессию, псалмопевец говорит Ему: как мечом препояшься Ты, Сильный, Царь царей, красотою и добротою Твоею, славою и силою Твоею; натяни лук и поспешай в царственных делах Твоих, **царствуй истины ради**, дабы насадить ее на земле, и **кротости ради**, чтобы сделать кроткими людей – тех, которые свирепее зверей, и **правды** ради, чтобы страждущих под гнетом греха сделать праведными. **И наставит Тя дивно десница Твоя**: т.е. у Тебя достаточно силы для того, чтобы привести все те дела в исполнение, – Ты совершаешь дивные дела Твои без посторонней помощи, руководствуясь единственно десницею Твоею. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]